Публикации " Современный образ учителя"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Современный образ учителя"
Автор: Никитина Екатерина Александровна

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯВоспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника.В.И.ДальГотовясь в очередной раз к празднованию дня учителя, мы прочитали в Интернете монолог: «Я в школе работаю… сеятелем. Зайду в класс... Вот оно поле-то непаханое, немереное, неудобренное! А сеять-то надо… разумное, доброе, вечное!Вот сидят. Глазки тупят. То ли ещё не проснулись от ночного гулянья, то ли стесняются, что домашнее задание не сделали. Посмотришь Веллы сплошные и Олд Спайсы. Идёт к доске эдакая Чипса, как по подиуму на конкурсе моделей. Части речи теряются, а ты стараешься незаметненько в стульчик вжаться. А в глаза-то заглянешь, там то ли ностальгия по настоящему, то ли вся реклама 1 канала.И стою я посередь поля этого и думаю тоскливо так: «Не воин я тут, не воин!»А они крутые, навороченные, с прибамбасами! Как они сами же говорят. Это у них «сленг» называется. Вот, думаю, сейчас они меня этим сленгом-то на обе лопатки и завалят. И ответить-то не смогу достойно, «не сленгаю». Поле, ты, поле, полюшкоироко поле!И вспоминается мне моя юность. И запретные брюки клёш, и тушь из коробочки по щекам размазанная, и сорванные уроки, и первые вздохи на лавочке. Я набираю побольше воздуха, делаю паузу и... начинаю говорить. Текут минуты. Веллы и Спайсы преображаются, постепенно оживают. Я уже вижу их яркие глаза. Оказывается, они умеют думать! Кто сказал, что образы Наташи и Пьера уже старомодны? Кто сказал, что сострадание и добро атавизмы прогресса? Латы мои звенят. Зерно, шелестя, тихо сыпется в тёплую почву. Ах, как здорово, что всё у нас получается! Хорошие вы наши! Удобрим мы вас, вырастим, со временем, правда, кое-что выполоть придётся, вы уж потерпите! Бог даст, вырастим! Шалишь, время, и один в этом поле воин! Полюшко-поле, полюшко-широко поле!»Мы сегодня говорим, что ученики стали совсем другими: они по-другому выглядят, по-другому ведут себя, у них другое отношение к учению. Перед нами просто новое поколение учеников.Они находят новые слова для ответов на извечные вопросы. Они заставляют нас по-другому взглянуть на привычное нам. И порой кажется, что в ком-то из наших учеников мы вдруг видим себя самих или героев классических произведений.Какие же они, современные ученики? Их особенность в том, что они выросли в ином информационном пространстве: аудио, видео, компьютерные игры, электронные учебники, интернет. Они активно используют современные информационные технологии. Кажется, само время требует, чтобы и современный учитель свободно владел этими технологиями и рационально использовал их в организации современного образовательного пространства.Ученики меняются. А учитель остаётся прежним? Курсы повышения квалификации, наличие интерактивных досок, электронных дневников меняют учителя? На наш взгляд, не стоит торопиться с однозначными ответами на эти вопросы.Любому учителю хочется быть понятным и близким своим ученикам, быть для современных учеников современным учителем, чтобы, как говорил Цицерон, «зажглись глаза слушающего о глаза говорящего». Несомненно, внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока важно. Эти технологии позволяет использовать всевозможные способы привлечения внимания детей, позволяют учащимся чувствовать себя комфортноведь это среда понятна и близка им. Однако, всё это лишь видимая сторона вопроса. На наш взгляд, образ современного ученика соотносится с образом современного учителя. Они оба люди предприимчивые, креативные, умеющие ставить цели и добиваться поставленных целей, способные к самообразованию и рефлексии, готовые к трудностям. В условиях реализации ФГОС НОО, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли:
  • инструктора (человека, который систематически ведёт со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);
  • наставника (человека, умеющего оказывать помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);
  • управленца (человека, владеющего такими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);
  • Учитель является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формами работы.Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.Главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:
  • мотивация на работу с учащимися;
  • знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания;
  • владение современными образовательными технологиями;
  • способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;
  • готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.
  • Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.Дети почти каждый день ходят в школу, и важную часть жизни проводят с нами – учителями. Одних из нас они любят, других – не очень, одних уважают, других  – побаиваются. Помимо глубоких знаний профессия требует от нас - учителей безграничной душевной щедрости и мудрой любви к детям.  Ведь деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. И каждый раз задумываться, что «выпалывать», а что оставлять и развивать.На наш взгляд, учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Литература
  • Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка». Т 4, М.- 1955 год
  • Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г.
  • Кондратьевa С.В. Учитель — ученик. М.: Педагогика, 1984.
  • Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.
  • Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Московский психолого-социальный институт; Издательство «Флинта», 1998.
  • Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.
  • Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г.
  • Интернет
  • -