Публикации
«Управленческая деятельность заместителя директора по информатизации как фактор повышения качества образования"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Управленческая деятельность заместителя директора по информатизации как фактор повышения качества образования"
Автор: Калимулина Александра Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Управленческая деятельность заместителя директора по информатизации как фактор повышения качества образования"
Автор: Калимулина Александра Витальевна
«Управленческая деятельность заместителядиректора по информатизациикак фактор повышения качества образования»«Управленческая деятельность заместителя директора по информатизации как фактор повышения качества образования»В настоящее время развитие информационных технологий, как и цифровизация вообще, оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку они могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управленииобразовательным процессом. Без использования средств информационно-коммуникационных технологий невозможно обеспечить повышение качества и эффективности внутришкольного управления.Информационно-коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как информатизация общества и необходимость подготовки специалистов, так ираспространение в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения.Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могутобработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса.Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создатьрезервы для работы в режиме развития. Также применение информационно- коммуникационных технологий приводит к достижению качественно новыхобразовательных результатов, ускоряет процесс управленческой деятельности и, в целом, повышает ее эффективность. Деятельность руководителей в образовательных учреждениях требует от них решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущегосостояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельность связана с информацией и информационными процессами. Кроме того, применение информационно-коммуникационных технологий в управлении образованием снижает затраты времени специалистов на осуществление функций анализа и контроля, сбор и обработку информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений, позволяетруководителям использовать безбумажные технологии. А так же способствуют роступрофессионального мастерства руководителей, повышению эффективности обработки и представления необходимого материала.Современные руководители в управлении образованием должны не только обладать знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но и быть специалистами по их применению в своей профессиональной деятельности.Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества. Эффект от применения средств как компьютерной техники в управлении образованием зависит о того, насколько специалистпредметной области не ограничивается в средствах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий - информационными и коммуникационными.Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их наобразовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.Информационно-коммуникационные технологии становятся основным инструментом, который будет использоваться человеком не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.В современных системах управлением образования, широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства информационно-коммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты. Например, очень удобна для преподавателей система электронных журналов — мощный, а главное полностью бесплатный инструмент для создания единогоинформационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействияобразовательного учреждения с родителями учащихся. С помощью этой системы учителя получают удобный способ коммуникации с родителями. В этой системе можно составлять отчеты по успеваемости, внедрять электронное тестирование. Система электронныхжурналов предоставляет возможность публиковать расписание для каждого класса, задавать названия классов, распространять информацию о школе, заполнять дневник учащегося.В сети доступны и другие распространенные средства информационно-коммуникационных технологий, применяемых в управлении образованием, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы.Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.В управлении образованием широко используются поисковые системы, которые позволяют искать документы, мультимедийные файлы и программное обеспечение, а также адресную информацию об образовательных учреждениях и их руководителях. Также становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательскойдеятельности.Методы применения средств информационно-коммуникационных технологий в процессе управления образованием в школе ориентированы на совершенствование процессауправления. Здесь выделяют следующие направления: управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением, управление учебно-воспитательным процессом, управление информационными ресурсами. Для каждого из указанных направленийразработаны специальные электронные средства для совершенствования процесса:Основным методом работы с этими системами является информационно-поисковой,представляющий собой процесс выявления в некотором множестве тех документов, которые посвящены указанной теме, удовлетворяют заранее определенному условию поиска илисодержат необходимые факты, сведения, данные. Поиск в сети интернет с применением поисковых машин является самым распространенным и эффективным методом нахождения конкретной информации.Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ИКТ востребовано не только в повседневной жизни, но и стремительно внедряется и становится важным звеном в управления образованием. Информационно-коммуникационные технологии помогаетруководителям образовательных учреждений в поисках важной информации и новых методов в своей деятельности. А также помогают контролировать учебный процесс,демонстрировать свои научные работы, составлять расписание. Педагогам позволяет более красочно вести уроки, представляя материал более доступным и интересным методом дляучащихся. Руководству — отслеживать достижения учащихся и персонала и многое другое. Эффективность управленческой деятельности напрямую зависит от четкого понимания возможностей информационных технологий руководителями учебных заведений по сбору, накоплению, регистрации, передаче, обработке, хранению, представлении информации и ее анализа при подготовке и принятия решений. Использование в управлении компьютерной техники становится неотъемлемым элементом организационных структур образовательного учреждения или системы образования в целом. Текстовые процессоры, электронные таблицы, программы презентационной графики, Web-редакторы, почтовые клиентыпомогают руководителям учебных организаций в деятельности управления образованием. Каждая программа отвечает за свой конкретный участок работы. Одни помогают создавать текст или графику, другие – наводить порядок на жестком диске, третьи – работать в сети Интернет.Для осуществления полноценного и грамотного руководства современной школой разработано множество программных средств. Различают программные средства для: директора; заведующего учебной частью; секретаря; учителя.Директору – программы для учета рабочего времени и контроля работы сотрудников; разработка модели компетенций и формирование должностного профиля сотрудника; аттестация преподавательского состава; контроль процесса обучения и целевого использования бюджетных средств.