Публикации
Исследование рекреационных функций флорбола у подростков.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследование рекреационных функций флорбола у подростков.
Автор: Алексей Александрович Столяров
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследование рекреационных функций флорбола у подростков.
Автор: Алексей Александрович Столяров
Исследование рекреационных функций флорбола у подростков.
Столяров А.А.
МБУДО Спортивная школа Засвияжского района
г. Ульяновск, Россия.
Состояние здоровья школьников на современном этапе представляют собой серьезную медико-социальную проблему. Общая заболеваемость детей и подростков в возрасте до 14 лет за последние 5 лет возросла на 16 %, в возрасте 15 – 18 лет на 18 %, треть подростков к окончанию школы страдают хроническими заболеваниями полностью здоровых выпускников менее 10 % [8].
Одним из путей решения проблемы оздоровления нового поколения является формирования рекреационной физической культуры и внедрение её в школьную практику. Это позволит исключить односторонность спортивного подхода, возродить массовую физическую культуру, укрепить здоровье, сформировать нравственное поведение и ценностные ориентации и активное участие в общественной жизни [3].
Общая цель физической рекреации - укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда.
Цель работы – комплексная оценка и обоснование влияния рекреационных занятий флоболом на морфофункциональное и психофизического развития подростков.
Обследование проводилась на базе общеобразовательной школы
г. Ульяновска с 15 сентября 2010 по 24 февраля 2011 года. Определяли эффективность проведения рекреационных занятий футболом у юношей учащихся 5-9 классов в возрасте 12-15 лет. Сформированы контрольная и экспериментальная группы по 15 человек каждая. Занятие флорболом на уроках физической культуры подбирались с учетом функциональных возможностей и уровня физической подготовленности и проводились в дневное время суток на школьном стадионе или в спортивном зале. Дважды проводились исследования внимания и умственной работоспособности [2]. Проводили также пробу Мартине [5], пробу Штанге [6]. Функциональную оценку физической работоспособности проводили по индексу Руфье [4]. Для определения напряжения механизмов адаптации к учебной нагрузке расчитывали уровень адаптационного потенциала системы кровообращения [1]. Для оценки уровня физического развития измеряли антропометрические показатели: длинну тела в сантиметрах, массу тела в килограммах, окружность грудной клетки [7]. Измеряли артериальное давление [9].
Анализ влияния занятий флорболом на психологическое развитие подростков свидетельствует о том, устойчивость внимания и показатели кратковременной механической памяти выше у учащихся ЭГ, тогда как по переключению внимания различий не наблюдается.
По степени психофизиологического комфорта учащиеся ЭГ находятся на допустимом уровне, в то время как учащиеся КГ испытывают степень психологического и физиологического дискомфорта, что может быть связано с различными стрессовыми влияниями и излишней возбудимостью.
Оценка уровня работоспособности школьников ЭГ и КГ показала, что качественные показатели работоспособности лучше у школьников ЭГ. Так, объем работы школьников ЭК больше по сравнению со сверстниками из КГ: у мальчиков 12-15 лет 112,3 знака. Ошибок в пересчете на 500 знаков больше сделано школьниками КГ по сравнению со школьниками из ЭГ. Коэффициент продуктивности работы и подвижности нервных процессов выше у учащихся ЭГ по сравнению с учащимися КГ.
Возрастные изменения кардиореспираторной системы у школьников 1ЭГ осуществляются более рациональными механизмами по сравнению со школьниками КГ, что проявляется в повышении показателя задержки дыхания (ЗД), средними величинами (САД), и (ПД). Сопоставление величин ЧСС у школьников двух групп показало, что у мальчиков ЭГ ЧСС ниже по сравнению с мальчиками КГ. Учитывая тот факт, что в данной возрастной группе, более низкие величины ЧСС рассматриваются как показатели более высокой степени зрелости сердечно - сосудистой системы, допустимо предполагать более раннее становление регуляторных механизмов данной функциональной системы. Значения физической работоспособности ЭГ и КГ находились в пределах нормы. Наибольший процент увеличения пульса после нагрузки наблюдался у учащихся КГ, в то время как у учащихся ЭГ был показан низкий процент прироста ЧСС, а также более короткий период восстановления ЧСС после нагрузки.
