Публикации
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Автор: Паршина Лариса Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Автор: Паршина Лариса Николаевна
Предмет: Русский язык
образовательная система школа 2100
Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто?, Что?
Дьячкова Ирина Сергеевна учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2013 год
Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Цели:
Метапредметные цели:
познавательные УУД– развитие познавательного интереса в исследовании русского языка, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания
коммуникативные УУД- развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
регулятивные УУД- формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.
личностные УУД –проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.
Предметные цели–развивать умения ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов.
Оборудование: учебник , раздаточные карточки, презентация
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
I. . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты,Слушаем, запоминаем,Ни минутки не теряем!- Сегодня на уроке будем работать под девизом:Ум и сердце в работу вложи,Каждой минутой своей дорожи
.- Как вы понимаете данные слова?
Личностные УУД
- самоопределение
- смыслообразование
- внутренняя позиция школьника
учебно-познавательная мотивация
Коммуникативные
- Планирование учебного сотрудничества
ΙΙ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
_ Прежде чем работать в тетради давайте подготовим к письму наши пальчики
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
А потм их развернём.
1,2,3,4,5,
Будем с лёгкостью писать!
- А теперь откройте тетради , запишите число и классная работа
Чистописание
- Сейчас вам предстоит определить букву, которую будем писать на минутке чистописания.
- Даны три слова
Котёнок, хитрый, лежит
- Эта буква находится в слове, которое обозначает предмет. Эта буква обозначает согласный, парный, глухой, твёрдый звук.
- Какая же это буква?
- На чистописании мы будем писать букву К.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску найдите закономерность и продолжите строчку.
Кке Ккё Кки…… Ккю Ккя
- Оцените свою работу по волшебным линеечкам.
Красота правильность
- Ребята, давайте вернёмся к слову котёнок, как вы определили, что это слово обозначает предмет? (задали вопрос)
- Какие вопросы мы задаём к словам – названиям предметов?
Предметные
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);
- - извлечение необходимой информации из прослушенного
Регулятивные
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
3. Выявление места и причины затруднения.
Рыжик лежит в корзинке
- Прочитайте, пожалуйста, предложение.
- О котёнке или о грибе говорится в данном предложении?
- Как вы думаете, что нам может помочь?
- Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь?
- учебно-познавательный интерес (Л);
- смыслообразование (Л);
- эмпатия (Л)
- подведение под понятие (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
IV Построение проекта выхода из затруднения.
- Скажите пожалуйста на какие вопросы могут отвечать слова предметы?
- Определите тему урока.
Слова, которые отвечают на вопросы Кто? и Что?
- Какие цели перед собой поставите, чему должны научиться?
Научиться правильно, задавать вопросы к словам.
- самоопределение (Л);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- постановка познавательной цели (П);
- познавательная инициатива (Р);
- планирование, прогнозирование (Р);
V. Реализация построенного проекта.
- Ребята, перед вами словарные слова.
- Как вы думаете, какое задание вам предлагается сделать?
- Вставьте, пожалуйста, буквы.
- А сейчас поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга, пользуясь эталоном и оцените своего соседа по линеечке.
Ребята, скажите а почему у нас слова даны в два столбика?
- Посмотрите внимательно и скажите, по какому признаку их разбили.
- Значит словам ворона, собака, девочка на какой вопрос будут отвечать?
- Запишите его сверху.
_А слова берёза, погода, язык?
- Запишите этот вопрос.
- А как вы думаете, а для чего ещё вам дана пустая строка?
- Запишите каждый своё слово.
_____________ ________ _______
в…рона б…рёза
с…бака п…года
дев. чка … зык
________________ _________
- Как определить какие слова отвечают на вопрос Кто?, а какие на вопрос Что?
О людях и животных спрашивают КТО?
о других предметах – ЧТО?
Физминутка для глаз (электоронная физминутка)
Какой вопрос вы зададите героям физминутки?
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- познавательная инициатива (Р);
- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.
- Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшую инсценировку, ваша задача спросить про героев этого стихотворения: Кто это? или Что это? Объясните почему?
– Я лисичка, хитрая сестричка,– Я лисичка тоже!– Как с одной-то лапкой?– Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев).
