Публикации
Семинар-практикум на тему: «Использование мнемотаблиц и наглядного моделирования как способа разучивания и запоминания основных танцевальных движений в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум на тему: «Использование мнемотаблиц и наглядного моделирования как способа разучивания и запоминания основных танцевальных движений в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»
Автор: Серова Ксения Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум на тему: «Использование мнемотаблиц и наглядного моделирования как способа разучивания и запоминания основных танцевальных движений в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»
Автор: Серова Ксения Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 442»Семинар-практикум на тему:«Использование мнемотаблиц и наглядного моделирования как способа разучивания и запоминания основных танцевальных движений в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»подготовиламузыкальный руководитель Серова Ксения Александровна г. Нижний Новгород 2025Актуальность темы. Дошкольный возраст важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит развитие памяти. Чем старше ребенок становится, тем больше информации он усваивает. Одними из основных задач ФОП являются:- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Так как же помочь разным детям усвоить один и тот же материал?Память можно разделить на несколько видов, например, в зависимости от типа запоминаемого материала: - двигательная (моторная), -эмоциональная, -наглядно-образная, -вербальная (словесно-логическая). Типы восприятия информации детьми:Ребенок-кинестетик должен все потрогать и пощупать, а в идеале еще и обнюхать и попробовать на зубок. У кинестетиков отличная пластика и мышечная память; Ребенок-аудиал погружен в океан звуков и всопринимает информацию лучше на слух; Дети, принадлежащие к визуальному психотипу, воспринимают информацию в зрительных образах. Дигитальный тип восприятия полагается не на чувства, а на логику взаимосвязей между фактами. Ребенок-дигитал во всем ищет смысл и оперирует, большей частью, отвлеченными понятиями и знаками, чем реальными предметами, таких детей всего 1-2%. Для развития памяти у всех типов детей очень важным является формирование специальных мнемических действий и овладение мнемическими приемами запоминания информации, в результате чего ребенок может запоминать учебный материал и потом воспроизводить его по памяти путем сознательной организации самого процесса запоминании, этого можно добиться путем использования мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель. Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог или даже ребенок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.Основной «секрет» мнемотехники прост. Механизм ее действия состоит в том, что, когда ребенок мысленно и при помощи воображения соединяет между собой несколько зрительных образов, то мозг фиксирует эту взаимосвязь в виде ассоциативных или причинно-следственных связей и отношений. В дальнейшем при припоминании одного из образов этих связей или отношений мозг воспроизводит и все остальные образы, которые в них входят, и в результате воспроизводится информация, запомненная ранее с помощью мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь. Суть технологии мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать, запоминать и рассказывать сказки, рассказы. Мнемотехника в настоящее время активно используется воспитателями дошкольных организаций для развития памяти детей, но как же ее использовать на музыкальном занятии? В разучивании песен, то очень простой ответ, я пошла дальше и решила попробовать использовать мнемотехнику в разучивании танцев с дошкольниками, рассмотрим, как это работает.Содержание. Современная хореография предъявляет сейчас вы завышенные требования к детям любых возрастов, давным-давно стало недостаточно просто четко и дружно выполнять движения под музыку. Танцевальные композиции стали включать в себя огромное количество перестроений и образов, которые должен ребенок запомнить и суметь передать, как же ему в этом помочь? Прежде чем, хореограф начинает показывать детям движения из танца, он продумывает композицию от и до, рисует для себя схемы, как и где будут стоять дети, какие движения и в каком порядке они будут выполнять, так почему бы не попробовать зарисовать эти схемы с детьми, а потом не попробовать по ним выучить структуру танца подумала я….? Что это нам даст?В тот момент, когда дети будут срисовывать с доски данные схемы, мы подключим к запоминанию зрительно-моторную память, когда мы будем разбирать с детьми, что нарисовано на этих схемах мы подключим к запоминанию наглядно-образное мышление, и наконец-то, когда по нашим схемам дети смогут не только повторять движения, но и перестраиваться, у них подключиться двигательная память и наглядное моделирование. Прежде чем, я приведу примеры карточек, мне бы хотелось поподробнее остановиться и на наглядном моделировании.Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Основная цель формирования пространственных представлений — совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме. Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» и освоение «схемы собственного тела»; ориентировку «на внешних объектах» и выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых; освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево; определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте; определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете; определение пространственного размещения предметов относительно друг друга; определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещения относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.