Публикации
Нестандартные форматы встреч с родителями в ДОУ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нестандартные форматы встреч с родителями в ДОУ
Автор: Бисярина Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нестандартные форматы встреч с родителями в ДОУ
Автор: Бисярина Ирина Александровна
Нестандартные форматы встреч с родителями в ДОУ Автор Бисярина Ирина Александровна Воспитатель ЛГ МАДОУ «Детский сад №4 «Солнышко» г. ЛангепасДетский сад представляет собой первое образовательное учреждение, с которым сталкиваются родители. Основной единицей его структуры является группа, где воспитатель выступает в роли организатора и координатора, взаимодействуя как с детьми, так и с их родителями. Важно отметить, что даже при высоком уровне профессионализма педагога и тщательной проработке образовательных программ, успех возможен лишь при условии объединения усилий семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства. Это предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие между воспитателями и родителями на протяжении всего дошкольного периода ребенка. В современных условиях ключевой задачей является развитие партнерских отношений между семьей и детским садом, направленных на активное вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения. Партнерство между педагогами и родителями основывается на взаимопомощи, уважении, доверии, а также на знании условий воспитания как в семье, так и в детском саду. Успешная работа с родителями требует изучения их социального статуса, уровня образования, выявления семей группы риска, а также дифференцированного подхода к каждой семье. Важными условиями являются систематичность, плановость, доброжелательность и открытость. Формы взаимодействия включают традиционные методы, такие как знакомство с семьей, информирование о ходе образовательного процесса, обучение родителей и совместная деятельность. Особое внимание уделяется нетрадиционным формам, таким как познавательные, информационно-аналитические, досуговые и наглядно-информационные мероприятия.В детском саду могут использоваться различные нестандартные форматы организации встреч с родителями. Приведу примеры:«Педагогическая гостиная»Мероприятие рекомендуется организовывать в начале или конце учебного года. В рамках таких встреч обсуждается вовлеченность родителей в жизнь детского сада. Проводится опрос «Родитель–ребенок–детский сад», который помогает воспитателю лучше понять особенности каждого ребенка. В начале года родителям представляют план мероприятий на предстоящий период, выслушивают их предложения, пожелания и идеи о том, как они могут помочь в реализации запланированных активностей. В конце года на встречах подводятся итоги, анализируются достижения и недочеты прошедшего периода. Обсуждение может быть посвящено как предстоящим событиям, так и оценке уже проведенных. Такие встречи способствуют укреплению взаимодействия между педагогами и родителями, а также помогают улучшить образовательный процесс с учетом мнений всех участников.Педагогическая конференция»Организация мероприятия начинается с подготовительного этапа, на котором родителям предлагается выполнить задание по заданной теме. Затем результаты обсуждаются с разных точек зрения. За две недели до встречи родители получают материалы по теме, воспитатель просит их прокомментировать высказывания, раскрывает суть темы и задает вопросы для обсуждения. Например, встреча для второй младшей группы может быть посвящена теме «Кризис трех лет». Родители анализируют высказывания известных педагогов, делятся своими взглядами, а затем вместе с воспитателями предлагают решения проблемы. Лучшие идеи фиксируются в виде картотек или альбомов, таких как «Педагогическая копилка: родители для педагогов» или «Педагогическая копилка: педагоги для родителей». «Педагогическая конференция - аукцион»Подготовка аналогична обычной конференции, но обмен опытом проходит в игровой форме, где полезные советы «продаются» за фишки. Например, воспитатель объясняет понятие «кризиса трех лет», обсуждает с родителями особенности этого периода у детей и предлагает поделиться опытом его преодоления. За каждый совет участники получают фишки, а наиболее ценные рекомендации также оформляются в картотеки или альбомы. «Семинар-практикум»На таких встречах выступают не только воспитатели, но и родители, логопеды, психологи и другие специалисты. Совместно решаются проблемные ситуации, проводятся тренинги. Например, если тема — детские страхи, ведущим может быть психолог. После теоретической части родители обсуждают причины страхов и способы их преодоления, участвуют в мини-тренингах и игровых упражнениях. «Душевный разговор»Эта встреча предназначена для родителей, чьи дети сталкиваются с общими проблемами, например, агрессивностью или трудностями в общении. Проводится анкетирование, обыгрывание ситуаций, демонстрация видео. Родители самостоятельно приходят к выводам. Например, тема «Ваш ребенок — левша» включает