2.
- А теперь вам предстоит поработать в парах. У вас на партах лежат конверты. Там лежат картинки с изображение предметов.
– Достаньте картинки и задайте вопрос друг другу: Кто это? или Что это?
3. с.43 упр.49 Делать будем таким образом.
Девочки выписывают слова, которые отвечают на вопрос что?
А мальчики на вопрос кто?
4. Физминутка
А теперь давайте встанем.
Поиграем в группы слов,
Кто из вас играть готов?
Называю слова, если, слово отвечает на вопрос Кто? – хлопаете, отвечает на вопрос Что? – топаете. (Артист ,город, девочка, карандаш, народ, собака ,ранец, ребята, человек).
- волевая саморегуляция (Р);
- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);
- управление поведением партнера (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Перед вами лежат две карточки.
- Если вы усвоили материал, о котором мы говорили на уроке и готовы проверить себя, возьмите голубую карточку
- Если вы усвоили материал и готовы сделать ещё 1 шаг вперёд возьмите жёлтую карточку.
1.Задай к выделенным словам вопросы и запиши их скобках.
Огурец ( ), морковь( ), капуста ( ) – это овощи ( ). Мальчики ( ) построили замок ( ) из песка. Заяц ( ), белка ( ), медведь ( ) живут в лесу.
2. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы кто? что? Выпиши их по вопросам.
Стоит октябрь. Льют частые дожди. Листья с деревьев опали .Пусты поля. Соловьи, стрижи, ласточки покинули свои гнёзда. Тянуться к югу журавли, утки.
Кто?_______________________________________________________________
Что?_______________________________________________________________
- Давайте проверим ваше задание.
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- анализ, сравнение, классификация (П);
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Ребята, давайте вспомним какую цель перед собой ставили?
Научиться правильно, задавать вопросы к словам.
Я научился …
Было интересно …
Было трудно…
Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока
- внутренняя позиция школьника (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- эмпатия (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);
V. Домашнее задание.
Написать две группы слов на тему Школа: 1 гр. Слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 гр. Слова, которые отвечают на вопрос что?
Кто?
Что?
образовательная система школа 2100
Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто?, Что?
Дьячкова Ирина Сергеевна учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2013 год
Тема: Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Цели:
Метапредметные цели:
познавательные УУД– развитие познавательного интереса в исследовании русского языка, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания
коммуникативные УУД- развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
регулятивные УУД- формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.
личностные УУД –проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного смысла учения.
Предметные цели–развивать умения ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов.
Оборудование: учебник , раздаточные карточки, презентация
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
I. . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты,Слушаем, запоминаем,Ни минутки не теряем!- Сегодня на уроке будем работать под девизом:Ум и сердце в работу вложи,Каждой минутой своей дорожи
.- Как вы понимаете данные слова?
Личностные УУД
- самоопределение
- смыслообразование
- внутренняя позиция школьника
учебно-познавательная мотивация
Коммуникативные
- Планирование учебного сотрудничества
ΙΙ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
_ Прежде чем работать в тетради давайте подготовим к письму наши пальчики
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
А потм их развернём.
1,2,3,4,5,
Будем с лёгкостью писать!
- А теперь откройте тетради , запишите число и классная работа
Чистописание
- Сейчас вам предстоит определить букву, которую будем писать на минутке чистописания.
- Даны три слова
Котёнок, хитрый, лежит
- Эта буква находится в слове, которое обозначает предмет. Эта буква обозначает согласный, парный, глухой, твёрдый звук.
- Какая же это буква?
- На чистописании мы будем писать букву К.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску найдите закономерность и продолжите строчку.
Кке Ккё Кки…… Ккю Ккя
- Оцените свою работу по волшебным линеечкам.
Красота правильность
- Ребята, давайте вернёмся к слову котёнок, как вы определили, что это слово обозначает предмет? (задали вопрос)
- Какие вопросы мы задаём к словам – названиям предметов?
Предметные
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);
- - извлечение необходимой информации из прослушенного
Регулятивные
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
3. Выявление места и причины затруднения.
Рыжик лежит в корзинке
- Прочитайте, пожалуйста, предложение.
