Публикации
Несломленная в рабстве Третьего Рейха
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Несломленная в рабстве Третьего Рейха
Автор: Анна Николаевна Лях
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Несломленная в рабстве Третьего Рейха
Автор: Анна Николаевна Лях
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ«УГОН МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ СССР НА ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ГЕРМАНИЮ КАК АКТ ГЕНОЦИДА»Руководитель проекта: Лях Анна НиколаевнаУчастники проекта: Волохова Екатерина Сергеевна, Коломиец Денис Александрович, Паршина Александра СергеевнаСубъект Российской Федерации: Запорожская область, г. БердянскНазвание образовательной организации: «Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бердянский медицинский профильный колледж»Несломленная в рабстве Третьего РейхаАктуальность. В последние годы Россия сталкивается с вызовом идеологического характера. Усиленно предпринимаются попытки фальсификации истории, девальвации вклада СССР в победу над фашизмом. Сохранение и восстановление исторической правды – одна из глобальных задач современной молодежи. В период Великой Отечественной войны для нацистской Германии особое значение имела организация насильственного угона мирного насиления с оккупированных территорий на принудительные работы в Третий Рейх. Людей, принудительно вывезенных на работы в Германии называли «остарбайтеры» – восточные рабочие. Более 5 миллионов советских граждан было вывезено с целью трудоиспользования. Их труд применялся во всех отраслях промышленности, сельском хозяйстве, домашнем услужении. Однако, остарбайтеров в нацистской Германии рассматривали как представителей низшей расы, подлежащей уничтожению. Восточные рабочие бли лишены вещевого снабжения, медицинской помощи, для них были занижены нормы питания. За малейшие провинности остарбайтары подвергались, избиению до потери сознания и даже смерти. Характер такого трудоиспользования можно определить, как насильственный связанный с нарушением основных гражданских прав и свобод. Тема остарбайтеров является актуальной, в виду своей мало изученности всвязи с тем что в Советском Союзе была не публичной.С мая 1942 года проводился планомерный и массовый угон юношей и девушек из города Бердянска и Бердянского района Запорожской области в рабство Третьего Рейха. Судьба мноих из них неизвестна до сегодняшнего дня.Объкт исследования: биография остарбайтера Анны Неофитовны Хряпиной (Мульченко).Предмет исследования: условия жизни и трудовой деятельности остарбайтеров в Третьем Рейхе.Цель исследования. На конкретных биографических данных остарбайтера Анны Неофитовны Хряпиной (Мульченко) доказать, что угон мирных жителей СССР на принудительные работы в Германию является актом геноцида.Гипотеза: судьба конкретного человека, угнанного на принудительные работы в Третий Рейх, индивидуальна и в деталях отличается от судеб других людей, попавших в аналогичную ситуацию. Данное обстоятельство позволяет с высокой степенью достоверности реконструировать объективную картину жизни советских граждан в нацистской Германии.Задачи:Изучить документы и фотографии фонда музея «Подвиг» г. Бердянска Запорожской области периода оккупации города. Исследовать условия жизни и трудовой деятельности Анны Неофитовны Хряпиной (Мульченко) в Третьем Рейхе, используя семейный архив семьи Мульченко. Проанализировать документальные хроники о концлагере Равенсбрюк. Выявить факты Геноцида по отношению к работникам с востока в нацистской Германии. Создать на основе исследованного материала видеоролик о жизни остарбайтора. Укрепить духовно-эмоциональную связь поколений. Методы исследования: анализ документов и фотографии фонда музея «Подвиг» и семейного архива семьи Мульченко; сопоставление полученных фактов биографии Анны Неофитовны Хряпиной (Мульченко) с документальными хрониками о концлагере Равенсбрюк.Этапы исследовательского проекта:Подготовительный этап 1.1. Создание творческой группы исследовательского проекта1.2. Выбор тематического направления1.3. Утверждение темы проекта1.4. Определение цели, формулирование задач.1.5. Разработка плана работы1.6. Выдача письменных рекомендаций участникам проектной группы (требования к исследовательскому проекту, сроки, график, консультации и т.д.).Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации. 2.2. Сбор информации, архивных данных по вопросу гено2.3. Систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и задачами исследовательского проекта2.4. Отбор наочного материалаПрактический 3.1. Анализ и сопоставление собранной информации 3.2. Написание сценария для видеороликаПрезентационный. 4.1. Съемка видеоролика.4.2. Изучение возможностей использования результатов проекаПерспективность развития темы исследовательского проекта Работа по изучению архивных документов, отражающих человеконенавистнические планы гитлеровского руководства и их реализацию на оккупированной территории СССР, может быть продолжена другими обучающимися в целях сохранения исторической памяти о злодеяниях немецко– фашистских захватчиков. Материалы проекта могут быть использованы на уроках истории в 11 классе.твыводы: обобщение результатов, полученных по каждой задаче, обоснование их взаимосвязи;перспективность развития темы исследовательского проекта;использованные источники и научная литература.Список использованных источников:Документы и фотографии из личного архива семьи МульченкоДокументы и фотографии из фонда музея «Подвиг» г. Бердянска Запорожской области.