Публикации Конспекты экспериментальной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспекты экспериментальной деятельности
Автор: Наляйкина Марина Алексеевна

Конспекты экспериментальной деятельности Декабрь - Природные явленияТема: Солнечные зайчики.Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).Материал: зеркала.Ход работы.Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.) Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое рас стояние.Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)Тема: Упрямые предметы.Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией;развивать умение фиксировать результаты наблюдения.Материалы: игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши.Ход занятия:В гости к детям приходит Почемучка и рассказывает историю, которая с ним случилась.- Сегодня я ехал на автобусе на заднем сиденье. У меня был мяч. Я его положил на пол возле себя. Вдруг на перекрестке загорелся красный свет. Водитель нажал на тормоз, и автобус стал останавливаться, а мой мяч покатился через весь автобус и остановился только у кабины водителя. Постоял автобус на перекрестке и поехал дальше. Автобус поехал вперед, а мяч почему-то покатился назад ко мне. Почему он не захотел оставаться на месте? Он что живой? (Выслушать ответы детей).-Давайте поможем разобраться Почемучке в этой истории. Попробуем создать похожую ситуацию. У нас сегодня много игрушек. Возьмем машину, посадим в ее кузов мишку и постепенно разгоним машину, не выпуская ее из рук. ( Дети выполняют действия вместе с воспитателем).-Что происходит? (Машина едет , мишка в кузове). А теперь резко остановим машину. Что изменилось? ( Медведь от резкой остановки наклонился вперед и вывалился из машины). Посадим нашего пассажира снова в машину и резко тронемся. Что происходит? ( Медведь упал назад). Какой же упрямый медведь, никак не хочет сидеть. Как вы думаете, почему? Попробуйте так же покатать другие игрушки. (Дети повторяют действия с машинкой, сажая в нее другие игрушки. -Давайте зарисуем в рабочих листах, что у нас каждый раз получалось . (Дети рисуют в рабочих листах) .-Предметы не виноваты, что они «упрямые». И чтобы их не обижать, физики вместо слова  «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов. Мы убедились, что инерция проявляется не только когда движущиеся предметы останавливаются, но и в момент, когда покоящейся предмет начинает двигаться .-Почему водитель не может мгновенно остановить машину, если увидеть, что кто-то выскочил на дорогу? ( После нажатия на тормоз машина по инерции еще некоторое время будет двигаться). А вы, ребята, где-нибудь встречались с инерцией? (Дети отвечают.  Если им будет трудно, то можно предложить вспомнить, какие игрушки используют силу инерции – юла, инерционные машины и т.д. ).-А сейчас я вам покажу фокус. А вы скажите,  есть здесь инерция или нет. (Воспитатель кладет на ладонь открытку, а на нее сверху монетку.  Резко выдергивает открытку). Что произошло? (Монета не упала, осталась на ладони).  Почему не упала монета? Как называется это «упрямство»?               Упрямые вещи на свете живут,                Инерцией это упрямство зовут.(Дети повторяют фокус).-Понравился ли вам этот фокус? Покажите этот фокус дома маме, папе, друзьям.Тема: Почему предметы движутся?Цель: продолжать знакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трение. Развивать любознательность, внимание, интерес к окружающему. Закрепить умение работать с микроскопом.Материалы: тетради, неваляшки, резиновые и пластмассовые игрушки, мячи, машинки, деревянные шары, кусочки мыла, микроскопы, карандаши, бумага, картинки с изображениями, подтверждающими пользу трение.Ход работыВ гости к детям приехали на большой машине механики Ключик и Винтик. Они рассказывают детям, что уже несколько дней им не даёт покоя вопрос, почему движутся предметы? Вот машина сейчас стоит, но она может двигаться. Что же заставляет её двигаться? Ребята, вы не знаете?Воспитатель предлагает помочь разобраться: «Вот машина стоит, но она может и двигаться».Дети находят выход из ситуации, берут машину и толкают.Что заставило машину двигаться? (Предположение детей.)А давайте заставим двигаться мячик?Дети наблюдают за движением мячика. А вот стоит игрушка – неваляшка. Как вы думаете, она умеет двигаться? (Толкнуть, и она будет качаться.) Что заставило двигаться все эти игрушки? (Мы толкали, тянули.)Воспитатель. Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. То, что тянет или толкает их, называется силой. Мы с помощью своей силы заставляем двигаться предметы, толкая их.Ключик и Винтик. Значит сила - это то, что заставляет двигаться предметы. Ребята, а давайте с вами попробуем передвинуть тетрадь по столу. (Дети пробуют разными способами передвинуть тетрадь.) Далее предлагаю передвинуть стол? Что мы наблюдаем? Давайте попробуем передвинуть игрушки и стол, тетрадь и стол, стол и пол, когда мы их толкаем, то они трутся друг о друга. Поэтому возникает сила, которая называется сопротивление или «трение». Поверхность не бывает идеально ровной.Ключик. Почему на бумаге видны следы от карандаша, а на стекле - почти нет никаких следов?Воспитатель. А давайте ребята с вами проверим. Предлагаю нарисовать на бумаге, а затем карандашом на стекле. Где лучше виден след от карандаша - на стекле или бумаге? Почему?(Трение на стекле слабее, поэтому карандаш не оставляет почти никаких следов, а бумага шереховата, поэтому трение сильнее и оставляет следы на бумаге.)Винтик. Ребята, а как вы думаете, поверхность мыла стекла ровные, гладкие?Воспитатель. Давайте проверим с помощью микроскопа. (Рассматривают кусок мыла, стекла.) Предлагаю зарисовать поверхность мыла и стекла. Дети рисуют и показывают Ключику и Винтику.Ребята рассматривают картинки о пользе силы трения. Далее предлагаю поиграть игру- рассуждение «Что бы было, если бы не было силы трения?.Ключик и Винтик. Спасибо ребята, мы узнали от вас много нового. Поняли, что сила заставляет двигаться предметы, что между предметами возникает трение. Дети прощаются с Ключиком и Винтиком и дарят им картинки о пользе трения.Тема: Хитрости инерции.Цель: познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении — инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных).Материалы: небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, передники клеенчатые, тарелки.Ход работыДед Знай встречает детей, здоровается, интересуется, получился ли у них фокус с открыткой и монеткой .Дед Знай. Сегодня я покажу вам новый фокус.   Поставьте стакан с водой на лист бумаги, лежащий на столеДети повторяют действия деда Зная.Дед Знай. Надо быстро выдернуть лист из-под стакана. Фокус получится в том случае, если вы быстро выдернете лист.Дед Знай показывает. Дети повторяют опыт (перед проведением опыта детям необходимо надеть передники). Почему стакан остался на том же месте, на столе? (Стакан стоял неподвижно и стремился сохранить свою неподвижность. Это и называется инерцией.)Дед   Знай. Можно ли с помощью инерции отличить сырые яйца от вареных?   Положите сырое и вареное яйцо в тарелку и покрутите их.Вот так (показывает). Дети повторяют.Дед Знай. Когда же они начнут быстро вращаться, быстро остановите их и как можно скорее уберите руки. Что наблюдаете? (Вареное яйцо неподвижно, сырое вращается.) Почему так происходит? (Внутри сырого яйца есть жидкость, которая по инерции движется. Жидкости тоже обладают инерцией.)
-