- О котёнке или о грибе говорится в данном предложении?
- Как вы думаете, что нам может помочь?
- Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь?
- учебно-познавательный интерес (Л);
- смыслообразование (Л);
- эмпатия (Л)
- подведение под понятие (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
IV Построение проекта выхода из затруднения.
- Скажите пожалуйста на какие вопросы могут отвечать слова предметы?
- Определите тему урока.
Слова, которые отвечают на вопросы Кто? и Что?
- Какие цели перед собой поставите, чему должны научиться?
Научиться правильно, задавать вопросы к словам.
- самоопределение (Л);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- постановка познавательной цели (П);
- познавательная инициатива (Р);
- планирование, прогнозирование (Р);
V. Реализация построенного проекта.
- Ребята, перед вами словарные слова.
- Как вы думаете, какое задание вам предлагается сделать?
- Вставьте, пожалуйста, буквы.
- А сейчас поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга, пользуясь эталоном и оцените своего соседа по линеечке.
Ребята, скажите а почему у нас слова даны в два столбика?
- Посмотрите внимательно и скажите, по какому признаку их разбили.
- Значит словам ворона, собака, девочка на какой вопрос будут отвечать?
- Запишите его сверху.
_А слова берёза, погода, язык?
- Запишите этот вопрос.
- А как вы думаете, а для чего ещё вам дана пустая строка?
- Запишите каждый своё слово.
_____________ ________ _______
в…рона б…рёза
с…бака п…года
дев. чка … зык
________________ _________
- Как определить какие слова отвечают на вопрос Кто?, а какие на вопрос Что?
О людях и животных спрашивают КТО?
о других предметах – ЧТО?
Физминутка для глаз (электоронная физминутка)
Какой вопрос вы зададите героям физминутки?
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- познавательная инициатива (Р);
- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.
- Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшую инсценировку, ваша задача спросить про героев этого стихотворения: Кто это? или Что это? Объясните почему?
– Я лисичка, хитрая сестричка,– Я лисичка тоже!– Как с одной-то лапкой?– Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев).
2.
- А теперь вам предстоит поработать в парах. У вас на партах лежат конверты. Там лежат картинки с изображение предметов.
– Достаньте картинки и задайте вопрос друг другу: Кто это? или Что это?
3. с.43 упр.49 Делать будем таким образом.
Девочки выписывают слова, которые отвечают на вопрос что?
А мальчики на вопрос кто?
4. Физминутка
А теперь давайте встанем.
Поиграем в группы слов,
Кто из вас играть готов?
Называю слова, если, слово отвечает на вопрос Кто? – хлопаете, отвечает на вопрос Что? – топаете. (Артист ,город, девочка, карандаш, народ, собака ,ранец, ребята, человек).
- волевая саморегуляция (Р);
- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);
- управление поведением партнера (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Перед вами лежат две карточки.
- Если вы усвоили материал, о котором мы говорили на уроке и готовы проверить себя, возьмите голубую карточку
- Если вы усвоили материал и готовы сделать ещё 1 шаг вперёд возьмите жёлтую карточку.
1.Задай к выделенным словам вопросы и запиши их скобках.
Огурец ( ), морковь( ), капуста ( ) – это овощи ( ). Мальчики ( ) построили замок ( ) из песка. Заяц ( ), белка ( ), медведь ( ) живут в лесу.
2. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы кто? что? Выпиши их по вопросам.
Стоит октябрь. Льют частые дожди. Листья с деревьев опали .Пусты поля. Соловьи, стрижи, ласточки покинули свои гнёзда. Тянуться к югу журавли, утки.
Кто?_______________________________________________________________
Что?_______________________________________________________________
- Давайте проверим ваше задание.
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- анализ, сравнение, классификация (П);
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Ребята, давайте вспомним какую цель перед собой ставили?
Научиться правильно, задавать вопросы к словам.
Я научился …
Было интересно …
Было трудно…
Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока
- внутренняя позиция школьника (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- эмпатия (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);
V. Домашнее задание.
Написать две группы слов на тему Школа: 1 гр. Слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 гр. Слова, которые отвечают на вопрос что?
Кто?
Что?
