Публикации Реферат: «Социальная адаптация».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реферат: «Социальная адаптация».
Автор: Ахмедова Шахризат Ясимовна

Реферат: «Социальная адаптация». Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Социально-педагогическая адаптация, по определению Л.В. Мардахаева, - явление, характеризующее наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию.Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующей системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов.Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:
  • Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.д.
  • Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой действительности без реального их воплощения.
  • Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности.
  • Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации:1) индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признаются;2) вторая стадия – терпимость, когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;3) стадия приспособления, аккомодации связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды , но и представители этой среды признают некоторые его ценности;4) стадия полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных учреждениях для детей. В деятельности социального педагога можно выделить 3 этапа, которые подразумевают некоторую технологичность в работе:
  • Пребывание ребенка в изоляторе.
  • Проживание в учреждении.
  • 3. Завершение процесса.
    -