Публикации
Роль повышения игровой двигательной активности в профилактике утомления и дисфункции автономной нервной системы у подростков, проживающих в зоне экологического напряжения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль повышения игровой двигательной активности в профилактике утомления и дисфункции автономной нервной системы у подростков, проживающих в зоне экологического напряжения
Автор: Столяров Алексей Александрович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль повышения игровой двигательной активности в профилактике утомления и дисфункции автономной нервной системы у подростков, проживающих в зоне экологического напряжения
Автор: Столяров Алексей Александрович
Роль повышения игровой двигательной активности в профилактике утомления и дисфункции автономной нервной системы у подростков, проживающих в зоне экологического напряжения
Столяров А.А. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа Засвияжского района".
В настоящее время влияние экологических факторов на физическую и умственную работоспособность значительно возросла, достигая в некоторых районах Российской Федерации 70% в формировании здоровья [8].
Возросло влияние не только климата-географических, физических, химических, социальных, экономических, биологических факторов, но и интенсификация информационных воздействий на человека. Такое сочетание факторов внешней среды может усиливать неблагоприятное воздействие на здоровье, интегральным показателем которого является физическая и умственная работоспособность. В популяции наиболее чувствительными к внешним воздействиям являются дети и старшее поколение [2]. В этих условиях необходима разработка, апробация с оценкой эффективности рекреационно - профилактических комплексов. Такой подход особенно актуален в г. Ульяновске, относящемся к зоне экологического риска [3].
Двигательная активность, построенная на игровых методах в значительной степени способствует повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывает повышенный интерес у школьников [7, 9].
Среди спортивных игр флорбол является популярным видом двигательной активности подростков, но методика обучения элементам игры является одной из наименее изученных. Возможности же использования упражнений с элементами игры во флорбол для психофизиологического развития подростков значительны. Отсутствуют также данные о влиянии флорбола на уровень двигательной подготовленности, функциональное и психофизиологическое состояние школьников. Открытым остается вопрос медико-биологического обоснования влияния нагрузок на организм детей и подростков на занятиях флорболом.
Таким образом, оптимизация уровня игровой двигательной активности в рамках третьего часа урока физической культуры для укрепления здоровья учащихся является остроактуальной задачей, решению которой способствует комплексное исследование влияния занятий флорболом в условиях различных двигательных режимов на морфофункциональное, психофизиологическое развитие и умственную работоспособность, а также может быть использована как профилактическое средство развития утомления.
Цель работы состоит в изучении влияния занятий флорболом на психофизиологическое развитие подростков как профилактического средства развития утомления и оптимизации умственной работоспособности.
Для достижения поставленной цели на разных этапах тренировочного процесса обследовано 15 юных флорболистов (экспериментальная группа, ЭГ) 12-15 лет и 15 школьников-ровесников, не занимающихся спортом (контрольная группа, КГ). Оценку психофизиологического комфорта проводили методом анкетирования [1]. Оценку умственной работоспособности проводили по корректурной пробе Анфимова [2], оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы по пробе Мартинэ [5], оценку функциональной физической работоспособности проводили по индексу Руффье, функциональное состояние дыхательной системы проводили по пробе Штанге, уровень напряжения механизмов адаптации проводили по показателю адаптационного потенциала [6]. Оценку достоверности отличий проводили по t-критерию Стьюдента.
В результате проведенных исследований обнаружено, что у юных флорболистов показатели психофизиологического и физиологического комфорта соответствуют нормальным и высоким значениям (1-2 балла и 2 балла соотвественно). В контрольной группе у 27% учащихся обнаружено слабое физическое и эмоциональное состояние, отмечается физиологический дискомфорт (3-4 балла). Нарушений сна не обнаружено у всех испытуемых.
Оценка умственной работоспособности у экспериментальной группы выявила тенденцию к повышению по сравнению с контрольной группой (873,552,1 и 761,247,5 соответственно), но скорость, функциональная подвижность нервных процессов и коэффициент продуктивности у ЭГ достоверно выше (коэффициент подвижности нервных процессов 2,100,06 и 1,900,08; коэффициент продуктивности 1,400,01 и 0,900,01 соответственно).
Таким образом, юные флорболисты находятся в состоянии оптимального психофизиологического комфорта, обладают лучшими психологическими показателями и имеют более высокий уровень и качество умственной работоспособности.
Обследование состояния кардиореспираторной системы показало, что у мальчиков ЭГ время задержки дыхания больше, чем в КГ (53,22,3 с и 48,82,1 с соответственно). Обнаружена также тенденция к понижению ЧСС в ЭГ (90,22,2 уд/мин и 94,32,1 уд/мин соответственно), что допустимо рассматривать как более высокую зрелость ССС и более раннее созревание ее регуляторных механизмов.
Показатели АД соответствуют диапазону средних значений подросткового периода. Пульсовое давление выше в ЭГ (42,01,6 мм рт.столба и 36,00,6 мм рт.столба; р≤0,05, соответственно). Уменьшение величины пульсового давления в КГ говорит о менее экономичном режиме работы сердца, и расценивается как признак утомления под влиянием интенсивной учебной нагрузки.