Подростки экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) имеют различия в адаптационных приспособлениях к окружающей среде. Напряжение механизмов адаптации на учебную нагрузку в большей степени испытывали школьники КГ, что указывает на определенные Расстройства здоровья, в основе которых лежат нарушения сердечно - сосудистой и эндокринной систем.
Подтверждением эффективности экспериментальной методики служат результаты физического развития школьников. По окончании педагогического эксперимента, подростков с гармоничным физическим развитием в ЭГ стало больше, чем в КГ, что является следствием увеличения интенсивности и объема двигательной активности детей в процессе занятий футболом.
Итак, если в системе проводить учебно-тренировочные рекреационные занятия по футболу, направленные на получение развития и стабилизации двигательных качеств, придерживаться принципов и определенных средств обучения, методически правильно строить структуру и последовательность обучения, учитывать возрастные особенности учащихся, их подготовленность, тогда можно получить результат - развитие на учебно-тренировочных рекреационных занятиях по флорболу положительной динамики функциональных и психофизиологических характеристик подростков.
Выводы:
1. По окончании педагогического эксперимента школьников с гармоничным физическим развитием в ЭГ стало на 15% больше (р<0,05), чем в КГ, что является следствием увеличения интенсивности и объема двигательной активности в процессе занятий футболом.
2.Изменения состояния кардиореспираторной систем занимающихся флорболом (ЭГ) осуществляется более рациональными механизмами. У 33,3% учащихся КГ пульсовое давление снижено (р<0,05), что косвенно указывает на уменьшение ударного объёма крови и свидетельствует о менее экономичном режиме работы сердца. Сравнение величин ЧСС (покой): у школьников двух групп показало, что у 60% школьников г КГ данный показатель достоверно выше по сравнению со сверстниками из ЭГ (р<0,05). Результаты пробы Мартинэ показали, что у 67% учащихся ЭГ происходит оптимальное увеличение пульса после нагрузки, в то время как у КГ данный показатель наблюдается лишь у 13% учащихся (р<0,01)
3.В результате исследования АП учащихся выявили, что степень напряжения механизмов адаптации к учебной нагрузке испытывают только школьники КГ - 53,3%, в то время как школьники ЭГ находятся в зоне удовлетворительной адаптации (р<0,01).
4.Динамика развития нервных процессов показала, что по результатам анкетирования психофизиологического комфорта учащиеся ЭГ находятся в оптимальном психическом состоянии, в то время как 27% Учащихся КГ пребывают в состоянии психического дискомфорта (р<0,01). Оценка свойств памяти и внимания выявила лучшие показатели кратковременной механической памяти у учащихся ЭГ (р<0,05). Показатели Умственной работоспособности были достоверно выше у учащихся ЭГ по коэффициенту продуктивности (р<0,0001) и коэффициенту подвижности нервных процессов (р<0,05).
Список использованных источников.
1.Бавский Р.М. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращение // Здравоохранение Российской Федерации, 1997 №8.- с. 6-10.
2.Блинова Н.Г. и др. Практикум по психофизиологической диагностике/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова и др. М.: издание Владос , 2000.- 128с.
3.Виноградов Г.П. Теоритические и методологические основы физической рекреации: Автореферат доктора педагогических наук/ Г.П. Виноградов.- Спб.,1998.-51 с.
4.Ганопольский В.И. и др. Туризм и спортивное ориентирование .- М., ФиС.- 1987.
5.Кучкин С.Н, Метода оценки здоровья и физической работоспособности: Учебное пособие- Волгоград, 1994- 104 с.
6.Пратасов В.М., Долговский В.Х. Анализ функции и учета эффективности лечения в практической работе по лечебной физкультуре.- Казань, ТАН, 1992.
7.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений. М. : Академия, 2007 – 432 с.
8.Сухарева Л.М., Намазова Л.С.,Раппопорт И.К. и др. Изменения заболеваемости учащихся / материалов XII Конгресса педиатров Актуальные проблемы педиатрии. М., 2008- с.24.