Заведующему учебной частью – программы для составления расписания; подготовкаотчетности; утверждение документации; ведение личных дел учащихся; распределение учебной нагрузки преподавателей.Методы применения средств информационно-коммуникационных технологий в процессе управления образованием в школе ориентированы на совершенствование процессауправления. Здесь выделяют следующие направления: управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением, управление учебно-воспитательным процессом, управление информационными ресурсами. Для каждого из указанных направленийразработаны специальные электронные средства для совершенствования процесса:Основным методом работы с этими системами является информационно-поисковой,представляющий собой процесс выявления в некотором множестве тех документов, которые посвящены указанной теме, удовлетворяют заранее определенному условию поиска илисодержат необходимые факты, сведения, данные. Поиск в сети интернет с применением поисковых машин является самым распространенным и эффективным методом нахождения конкретной информации.Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ИКТ востребовано не только в повседневной жизни, но и стремительно внедряется и становится важным звеном в управления образованием. Информационно-коммуникационные технологии помогаетруководителям образовательных учреждений в поисках важной информации и новых методов в своей деятельности. А также помогают контролировать учебный процесс,демонстрировать свои научные работы, составлять расписание. Педагогам позволяет более красочно вести уроки, представляя материал более доступным и интересным методом дляучащихся. Руководству — отслеживать достижения учащихся и персонала и многое другое. Эффективность управленческой деятельности напрямую зависит от четкого понимания возможностей информационных технологий руководителями учебных заведений по сбору, накоплению, регистрации, передаче, обработке, хранению, представлении информации и ее анализа при подготовке и принятия решений. Использование в управлении компьютерной техники становится неотъемлемым элементом организационных структур образовательного учреждения или системы образования в целом. Текстовые процессоры, электронные таблицы, программы презентационной графики, Web-редакторы, почтовые клиентыпомогают руководителям учебных организаций в деятельности управления образованием. Каждая программа отвечает за свой конкретный участок работы. Одни помогают создавать текст или графику, другие – наводить порядок на жестком диске, третьи – работать в сети Интернет.Для осуществления полноценного и грамотного руководства современной школой разработано множество программных средств. Различают программные средства для: директора; заведующего учебной частью; секретаря; учителя.Директору – программы для учета рабочего времени и контроля работы сотрудников; разработка модели компетенций и формирование должностного профиля сотрудника; аттестация преподавательского состава; контроль процесса обучения и целевого использования бюджетных средств.Заведующему учебной частью – программы для составления расписания; подготовкаотчетности; утверждение документации; ведение личных дел учащихся; распределение учебной нагрузки преподавателей.Секретарю – программы для составления документации, работы с электронной почтой; учет юридической документации и движения учащихся; оформление дел выбывших и прибывших учащихся; ведение школьного архива.Учителю – программы для презентационной графики; ведение электронного журнала и дневников; создание компьютерных тренажеров и тестов; составление рейтингауспеваемости учащихся в классе и отсчетов о проделанной работе.Преимущества использования ИКТ в управлении образованиемС помощью информационно-коммуникационных технологий руководителям легче ибыстрее работать: разрабатывать учебные планы, перерабатывать материал, создавать списки учащихся и педагогического коллектива, вести учет посещаемости, электронный журнал, личные дела учеников и т.д.Ключевым условием эффективного использования ИКТ в управлении образовательным учреждением является:Объединение всех компьютеров школы в локальную сеть и подключение к Интернету; Систематизация нормативно-правовой базы управления образовательным учреждением; Перевод нормативно-правовой базы на электронные носители; Обеспечение открытости и информационной прозрачности нормативно-правовой сферы управления образовательного учреждения через школьный сайт; Электронный документооборот; Создание и постоянное обновление баз данных всех участников образовательного процесса в учебном заведении; Система мониторинга качества учебного процесса; Повышение квалификации и самообразование педагогического коллектива; Выпуск печатных методических изданий. Руководителям образовательных учреждений, работающих над созданием информационного пространства, необходимо учитывать, что одной из самых больших трудностей, котораяможет встретиться в построении единой информационной базы, является ее большой объем. В реальной жизни образовательного учреждения совершенно невозможно представить себе, что руководитель сможет найти такого сотрудника, который готов один, аккуратно, разумно и осмысленно наполнить информационную базу содержанием. Практика внедренияинформационных систем в работу образовательных учреждений подсказывает, что вряд ли кто-нибудь будет вводить огромное количество информации в компьютер без созданияследующих условий:Четкого и ясного разделения всего объема информации по исполнителям; Обеспечения мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке. Следовательно, единственный путь обеспечения формирования информационногопространства отбор целевых, полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, причем таких, которые:Обеспечивали бы значительное сокращение временных и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности; Поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей-сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря, классных руководителей и преподавателей- предметников;Обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами ;Поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей; Обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием. Автоматизированные информационно-коммуникационные технологии в управленииобразовательным учреждением являются актуальными на сегодняшний день, так как все образовательные учреждения нуждаются в автоматизации управления:Замене рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени; Создание долгосрочных, систематизированных банков данных об учебном процессе; Значительном повышении эффективности при обработке больших объемов информации; Представление информации в удобно оформленном виде (таблицы, диаграммы, графики и т.д.). Возможности хранения в структурированном виде больших и информационных массивов; Быстрый поиск необходимых данных; Составление различных материалов. Кроме этого, к информатизации образования в полной мере можно отнести еще и методы использования средств ИКТ в очном и дистанционном обучении, особенности функционирования виртуальных учебных заведений.Информационные технологии и компьютерные коммуникации представляют большуюважность для решения задач, стоящих перед современной школой, то есть информатизация, цифролизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.Калимулина А.В., заместитель директора по ИКТМОУ Новоуренской СШ имени Ю.Ф. Горячева
