Публикации
Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Автор: Цуканова Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Автор: Цуканова Елена Анатольевна
Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе Словарная работа – это систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников. Существует несколько способов и методов по запоминанию написания словарных слов. Важное условие для этой работы – это ежедневные занятия по 15-20 минут. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.Самостоятельное чтение слова ребенком. Прочтение слова учителем «орфографически». Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем). Орфографическая работа над словом: постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса. Заучивание правописания данного слова: подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом. Запись слова в орфографический словарик. Составление рассказа из блока словарных слов Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий). Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: по родам; по числам; по склонениям; с непроверяемой и проверяемой гласной; одушевленные или неодушевленные предметы; по тематике; по частям речи. Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…, огородное растение, растущее кочаном – это…). Придумывание словосочетаний со словарными словами Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа. Подбор однокоренных слов. Разбор слов по составу. Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке) Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово. Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-морковка). Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Ро…ия, ба...ейн, Мо…ква). Письмо по памяти. Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически». Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий). Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад). Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо включать как можно чаще в процесс обучения.