9.Чадов Е.И., Елисеев О. М. Результаты и пути дальнейшего развития исследований в области сердечно- сосудистых заболеваний // Тер. архив.- 1976.- №1.- с. 3-14.
Столяров А.А.
МБУДО Спортивная школа Засвияжского района
г. Ульяновск, Россия.
Состояние здоровья школьников на современном этапе представляют собой серьезную медико-социальную проблему. Общая заболеваемость детей и подростков в возрасте до 14 лет за последние 5 лет возросла на 16 %, в возрасте 15 – 18 лет на 18 %, треть подростков к окончанию школы страдают хроническими заболеваниями полностью здоровых выпускников менее 10 % [8].
Одним из путей решения проблемы оздоровления нового поколения является формирования рекреационной физической культуры и внедрение её в школьную практику. Это позволит исключить односторонность спортивного подхода, возродить массовую физическую культуру, укрепить здоровье, сформировать нравственное поведение и ценностные ориентации и активное участие в общественной жизни [3].
Общая цель физической рекреации - укрепление физического и психического здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда.
Цель работы – комплексная оценка и обоснование влияния рекреационных занятий флоболом на морфофункциональное и психофизического развития подростков.
Обследование проводилась на базе общеобразовательной школы
г. Ульяновска с 15 сентября 2010 по 24 февраля 2011 года. Определяли эффективность проведения рекреационных занятий футболом у юношей учащихся 5-9 классов в возрасте 12-15 лет. Сформированы контрольная и экспериментальная группы по 15 человек каждая. Занятие флорболом на уроках физической культуры подбирались с учетом функциональных возможностей и уровня физической подготовленности и проводились в дневное время суток на школьном стадионе или в спортивном зале. Дважды проводились исследования внимания и умственной работоспособности [2]. Проводили также пробу Мартине [5], пробу Штанге [6]. Функциональную оценку физической работоспособности проводили по индексу Руфье [4]. Для определения напряжения механизмов адаптации к учебной нагрузке расчитывали уровень адаптационного потенциала системы кровообращения [1]. Для оценки уровня физического развития измеряли антропометрические показатели: длинну тела в сантиметрах, массу тела в килограммах, окружность грудной клетки [7]. Измеряли артериальное давление [9].
Анализ влияния занятий флорболом на психологическое развитие подростков свидетельствует о том, устойчивость внимания и показатели кратковременной механической памяти выше у учащихся ЭГ, тогда как по переключению внимания различий не наблюдается.
По степени психофизиологического комфорта учащиеся ЭГ находятся на допустимом уровне, в то время как учащиеся КГ испытывают степень психологического и физиологического дискомфорта, что может быть связано с различными стрессовыми влияниями и излишней возбудимостью.
Оценка уровня работоспособности школьников ЭГ и КГ показала, что качественные показатели работоспособности лучше у школьников ЭГ. Так, объем работы школьников ЭК больше по сравнению со сверстниками из КГ: у мальчиков 12-15 лет 112,3 знака. Ошибок в пересчете на 500 знаков больше сделано школьниками КГ по сравнению со школьниками из ЭГ. Коэффициент продуктивности работы и подвижности нервных процессов выше у учащихся ЭГ по сравнению с учащимися КГ.
Возрастные изменения кардиореспираторной системы у школьников 1ЭГ осуществляются более рациональными механизмами по сравнению со школьниками КГ, что проявляется в повышении показателя задержки дыхания (ЗД), средними величинами (САД), и (ПД). Сопоставление величин ЧСС у школьников двух групп показало, что у мальчиков ЭГ ЧСС ниже по сравнению с мальчиками КГ. Учитывая тот факт, что в данной возрастной группе, более низкие величины ЧСС рассматриваются как показатели более высокой степени зрелости сердечно - сосудистой системы, допустимо предполагать более раннее становление регуляторных механизмов данной функциональной системы. Значения физической работоспособности ЭГ и КГ находились в пределах нормы. Наибольший процент увеличения пульса после нагрузки наблюдался у учащихся КГ, в то время как у учащихся ЭГ был показан низкий процент прироста ЧСС, а также более короткий период восстановления ЧСС после нагрузки.