анкетирование, обсуждение особенностей леворукости и практические задания для развития моторики. «Мастер-класс»На таких встречах воспитатели, родители или специалисты делятся опытом, проводят мини-уроки, демонстрируют навыки. Например, родители показывают, как научить ребенка убирать игрушки, а воспитатели — как создать дидактические пособия. «Ток-шоу»Встреча предполагает обсуждение проблемы с разных точек зрения. Например, тема «Домашние питомцы — плюсы и минусы» делит участников на две группы, каждая из которых отстаивает свою позицию. Существует два противоположных взгляда на наличие домашних животных в доме: одни считают это положительным явлением, другие – отрицательным. Родителям предлагается рассмотреть различные ситуации, оценивая их с разных позиций и приводя аргументы в пользу своей точки зрения. Все мнения обсуждаются коллективно. В завершение встречи участники могут перейти в противоположную команду, если их взгляды изменились, или остаться на своей стороне. Дополнительно можно организовать голосование, чтобы определить, какая позиция оказалась более убедительнойРодительский тренинг представляет собой активный метод работы с мамами и папами, стремящимися улучшить свои отношения с детьми. Важно, чтобы в таких занятиях участвовали оба родителя. Для достижения эффективности рекомендуется проводить 5-8 встреч. Обычно тренинг ведет психолог, который помогает взрослым временно почувствовать себя на месте ребенка, заново пережить детские эмоции и впечатления. Примеры упражнений включают: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и другие. Также тренинги могут строиться вокруг обсуждения педагогических вопросов. На каждый вопрос отвечают две семьи, высказывая свои точки зрения. Эксперты оценивают, чьи ответы оказались наиболее точными. Игровое моделирование предполагает проигрывание сложных ситуаций в воспитании, взаимодействие родителей и детей через игры, а также обмен опытом. Такие методы помогают установить доверительные отношения с родителями, избегая навязывания готовых решений, и стимулируют поиск индивидуальных подходов к решению проблем.На родительских собраниях нестандартного формата можно применять различные способы вовлечения родителей. «Мозговой штурм» — это техника группового обсуждения, которая помогает участникам достичь взаимопонимания, когда общая задача становится значимой для каждого. «Обратный мозговой штурм, или Анализ недостатков» — отличается от классического метода тем, что вместо откладывания критики участники активно выявляют слабые стороны и недочеты в процессе, системе или идее. Это позволяет подготовить решение, направленное на устранение выявленных проблем. «Список характеристик» — метод, при котором перечисляются различные качества, свойства или черты объекта, деятельности или личности, требующие улучшения. Сначала участники предлагают прилагательные, описывающие желаемые характеристики, затем каждое из них анализируется отдельно, чтобы определить пути достижения цели. Например, вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка перед школой?» Родители называют качества, а затем совместно разрабатывают стратегии для их развития.«Ассоциации» — на бумаге изображается символ, отражающий проблему или ее ключевой аспект (например, что препятствует доверию в детском коллективе или образ педагога для группы). Далее участники рисуют другие символы, связанные с первым, пока не появится идея решения. Например, на встрече по теме «Агрессия» создается ассоциативный рисунок, который затем корректируется или заменяется новым, уже с решением. «Коллективная запись» — каждый участник получает блокнот или лист с описанием проблемы и рекомендациями для ее решения. Родители самостоятельно выделяют важные для них моменты и записывают их. Затем записи передаются педагогу, который обобщает их, и группа обсуждает результаты. После этого можно провести «мозговой штурм». Например, на тему «Как любить своего ребенка» родители фиксируют ключевые идеи, педагог их систематизирует, и группа обсуждает. «Эвристические вопросы» — включают 7 основных вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Этот метод помогает собрать полную информацию о событии. Вопросы можно комбинировать для нового взгляда на проблему. Например, сочетание «кто чем?» позволяет находить нестандартные решения, отвечая на необычные вопросы.Следует понимать, что независимо от выбранного формата взаимодействия, продуктивное сотрудничество между родителями и детским садом не формируется моментально. Это постепенный процесс, требующий времени, усилий и постоянного движения вперед. Необходимо проявлять терпение и настойчивость, шаг за шагом приближаясь к поставленной цели. Ключевым моментом является непрерывное развитие: нельзя останавливаться на достигнутом, важно искать новые способы укрепления партнерских отношений. Только через совместный труд и открытый диалог можно достичь гармоничного взаимодействия, которое принесет пользу всем участникам процесса.
