Публикации Доклад: «Методика обучения грамоте». (Т. П. Сальникова).

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: «Методика обучения грамоте». (Т. П. Сальникова).
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Доклад: «Методика обучения грамоте». (Т. П. Сальникова).
  • Обучение грамоте – начальный этап школьного обучения.
  • В этот период рассматривается большое число задач, существенных по своим воспитательным и образовательным последствиям:1 – начало учёбы знаменует наступление качественно нового периода в развитии и воспитании ребёнка; формирование и развитие психических процессов, ускоренная социализация всех личностных качеств2 – меняется отношение к языку и речи, они становятся объектом изучения: а) совершенствование устной речи; б) освоение письменных форм речевой деятельности (чтение, письмо); в) начинается систематическое изучение языка.3 – осуществляется формирование основ учебной деятельности4 – грамматико-орфографическая пропедевтика
  • Методы ОГ
  • По первоначальной единице изучения:
  •                     - буквенные                    - звуковые                    - слоговые                    - метод целых слов
  • По соотношению чтения и письма
  •                      - чтения-письма                     - письма-чтения                     - комбинированный
  • По ведущему виду деятельности
  •                      - аналитический                     - синтетический                     - аналитико-синтетическийСовременный метод: звуковой аналитико-синтетический (чтения-письма)
  • Первый метод буквослагательный (до 1917 г.). Современное название: буквенный синтетический метод.
  •     Обучение проходило в 4 этапа:1 – учащиеся заучивали все буквы алфавита и их названия2 – заучивались слоги: двухбуквенные, трёхбуквенные, четырёхбуквенные3 – чтение по складам: учащиеся называли каждую букву в каждом слоге, складывали из букв слоги, а из слогов слово4 – чтение по верхам          Недостатки: медленно шёл процесс обучения письму; обучение строилось на механическом заучивании, не развивалось мышление; не удобен для массового обучения; много лишнего материала.          Пётр I проводит реформы, упрощая алфавит и вводя Э.          Вводится слоговой метод. В начальном варианте после заучивания букв, заучивались слоги, затем чтение (не было складов). Позднее упразднилось предварительное  заучивание букв.          Преимущества: опирался метод на реальные единицы речи – слоги. Не называя отдельных букв, читая по слогам, ученик овладевал принципом чтения.          Недостатки: не давал представления не только о звуковом составе слога, но и о слоговом составе слов.          В 19 в. появляются звуковые методыЗвуковой аналитический метод (40-е гг.). Во Франции метод назван методом Жакото, в России метод Золотова. Детям демонстрировалось предложение, набранное из букв разрезной азбуки, предложение членилось на слова, упражнения на запоминание начертаний слов, слова делились на слоги, запоминались слоги, эти слоги дети находили в других словах, слоги делились на звуки и буквы, запоминались. Дети усваивали не только все звуки и буквы, но и достаточно большое количество буквенных сочетаний.          Недостатки: приходилось долго останавливаться на одном предложении, обучение основывалось на механическом запоминании, не наблюдалось развития мышления; приоритетно зрительное запоминание, дети не имели много представления о звуковом составе слов.          В 50-е гг. 19 в. звуковой синтетический метод (метод Корфа). Был близок к буквослагательному методу, получил большое распространение. Начиналось обучение со звуков, затем эти звуки обозначались буквами, из них складывались слоги и слова. Чтение считалось процессом, который состоит  в перечислении звуков, обозначаемыми буквами. Большой трудностью было звукослияние.         Определённый вклад внёс Л.Н. Толстой – создал азбуку; «слуховой» методОн обратил внимание на достоинства буквослагательного метода: доступность для учителей, простота и ясность; тщательная отработка элементов чтения. Большое внимание уделялось складыванию на слух.В середине 19 в. в России появился звуковой аналитико-синтетический метод. (К.Д. Ушинский). По Ушинскому, чтобы научиться читать и писать надо понять , что речь состоит из слов, слова из слогов и звуков и что из этих звуков и слогов получаются слова. Анализ звучащей речи. Свой метод он назвал «историческим» методом. Был методом письма-чтения. Сначала осуществляется звуковой анализ слова. Затем слово записывалось. З этап – чтение слова в рукописном варианте. Чтение слов или предложений с этими словами в печатном варианте. Чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и предложений, которые дети ещё не писали. Отыскивание знакомых букв и слогов в тексте. Сложение слов из букв печатной азбуки. Просуществовал до 1917 г.После революции 1917 г. шёл отказ от старого, слом традиций. В 20-е гг. 20 в. в советских школах начинает применяться «метод целых слов» («американский»). Дети запоминали и читали (писали) сразу целые слова; звуковой анализ и синтез отрицался.Недостатки: тормозил и развитие навыков чтения, и письма, дети испытывали затруднения в усвоении правописания. В начале 30-х гг. отказались от него.Вновь в 30-е гг. вернулись к звуковому аналитико-синтетическому методу. Горецкий его разрабатывает.Эльконин в 50-60-е гг. разрабатывает метод звуковой аналитико-синтетический, по используется этот метод только с конца 20 в.  
    -