Публикации
«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Автор: Наталья Викторовна Титова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Автор: Наталья Викторовна Титова
«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии. Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А вот инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.Мне сегодня хотелось бы представить вам несколько игр на развитие ритмодекламации, в которое включены:1. речевая игра с движением;2. речевая игра со звучащими жестами;3. речевая игра с музыкальными инструментами;4. коммуникативная игра;5. ритмодекламаци – релаксация (видео).Практическая деятельность.В своих занятиях я применяю ритмодекломацию «Здравствуйте». Хочу вас познакомить с этим упражнением.Мне понадобится ваша помощь, 7 человек. (выходят)Становитесь в рассыпную, выполняем движения по тексту: сначала шагаем, на слова «прибежали детки по дороге к другу» находим себе пару.Музыкальное упражнение «Здравствуйте»Использование таких упражнений формируют коммуникативные навыки, развития координации движений в сопровождении с речью.Знакомство дошкольников с ритмодекламацией происходит поэтапно и имеет свои особенности:1. При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.2. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.3. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа.Я предлагаю вам с мест поиграть в простую игру – на развитие ритмодекламации, предварительно разделившись на 2 группы. Задача первой группы – начинать, а второй – быть «эхом». Текст игры вы видите на экране.СлайдОпа - опа (рече-ритмическая игра.)1группа: 2 группа:Опа-опа, опа-па! Опа-опа, опа-па!Три фасольки, два боба. Три фасольки, два боба.Побежал я в огород. Побежал я в огород.Положил их прямо в рот. Положил их прямо в рот.Вы, наверное, заметили, что игра легко и быстро запоминается. Однако не стоит сразу в работе с детьми прибегать к сложным и большим произведениям, дабы не «отпугнуть» ребёнка от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью.Следует добавить, что у детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Для этого на занятиях ритмодекламация сопровождается жестами, пластикой, движением, музыкальными инструментами.Ритмодекламацией я занимаюсь с детьми при обучении игре на музыкальных инструментах.Предлагаю вам разобрать музыкальные инструменты, потому – что мы с вами попали на зимнюю сказочную поляну, где звучит снежный оркестр.На экране читаем текст и смотрим, какой музыкальный инструмент будет звучать.СлайдРитмодекламация «Новый год»Стихотворение произносится в сочетании с музыкальными инструментами(звенят в бубенцы)Вы прислушайтесь скорей,Едет тройка лошадей.По лесам и по полям,И везёт подарки нам.(маракасы)Под санями снег скрипитДед Мороз сюда спешит.(звенит металлофон)В бороде блестят снежинки,Превращаясь сразу в льдинки.(звенит в колокольчик)А Снегурочка хохочет,Будто звонкий колокольчик.На морозе раскраснелась,Песню весело запела.(звенит в бубен)Вот приехали родные,Наши гости дорогие.Волшебству откройте двери,В сказку каждый пусть поверит.(звенят каждый в свой инструмент)Молодцы, вы замечательно потрудились, и мы продолжаем дальше.Гости становятся в кругу.Посмотрите, пока я шла, корзиночку нашла…(Показывает корзину)Что в корзинке неизвестно, но уж очень интересно!Ты корзинку передай, что лежит в ней, угадай.Игра с корзиной.Ход игры: Под музыку корзину, накрытую платком, передают по кругу. На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзина на ощупь пытается определить предмет, находящийся там (снежки). В корзине сложены только снежки.(Ведущий легким движением руки достает голубое покрывало (акрил 3x3 м) и все участники берутся за его края).Ветви белой краской разукрашу,Брошу серебром на крышу вашу(гости выкидывают на покрывало снежки)игра «Волшебное покрывало»Предлагаю вам, внимательно слушая музыку, ритмично покатать снежки с горки на горку или подбрасывать. Эта игра помогает детям не только ритмично верно катать или подбрасывать снежок и видеть как это делают другие дети, но и прививает детям коммуникативные навыки.1 ч. – Посмотри: зима танцуетВихрем снега с крыш!Снег искрится, снег кружится,Вдруг мне это только снится.(катают комочки с горки, удерживая на покрывале,)2 ч. – Тихо падает снежок,То зима пришла, дружок!Мы играем, веселимся,И мороза не боимся!(ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.)В конце игры участники сужают круг и собирают покрывало всередине вместе со снежками, образуя «сугроб».Заканчивать занятие можно, так же применяя ритмодекламацию – релаксацию. Это упражнение мы посмотрим на экране.Упражнение называется «Осень»(видео – клип)Муз. рук. :За окном подружка осень помечтать нас всех зовётТо листву под ноги бросит, дождь ли, снег нам принесётДавайте помечтаем, ведь скоро осень уйдёт и зиму себе на смену приведёт(дети садятся на коленочки, повторяют за муз. рук.)Кап- кап, кап-кап (дети)Тихо –тихо, тихо –тихоВ наши двери входит тихоХодит, просит не кричать,А баюкать и качатьОсень песенку поёт,Сны повсюду раздаёт,В этих снах деревья спятВ этих птицы вдаль летятТихо -тихо, тихо –тихо,Кап-кап, кап-кап,Всюду дрёма и покойМахни осени рукойВ заключение хочется поблагодарить Вас за внимание и пожелать творческих побед и успехов!
