Публикации Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе
Автор: Цуканова Елена Анатольевна

Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе Словарная работа – это систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должны способствовать активизации словаря младших школьников. Существует несколько способов и методов по запоминанию написания словарных слов. Важное условие для этой работы – это ежедневные занятия по 15-20 минут. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.Для запоминания слов рекомендуется использовать следующие задания и вопросы.
  • Самостоятельное чтение слова ребенком.
  • Прочтение слова учителем «орфографически».
  • Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, следует ему воспользоваться словарем).
  • Орфографическая работа над словом:
  • постановка ударения, выделение простым карандашом трудной буквы,
  • звукобуквенный анализ слова,
  • деление слова на слоги и на слоги для переноса.
  • Заучивание правописания данного слова:
  • подбор однокоренных слов,
  • составление словосочетания, предложения с этим словом,
  • подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
  • Запись слова в орфографический словарик.
  • Составление рассказа из блока словарных слов
  • Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  • Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
  • Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям;
  • с непроверяемой и проверяемой гласной;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • по тематике;
  • по частям речи.
  • Заменить одним словом (сообщение по телеграфу -…, килограмм-это тысяча…, огородное растение, растущее кочаном – это…).
  • Придумывание словосочетаний со словарными словами
  • Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
  • Подбор однокоренных слов.
  • Разбор слов по составу.
  • Запись слов с разными предлогами (с тарелкой, без тарелки, в тарелке)
  • Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  • Образовать новое слово при помощи суффикса (ладонь-ладошка, морковь-морковка).
  • Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, ру..кий, Роия, ба...ейн, Мо…ква).
  • Письмо по памяти.
  • Устный диктант всех слов. Проговаривание слов «орфографически».
  • Образование другой части речи (класс - классная, работа-рабочий).
  • Заменить синонимами (чёрный-белый) или антонимами (восток-запад).
  • Все эти задания помогут ребёнку лучше запомнить словарные слова. Но учителю ещё нужно помнить, что существует процесс забывания детьми написания этих слов и поэтому важно создать своеобразную систему повторения. Работа с этими словами должна продолжаться на протяжении всего учебного года. Отдельные приёмы необходимо включать как можно чаще в процесс обучения.
    -