Оценка функциональной физической работоспособности показала, что у подростков КГ индекс Руфье выше, чем в ЭГ, что отражает относительное замещение процесса восстановления ЧСС после дозированной физической нагрузки. Индекс Руфье обеих групп относится к области оптимальных значений, что говорит о нормальной регуляции деятельности ССС (7,30,0 и 8,80,5 в ЭГ и КГ соответственно).
Дозированная физическая нагрузка выявила различия в регуляторных возможностях ССС в ЭГ и КГ. Прирост ЧСС в ЭГ и КГ составил соответственно 44,71,0 уд/мин и 57,10,5 уд/мин (р≤0,01). Увеличение ЧСС после нагрузки составляет 25-50% у 67% юных флорболистов, а в КГ такой прирост наблюдается лишь у 2 человек, а у остальных испытуемых он составил 55-75%, что соответствует удовлетворительному уровню работы сердца, но свидетельствует о его недостаточной тренированности.
Таким образом, функциональное состояние кардиореспираторной системы юных флорболистов в состоянии физиологического покоя показывает больший резерв, чем у школьников-ровесников, не занимающихся спортом. Это особенно выражено в сниженном приросте ЧСС на дозированную физическую нагрузку и укорочении времени восстановления ЧСС после нагрузки.
Адаптационный потенциал (АП) является комплексным показателем и отражает функциональную зрелость и функциональные резервы системы кровообращения. В результате обследования обнаружено, что в ЭГ значения АП относятся к диапазону от 1,795 до 1, 830, а в КГ от 1,85 до 2,050. Средние значения соответственно 1,8200,100 и 1,9730,030, что соответствует области удовлетворительной адаптации. Эти данные получены в начале учебного года. Через три месяца проведено повторное обследование, в результате которого обнаружено, что у юных флорболистов АП соответствует высокому и выше среднего уровню здоровья (1,8690,06). В КГ у 53,3% обнаружено напряжение процессов адаптации (АП от 2,010 до 2,142; среднее значение 2,0880,2).
Таким образом, устойчивость к утомлению в ЭГ выше, чем у КГ, они раньше достигают функционального оптимума.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
1. Динамика развития нервных процессов показала, что по результатам анкетирования психофизиологического комфорта учащиеся ЭГ находятся в оптимальном психическом состоянии, в то время как 27% учащихся КГ пребывают в состоянии психического дискомфорта (р≤0,01). Оценка свойств памяти и внимания выявила лучшие показатели кратковременной механической памяти у учащихся ЭГ (р≤0,05). Показатели умственной работоспособности были достоверно выше у учащихся ЭГ по коэффициенту продуктивности (р≤0,001) и коэффициенту подвижности нервных процессов (р≤0,05).
2. Изменения состояния кардиореспираторной системы у занимающихся флорболом (ЭГ) осуществляется более рациональными механизмами. У 33,3% учащихся КГ пульсовое давление снижено (р≤0,05), что косвенно указывает на уменьшение ударного объёма крови и свидетельствует о менее экономичном режиме работы сердца. Сравнение величин ЧСС (покой) у школьников двух групп показало, что у 60% школьников КГ данный показатель достоверно выше по сравнению со сверстниками из ЭГ (р≤0,05). Результаты пробы Мартинэ показали, что у 67% учащихся ЭГ происходит оптимальное увеличение пульса после нагрузки, в то время как у КГ такая реакция наблюдается лишь у 13% учащихся (р≤0,01).
3. В результате исследования АП учащихся выявили, что степень напряжения механизмов адаптации к учебной нагрузке испытывают только школьники КГ – 53,3%, в то время как школьники ЭГ находятся в зоне удовлетворительной адаптации на протяжении всего учебного года (р≤0,01).
Литература
Блинова Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике. Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова, А.И. Федоров. – М.: Гуманит.изд. ВЛАДОС, 2000. – 128с.
Горшков С.И. Методики исследования в физиологии труда / С.И. Горшков, З.М. Золина, Ю.В. Мойкин. – М.: Медицина, 1974. – 311с.
Ермолаева С.В. Влияние факторов окружающей среды на здоровье населения/ С.В. Ермолаева, В.М. Каменек //Фундаментальные исследования.-2004.-№2.-С.62-63.
Кутепов Е.Н. Особенности воздействия факторов окружающей среды на состояние зднаселения / Е.Н. Кутепов, В.В. Вашкова, Ж.Т. Чарьева //Гигиена и санитария.- 1999.- №6.- с.13-17
Кучкин С.Н. Методы оценки здоровья и физической работоспособности: Учеб.пос. / С.Н. Кучкин. – Волгоград, 1994. – 104с.
Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод.пособие / С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Г. Корнеева и др. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96с.
Сидорова М.В. Развитие двигательных способностей детей старшего школьного возраста в процессе моделирования игровой деятельности: автореф.дисс.канд.пед.наук / М.В. Сидорова. – Смоленск: Тул.гос.пед.ун-т им. Л.Н.Толстого, 2006. – 20с.
Измеров Н.Ф., Каскаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность: Пособие для последипломной подготовки врачей.- М.: Медицина, 2002-392с.
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры школьника / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание, 2008. - №7. – с.19-29.