Таким образом семья моей прабабушки пережила все испытания, через которые прошли остарбайтеры вовремя, и после войны. Эта история надолго останется в памяти моей семьи. История о судьбе маленькой девочки Таисы из белорусской деревни Талуть.Даже на фоне жестокой оккупационной повседневности отправка на принудительные работы в Германию стала одним из самых тяжелых периодов в жизни граждан, ставших остарбайтерами. Память людей, познавших принудительный труд, зафиксировала множество мельчайших подробностей жизни и быта в Германии. С одной стороны, воспоминания остарбайтеров дают общее представление об исключительно тяжелом положении белорусов в Германии, с другой стороны, воспоминания конкретного человека индивидуальны, в деталях отличаются от воспоминаний других людей, попавших в аналогичную ситуацию. Данное обстоятельство позволяет с высокой степенью достоверности реконструировать объективную картину жизни белорусских граждан в нацистской Германии.Главный вывод, который мы сделали в результате нашего исследования – положение детей, увезенных во время Великой Отечественной войны на работу в Германию, было ужасающим. Детей везли, как скот, отвратительно кормили, издевались, а в Рейхе превращали в рабов, которые жили в нечеловеческих условиях и гибли тысячами.Невозможно представить, как дети выживали в таких тяжелейших условиях, да еще вели дневники. Мы думаем, им помогала вера в то, что СССР победит в этой войне, и они вернутся на Родину: «Читали газеты, откуда узнали, что наша местность снова забрана русскими, что немцы начинают бежать от самого Сталинграда. Как приятно вдруг стало на душе. Ребята! Если бы мы сейчас попали на родину, и притом на фронт, мы бы этих варваров душами перегрызли, а не только оружием…»36. И действительно, оставшиеся в живых дети-остарбайтеры после поражения Германии были отправлены домой.C 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия) шел международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии, который вошел в историю под названием Нюрнбергский процесс. Подсудимые были обвинены во многих преступлениях, среди которых военные преступления, включающие в себя увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей37 (Приложение 5). Превращение людей в рабов было признано преступлением.БиблиографияДетская книга войны. Дневники 1941 – 1945. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», 2015. 480 с.Видеофильм «Остарбайтеры» или как немцы угоняли жителей СССР в Германию // (Дата обращения: 22.01.2018 г.)Видеофильм «Остарбайтеры: неизвестные страницы // (Дата обращения: 22.01.2018)Гладкова М. Угнанное детство. Фашисты считали маленьких узников «человеческим материалом» [электронный ресурс] // Оплот.Инфо [сайт]. URL: (Дата обращения: 13.01.2018)Дети войны (народная книга памяти) [электронный ресурс] // Ogrik2.ru [сайт]. URL: (Дата обращения: 15.02.2018)Млечин Л.М. На работу в Германию [электронный ресурс] // ВикиЧтение [сайт]. URL: (Дата обращения: 13.01.2018)Нюрнбергский процесс - суд, определивший ход истории. [электронный ресурс] // LiveJournal [сайт]. URL: (Дата обращения: 24.02.2018)Ostarbeiter: Восточные рабы “Великой Германии” [электронный ресурс] // Сетевой журнал SoftMixer [сайт]. URL: (Дата обращения: 25.01.2018)Остарбайтеры (фото, воспоминания, видео) [электронный ресурс] // Стена [сайт]. URL: (Дата обращения: 20.01.2018)«Приезжайте к нам в солнечную Германию!» – так выглядела нацистская пропаганда в годы Второй мировой войны [электронный ресурс] // Cameralabs.org. Сайт о культурной и общественной жизни [сайт]. URL: (Дата обращения: 22.01.2018 г.)Принудительное использование жителей оккупированных стран для работы в Германии [электронный ресурс] // Маленькие истории [сайт]. URL: (Дата обращения: 20.01.2018)Угон граждан СССР на работу в Германию [электронный ресурс] // Википедия [сайт]. URL: Угон_граждан_СССР_на_работу_в_Германию. (Дата обращения: 11.01.2018)Щербакова И. Пути следования: Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях ХХ века [электронный ресурс] //Электронная библиотека [сайт]. URL: (Дата обращения: 22.02.2018 г.)Исследовательская работа проводилось поэтапно:- составление вопросов социологического опроса для выяснения уровня знаний о Курской битве;- проведение социологического опроса и викторины среди учащихся ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина Сергея Евдовимовича»;- обобщение результатов социологического опроса, викторины и их анализ, формулировка выводов;- поиск и изучение информации о битве;- выполнение масштабного макета эпизода Курской битвы. изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.Расширить на конкретных примерах представления о жизни детей во время Великой Отечественной войны. изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.Результаты.В ходе работы над проектом нами проанализированы различные источники, которые подтверждают достоверность убийства немецкими оккупантами в августе 1942 года в Змиевской балке мирных граждан разных национальностей, военнопленных, душевнобольных, инвалидов и заключенных. Для создания видео и фотоальбома была проведена кропотливая работа с документами: материалы расследования Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников по Ростовской области; информация сайтов о Великой Отечественной войне в сети Интернет. Найдены фотографии мемориального комплекса памяти жертв фашизма в Змиевской балке. Был собран большой материал, написана исследовательская работа, Весь собранный материал использован при соРезультат: сохранение исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне.здании данного проекта.
