Публикации Статья: "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся,

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся,
Автор: Аксеновская Елена Михайловна


Аксеновская Елена Михайловна
учитель ИЗО, педагог Д.О., ВКК,
МБОУ г. Иркутска СОШ № 9
им. А.С. Пушкина
axenlovsckaya.elena@yandex.ru
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся
Аннотация
Применение современных образовательных и игровых технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной и внеурочной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование компьютера даёт возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актёрское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
При этом компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекает их в серьёзную творческую работу, в которой развиваются творческие способности учащегося.
Ключевые слова: педагогическая инновация, современные технологии, компьютерные технологии, личностно-ориентированные методы.
Введение
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, портфолио ученика, модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам).
Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни.
Е.И.Рерих
Николай Константинович считал, что общение — наиболее эффективное средство образования, а гармоничное общение — его цель. Он предлагал развивать общение по таким направлениям: расширение симпатий, поддержка самостоятельности, углубление знаний, совместный труд, знакомство с достижениями мировой культуры, близость к природе. Николай Константинович Рерих считал, что человек должен пребывать в состоянии непрерывного обучения и самовоспитания в течение всей жизни.
В соответствии с законом РФ Об образовании в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых современных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
личностно – ориентированное обучение; развивающее обучение; проблемное обучение;
технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; технология проектного обучения; игровые технологии; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; арт-технологии и др.
Одной из главных задач современной школы является, формирование у нового поколения способности действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни.
В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию художественных способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности субъектов образовательного процесса. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают изобразительное искусство, музыка – предметы, которые могут использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности.
В соответствии с законом РФ Об образовании в системе образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию искусств в общеобразовательной школе способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности. В условиях построения новой модели образования одним из приоритетных направлений становится внедрение в образовательный процесс новых технологий.
Учитывая живой интерес школьников к искусству, я стремлюсь каждый урок строить по принципу сотрудничества, чтобы этот урок был словно творческая мастерская художника. Дети на уроках изобразительного искусства работают увлеченно, работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает в альбоме.
Таким образом, урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
проведение урока с мультимедиа выступлением;
выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии на уроке:
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов инновационных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым, создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из распространённых видов деятельности на уроках ИЗО остаются игровые и ИИ технологии.
Играна уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
С помощью дидактических игр "Вести с корабля", "На развилке трех дорог", "Волшебные ковры" мы учим воспитанников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.
На занятиях по теме "Натюрморт" проводим игру "Сочиняем сам натюрморт". Предлагаем проанализировать картины-натюрморты И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды", В. Стожарова "Лен", И. Машкова "Снедь московская: хлебы". О чем нам могут рассказать эти предметы? Дети получают задание сочинить рассказ. Одни дети легко придумали рассказ, другие испытывали затруднения. По рассказам, у детей достаточно развитое воображение, здесь мы понимаем кого нужно развивать и в этом направлении.
Прием перевоплощения применяю на разных занятиях. Например, на занятии "Эти забавные животные" даем задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно, творческие работы получаются более "живыми".
На занятиях по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаем учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре дети легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).
Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.
Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница", "Похоже - непохоже", "Ожившие картины", "Музыкальная загадка", "Радость или грусть", "Собери открытку", "Экзамен художника Тюбика".
Разгадывая кроссворды или ребусы на занятиях изобразительного искусства, дети закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.
Большой познавательный интерес вызывают игры "заочные путешествия", приглашающие детей в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести занятие "Путешествие в мир прекрасного, в мир природы". Это занятие воспитывает любовь детей к родной природе, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту природы. С помощью музыки, поэзии, живописи я побуждаю детей к творческому мышлению о природе в рисунках.
Цели игровых технологий:
учить сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;
формировать определенные умения и навыки и применять их в практической деятельности;
воспитывать самостоятельность детей, сотрудничество, чувство коллективизма.
Задачи игровых технологий:
дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Таким образом, применение игровых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.
Заключение
В заключении следует отметить, что игровые практики имеют большой потенциал для обогащения учебного процесса и стимулирования интереса учеников к обучению. Важно грамотно выбирать и применять их, учитывая конкретные образовательные цели и потребности класса.
Можно сказать, что рассматриваемые методы имеют большой потенциал для развития образования и улучшения качества учебного процесса. Они могут стать мощным инструментом в руках учителей для вовлечения учеников, развития их навыков и подготовки к успешной адаптации в современном мире.
Список литературы:
Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Соколова Е. Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно-педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во ФГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: кн. для учителей общеобразов. организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
Примерный список литературы для подготовки учителя к занятиям по использованию литературного наследия Н. К. Рериха в образовательном процессе:
Н. Рерих. О Вечном... М., Республика, 1994;
Р. Рудзитис. Братство Грааля. Рига, Угунс, 1994;
В. Сидоров. На вершинах. Роман-газета для юношества, №11, 1990;
С. Ключников. Чаша сердца. Роман-газета, №11, 1990;
Н. Рерих. Зажигайте сердца. М., 1978;
Н. Рерих. Забытая книга. М., Художественная литература, 1991.
-