Публикации Лекция: «Музыка в формировании духовной культуры личности».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Музыка в формировании духовной культуры личности».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Лекция: «Музыка в формировании духовной культуры личности». Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: Жизни и Смерти (реквиемы В. А. Моцарта, Дж. Верди, Б. Бриттена); Вечности Духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И. С. Баха), Любви и Ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульета); войны и мира (Д. Д. Шостакович, Г. Малер, Д. Б. Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А. И.Хачатурян, А. Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М. П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем и выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.Опыт музыкально-творческой деятельностиРазвитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.Слушание музыки. Личностно-окращенное эмоционально-образное восприятие и оценка: изучаемых образцов народного музыкального творчества; профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.Пение.Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и .современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основные/тем инструментальных произведений. Поиски вариантов воплощения музыкального исполнительского замысла. Обогащение опыта вокальной импровизации.Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного выражения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения.Музыка и современные технологии.Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности музицирования на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.Требования к уровню подготовки выпускниковВ результате изучения музыки ученик должен знать/понимать:- специфику музыки как вида искусства;- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;- основные жанры народной и профессиональной музыки;- многообразие музыкальных образов и способов их развития;- основные формы музыки;- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;уметь:- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
-