Публикации Что нужно знать о младшем школьном возрасте.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Что нужно знать о младшем школьном возрасте.
Автор: Сивова Наталья Ипполитовна

Что нужно знать о младшем школьном возрасте.В возрасте 7-11 лет ребенок развивается относительно спокойно и равномерно. Постепенно увеличивается рост и вес, появляется выносливость. Костная система находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, и в костной ткани много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и заботиться о правильной осанке, позе, походке ребенка. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения; процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения , и поэтому младшие школьники в высшей степени возбудимы. Учитывая эти особенности. необходимо строго соблюдать режим учебы и отдыха, избегать переутомления, но и понимать, что физическое развитие в этот возрастной период дает возможность заниматься 3-5 часов.В этом возрасте ребенок психологически готов к обучению, обладает необходимым уровнем психического развития. Ему присуща острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Внимание его уже относительно длинно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, конструированием. Память его уже достаточно развита – легко и просто запоминает он то, что его особенно захватывает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта; для того, чтобы запомнить, надо несколько раз повторить, то есть эмпирически овладевает некоторыми приемами заучивания. Относительно хорошо развита у 6-7 –летнего ребенка наглядно-образная память, появляются предпосылки для развития словесно-логической. Появляется эффективность осмысленного запоминания; экспериментально доказано, что семилетние дети значительно лучше запоминают не бессмысленные слова и понятные им слова. Речь - грамматически правильна, выразительна. Его словарь достаточно богат. Ребенок, в достаточно больших пределах , может понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению, пробует делать выводы. Исследования психологов и педагогов показали, что организованное мышление настолько развивает мышление ребенка, что он способен, например, измерять твердые, сыпучие, жидкие тела с помощью условных мерок, делить целое на части, производить элементарное оперирование наглядно представленными множествами, решать и составлять простейшие примеры и задачи. Формируются и элементарные личностные проявления: ребенок обладает настойчивостью, может ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиции их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Младший школьник уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я хорошо поступил», «Это я не так сделал», т.д.).Уровни готовности к школьному обучению могут быть в весьма различны. Они определяются состоянием здоровья детей, индивидуальными условиями жизни и воспитания, тем, как их готовили к будущей школьной жизни.Рассмотрим теперь субъективную психологическую готовность к обучению в школе. 6-7-летнему ребенку свойственны желания и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношениям со взрослыми. Одни дети рвутся в школу, считают дни до начала занятий. Другие идут охотно, но сдержанно и настороженно. Бывают и такие, которые категорически заявляют «Нет, в школу я не пойду! Я останусь в детском саду!». Последнее объясняется не только приятными чувствами, связанными с пребыванием в привычном детском коллективе, но и опасениями, которые могут быть вызваны отзывами старших детей (!Вот погоди – пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!»…емалое значение имеет и передача негативного опыта от более старших – младшим, а также нагляднеые впечатления. Отрицательное отношение к школе, страх перед ней крайне затрудняет включение ребенка в школьную жизнь, в учебу, препятствует формированию у него положительных мотивов учения. Сначала у первоклассника появляется интерес к самому процессу учебной деятельности. В произношении звуков, написании элементарных букв еще очень много от игры. Интерес к результату формируется быстро: как только ученик получает первые реальные результаты своего труда. Радость первоклассника при этом иногда не имеет границ. Только после этого формируется интерес к содержанию учебы, потребность знать. А стимулирует это чувство одобрение взрослых, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед. Младшие школьники еще неточно и ошибочно могут различать сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и самими сходными предметы. Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии. В тоже время учащиеся замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого, однако им еще свойственна слабость организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Восприятие в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями. Воспринимать предмет – значит что-то делать с ним, взять, потрогать его. Для восприятия учащихся 1-2 классов характерна ярко выраженная эмоциональность. Отсюда наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, чем, например, символические и схематические изображения. Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и развития наблюдательности является сравнение. Восприятие становится более глубоким и целенаправленным. Параллельно изменяется и роль слова в восприятии. У учащихся 1-2 классов слово по преимуществу выполняет функцию называния, этим и завершается анализ, восприятие. У учащихся более старших классов слово-название является самым общим обозначение объекта, предшествующим более глубокому анализу. Восприятие младшими школьниками времени и пространства находится в тесной связи с их жизненным опытом, который в этом плане ограничен. Поэтому то, что выходит за пределы непосредственного опыта, воспринимается нерасчлененно, как «давно» и «далеко», даже если ученик называет правильное число (год или расстояние).Возможности волевого регулирования внимания, управления ими в младшем школьном возрасте ограничены. Произвольное внимание младшего школьника требует близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание удерживается на объекте при наличии «далекой» мотивации (старшеклассник может сосредоточится на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник может сосредоточится лишь при наличии «близкой» мотивации (перспектива получить хорошую оценку, заслужить похвалу взрослого, быстрее всех или лучше всех справится с заданием). Воспитание «далекой» мотивации произвольного внимания может происходить путем постепенного связывания друг с другом близких и все более и более отдаленных целей. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Надо помнить, младшие школьники весьма впечатлительны. Возрастной особенностью внимания является его сравнение небольшая устойчивость. Исследования показали, что усидчивость и внимание может непрерывно сохраняться 30-35 минут, не более. Учащиеся 3-4 классов могут сохранять внимание непрерывно и в течении урока. Важно помнить, что разнообразие работы стимулирует устойчивость внимания. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше и быстрее запоминают и лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, ощущения, предметы, чем определения и объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого. Тем не менее эффективность произвольного запоминания определяется степенью интеллектуальной активности младших школьников. Последняя же находится в прямой зависимости от овладения младшими школьниками методами организации и управления запоминанием. Хотелось бы обратить внимание на одну особенность детского воображения, которую порой принимают за проявление детской лживости. Дети 7-8-летнего возраста иногда увлеченно пересказывая какое-либо событие, непроизвольно, совершенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обогащая его выдуманными подробностями. Здесь явный случай переплетения фантазии с реальностью, причем ребенок и сам искренно верит тому, что так и было. Так же невинно фантазирует ребенок и тогда, когда хочет вызвать интерес взрослого к своему рассказу, привлечь его внимание. Аналогичное бывает и в случае, когда ребенок, чувствуя себя ущемленным в каком-либо отношении, испытывает своеобразную потребность в самоутверждении, желая возвысится в глазах взрослых или своих сверстников.Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Ребенок. 7-8 лет, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений. Умение ранжировать признаки и выделять существенные приходит не сразу. Учащиеся 1-2 клвссов отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, отражающие действие объекта или его назначение, то есть его утилитарные и функциональные признаки. Примерно с 3 класса школьники все больше опираются на знания и представления, сложившиеся с результате обучения. Ученики 2 класса могут анализировать предмет, не прибегая к практическому действию с ним, они способны вычленять различные признаки и стороны предмета словесно. Младшему школьнику легче установить связь от причины к следствию. Чем от следствия к причине. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходят усвоение предлагаемых учителем моделей поведения, общения, взаимодействия. Как правило, дети этого возраста действуют по образцу и подобию даваемых им указаний, порой на задумываясь о смысле. При этом воспринимается не только словесный смысл, но и в большей степени «параллельное» бессознательное послание. Подражательность и эмоциональность, которая свойственна детям, во многом определяет их дальнейшее поведение, складывающиеся нормы и идеалы. Возрастной особенностью является импульсивность – склонность незамедлительно действовать, под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав, не взвесив всех обстоятельств. Причина этого кроется в возрастной слабости волевого управления поведением, потребности в активной внешней разрядке. Поэтому не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью Полезно давать возможность для физической разрядки на переменах. «Хождение строем» делает ребенка нервным, а не реально внутренне дисциплинированным. Младший школьник еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Помните, что при неудачах он может потерять веру в свои силы и возможности. К возрастным особенностям относятся положительные черты, как непосредственность, доверчивость, отзывчивость, любознательность.
-