Публикации
Особенности использования здоровьесберегательных технологий
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности использования здоровьесберегательных технологий
Автор: Утюгова Екатерина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности использования здоровьесберегательных технологий
Автор: Утюгова Екатерина Алексеевна
Особенности использования здоровьесберегательных технологий К здоровьесберегающим технологиям исследователи относят: Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стрессовых ситуаций, полная адекватность требований); Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными и половыми особенностями и гигиеническими требованиями); 3.Соответствие учебной и физической нагрузки возможностям ребенка;4.Достаточный и рационально организованный двигательный режимПринципы здоровьесберегающих технологий: 1.Не навреди!- все методы, приёмы, средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 2.Непрерывность – работа ведётся каждый день и на каждом уроке. 3.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся, материала должны соответствовать возрасту учащихся.4.Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяется хорошее, положительное, а потом только отмечаются недостатки.5.Активность- активное включениеНа реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения направлены средства двигательной направленности.Это: движение, физические упражнения, физкультминутки, эмоциональные разрядки ,пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, подвижные дидактические игрыАнализ научно-методической литературы позволяют выделить основные правила построения и организация урока с позиции здоровьесбережения:- главной целью учителя должно быть – научить ученика простить нужную информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к обучению, готовность и умение сформулировать вопрос. Задавание вопросов является показателем:-включенности ученика в проблему- проявлением познавательной активности.- показателем развитых коммуникативных навыков.Тaким обрaзом, количество и кaчество зaдaвaемых учеником вопросов служит одним из индикaторов его психологического здоровья, a тaкже тренирует его успешность в учебной деятельности.Результaт урокa – взaимный интерес, который подaвляет утомление.Прaктически все исследовaтели сходятся во мнении, что урок оргaнизовaнный нa основе здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учaщиеся зaкaнчивaли обучение с очень вырaженными формaми утомления.Обязaтельным элементом здоровьесберегaющей оргaнизaции урокa учaщихся является физкультминуткa.Виды физкультминуток:Упражнения для уменьшения утомления; Упражнения, корректирующие осанку; Дыхательная гимнастика; Упражнения для кистей рук; Гимнастика для глаз; Гимнастика для слуха. Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуется: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук.Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз:- работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т. д. (размер от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.;- рисование носом;- раскрашивание (предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Но закончить нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.)Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока использую дыхательную гимнастику:- дыхательная медитация (Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка…Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)- «Каша кипит» (Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых»).- «Ветерок» (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи.фф и т.п.Исследования доктора медицинских наук В. Базарного показали, что в возникновении и поддержании утомления школьников является поддержание телесно-мышечной системы в однообразной статически-напряженной позе.Полученные данные явились основанием для рекомендации внедрения в учебный процесс методики периодически меняющихся динамических поз.Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в тот момент, когда они не заняты письмом. На уроках каждый учитель создает атмосферу комфортности для каждого ребенка, для этого необходим индивидуальный подход к учащимся, создается ситуация успеха. При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать необходимость проведения часов здоровья, и различных мероприятий обучающих детей правилам ЗОЖа, соблюдению режима дня. Такими мероприятиями могут стать классные часы, «Путешествие в медицинский кабинет», «Мой друг Мойдодыр» и др. Так же очень полезно всем классом проводить выходные летом – на речке, зимой катаясь на санках или лыжах, т.е. обучать детей правильно организовывать свой отдых.