Как проходит построение детей в пространстве по карточкам. На каждой карточке изображены кружочки синего и красного цвета, дети в свою очередь тоже делятся на две группы (можно использовать расчет на первый и второй, можно поделить детей по половому признаку и т.д.). Далее детям показывается карточка (на экране с помощью проектора или она может находится в руках у педагога) на которой нарисовано, как именно должны расположиться в зале дети, под музыку дети выполняют заявленную карточку. В зависимости от возраста, меняются фигуры и на карточке, а также проводится предварительная работа, объясняется детям расположение в зале предметов относительно картинки, от простого к сложному. Это обязательное условие!!! То есть, мы не только говорим детям, что они, например, становятся полукругом мальчик девочка, а показываем карточку, объяснив, что красные круги-это девочки, синие-мальчики, вверх карточки - это допустим центральная стена зала, а низ карточки-это стульчики для зрителей. Потом можно использовать построение по кругу. Потом в колонны. Где например в одной колонне будут девочки с красными платками, а в другой с синими.После этого можно попробовать карточки с более сложными перестроениями. Где зеленые круги-это мальчики в зеленых костюмах, красные круги-мальчики в красных костюмах, зеленые треуголники-это девочки в зеленых костюмах, а красные треугольники-это девочки в красных костюмах.После этого можно поключать картинки с условными обозначениями движений, которые я предлагаю придумывать с детьми! Например, барабан будет означать движение маршировать на месте.Зигзаг-выполнения руками движения воротца. Рыбка-сложенные вместе перед собой руки выполняют плавные движения из стороны в сторону и т.д.Любые стрелочки показывают направление движения и т.д.Подбирать картинки для движений, вместе с детками, можно начать уже со второй младшей группы. То есть непросто говорить, давайте попрыгаем как зайка или походим в развалочку как мишка, а добавлять картинку зайца или медведя на доску. Карточки по простому перестроению можно вводить уже со средней группы, например в виде дидактической игры, пока музыка играет, ребята танцуют, как только она остановилась нужно построиться так, как нарисовано на карточке! Не забыв, предварительно изучить с детьми условные обозначения. В итоге, постепенно, дети у нас получили все нужные базовые знания для дальнейшего уже полноценного использования их в запоминании танцевальных композиций. И мы можем организовать свою работу следующим образом.К каждому движению мы постепенно вместе с детьми придумываем условное обозначение и дружно зарисовываем его. Участникам танца мы тоже придумываем условные обозначения и зарисовываем их вместе с детьми, может быть они захотят, чтобы девочки были плюсиками, а мальчики квадратами, оставим это на их усмотрение. Мы зарисовываем с детьми схемы перестроения, не забывая уточнять, что, например, верх листика, это главная стена, а низ листика стульчики зрителей. После этого педагог, предварительно соединив схемы движений и построений, предлагает их изучить детям, где например, дети на первой карточке стоя в кругу выполняют движение рыбка. А на второй, стоя в колоннах, маршируют на месте.Далее, мы уже предлагаем детям построиться в зале, сначала по первой карточке, потом по второй и т.д. После этого мы начинаем постепенно выкладывать на доске наши карточки в том порядке, в каком меняются движения или структура танца, потом можно предложить детям сыграть в игру. Выложить карточки в неправильном порядке и попросить их поставить так, как должно быть на самом деле. Параллельно добавляя соединительные переходы от одного движения в другое, которые с детьми подготовительной группы можно также прорисовать используя стрелочки, вы не заметите как ваши дети выучат танец. Вывод: Добавление таких мнемокарточек в изучение танцевальных композиций поможет детям не только научить ориентироваться в пространстве, осознанно ориентироваться в порядке движений и в структуре танца, но и поможет лучше передавать образы, правильно выбранные условные обозначения подтолкнут ребенка к той идеи, которую вы хотите вложить в свою композицию, ведь, как нам известно, у детей дошкольного возраста лучше всего развито именно наглядно-образное мышление.Список использованной литературы1. Федеральный закон «Об образовании в Р. Ф.» от 29.12.2012. №273 ФЗ2. ФОП ДО3.«Музыкальные занятия» По программе «От рождения до школы» Под редакцией Вераксы Н. Е. «Учитель» 2019 год4. Ветлугина Н. А. «Самостоятельная деятельность дошкольников» Москва «Педагогика» 1980 г.5. «Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников» ««Учитель» 20196.«Организация, проведение и формы музыкальных игр» Учитель 2019 г.7. Новоселова С. Л. «Развивающая предметная среда» Москва8. Костина Э. П. «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Вып. 2 Москва «Просвещение» 2006 г.9. Костина Э. П. «Комплексный мониторинг качества муз. образования детей» «Доп. Образование и воспитание» 2007 г.10. Костина Э. П. «Модернизация музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста: проблемы, поиски, перспективы» Нижний Новгород НГЦ 2005 г.11. Костина Э. П. Комиссарова Л. Н. «наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Москва «Просвещение» 1989 г.12. Костина Э. П. «Музыкальная среда как средство креативности ребенка» Дошкольное воспитание 2006 г. № 11-12