Подростки экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) имеют различия в адаптационных приспособлениях к окружающей среде. Напряжение механизмов адаптации на учебную нагрузку в большей степени испытывали школьники КГ, что указывает на определенные Расстройства здоровья, в основе которых лежат нарушения сердечно - сосудистой и эндокринной систем.
Подтверждением эффективности экспериментальной методики служат результаты физического развития школьников. По окончании педагогического эксперимента, подростков с гармоничным физическим развитием в ЭГ стало больше, чем в КГ, что является следствием увеличения интенсивности и объема двигательной активности детей в процессе занятий футболом.
Итак, если в системе проводить учебно-тренировочные рекреационные занятия по футболу, направленные на получение развития и стабилизации двигательных качеств, придерживаться принципов и определенных средств обучения, методически правильно строить структуру и последовательность обучения, учитывать возрастные особенности учащихся, их подготовленность, тогда можно получить результат - развитие на учебно-тренировочных рекреационных занятиях по флорболу положительной динамики функциональных и психофизиологических характеристик подростков.
Выводы:
1. По окончании педагогического эксперимента школьников с гармоничным физическим развитием в ЭГ стало на 15% больше (р<0,05), чем в КГ, что является следствием увеличения интенсивности и объема двигательной активности в процессе занятий футболом.
2.Изменения состояния кардиореспираторной систем занимающихся флорболом (ЭГ) осуществляется более рациональными механизмами. У 33,3% учащихся КГ пульсовое давление снижено (р<0,05), что косвенно указывает на уменьшение ударного объёма крови и свидетельствует о менее экономичном режиме работы сердца. Сравнение величин ЧСС (покой): у школьников двух групп показало, что у 60% школьников г КГ данный показатель достоверно выше по сравнению со сверстниками из ЭГ (р<0,05). Результаты пробы Мартинэ показали, что у 67% учащихся ЭГ происходит оптимальное увеличение пульса после нагрузки, в то время как у КГ данный показатель наблюдается лишь у 13% учащихся (р<0,01)
3.В результате исследования АП учащихся выявили, что степень напряжения механизмов адаптации к учебной нагрузке испытывают только школьники КГ - 53,3%, в то время как школьники ЭГ находятся в зоне удовлетворительной адаптации (р<0,01).
4.Динамика развития нервных процессов показала, что по результатам анкетирования психофизиологического комфорта учащиеся ЭГ находятся в оптимальном психическом состоянии, в то время как 27% Учащихся КГ пребывают в состоянии психического дискомфорта (р<0,01). Оценка свойств памяти и внимания выявила лучшие показатели кратковременной механической памяти у учащихся ЭГ (р<0,05). Показатели Умственной работоспособности были достоверно выше у учащихся ЭГ по коэффициенту продуктивности (р<0,0001) и коэффициенту подвижности нервных процессов (р<0,05).
Список использованных источников.
1.Бавский Р.М. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращение // Здравоохранение Российской Федерации, 1997 №8.- с. 6-10.
2.Блинова Н.Г. и др. Практикум по психофизиологической диагностике/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова и др. М.: издание Владос , 2000.- 128с.
3.Виноградов Г.П. Теоритические и методологические основы физической рекреации: Автореферат доктора педагогических наук/ Г.П. Виноградов.- Спб.,1998.-51 с.
4.Ганопольский В.И. и др. Туризм и спортивное ориентирование .- М., ФиС.- 1987.
5.Кучкин С.Н, Метода оценки здоровья и физической работоспособности: Учебное пособие- Волгоград, 1994- 104 с.
6.Пратасов В.М., Долговский В.Х. Анализ функции и учета эффективности лечения в практической работе по лечебной физкультуре.- Казань, ТАН, 1992.
7.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений. М. : Академия, 2007 – 432 с.
8.Сухарева Л.М., Намазова Л.С.,Раппопорт И.К. и др. Изменения заболеваемости учащихся / материалов XII Конгресса педиатров Актуальные проблемы педиатрии. М., 2008- с.24.
9.Чадов Е.И., Елисеев О. М. Результаты и пути дальнейшего развития исследований в области сердечно- сосудистых заболеваний // Тер. архив.- 1976.- №1.- с. 3-14.
