Публикации
ДОКЛАД «ТРИЗ технологии»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОКЛАД «ТРИЗ технологии»
Автор: Евсикова Ольга Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДОКЛАД «ТРИЗ технологии»
Автор: Евсикова Ольга Сергеевна
ГБОУ "Специальная школа-интернат г. Ельца"ДОКЛАДна тему:«ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) технология»Подготовила: Евсикова О.С.с. Елец - 2024История попыток создания науки о творческом мышлении человека насчитывает века. Основы науки о мышлении были заложены Аристотелем ещё в 4 веке до нашей эры. Он создал логику – науку о способах мышления, которые приводят к истине.Примерно начиная с середины 40-х годов 20 столетия в Америке и Европе появляются публикации сразу о нескольких методах решения творческих задач: Синектике, Мозговом Штурме, Методе Фокальных Объектов, Морфологическом Анализе. Они основаны на принципе активизации выдвижения и перебора вариантов. В России над проблемой рождения и развития плодотворных идей работал - автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), автор (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. Отечественная теория решения изобретательских задач принципиально отличается от метода проб и ошибок. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ТРИЗ – технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определённым законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач. Как бы то ни было, но к методам, помогающим изобретателю раскрыть свой творческий потенциал относятся неалгоритмические методы и др. Все они были основаны на психологии и логике, и ни один из них не претендует на роль научной теории (в отличие от ТРИЗ) и алгоритмический (АРИЗ). Чтобы применить тот или иной метод, нужно знать, какой конечный результат человеку нужно получить. В процессе решения задач знания по затронутым проблемам расширяются и углубляются с помощью изучения новой для детей науки – ТРИЗ.На первых занятиях предлагаются детям изобретательские задачи, по мере решения которых дети знакомятся с некоторыми приёмами устранения противоречий (так называемыми изобретательскими приёмами, которые собираются в «копилку».)Второй раздел ТРИЗ – изучение этапов и законов развития систем. Школа, используя в учебном процессе перегруженные научной информацией программы, не имеет возможности включить в изучаемые темы сведения и ссылки на межпредметные связи. Успеть бы охватить лавину знаний своего предмета. ТРИЗ затрагивает и в достаточно увлекательной форме решает эту проблему интеграции наук на основе системного подхода. Таким образом изученные детьми изобретательские приёмы являются частью логической системы решения изобретательских задач, которая называется АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).Третий раздел – изучение АРИЗ. АРИЗ- программа поэтапного пошагового решения задачи. «Копилки» изобретательских приёмов, созданные на начальных занятиях, логически входят в АРИЗ и занимают там своё место. При работе с АРИЗом, сначала по определённым правилам находят идеальный конечный результат (ИКР) для данной задачи, затем выявляют противоречия, мешающие его достижению и, в дальнейшем , устраняют эти противоречия применением системы изобретательских приёмов. Например, приёмы часто используемые в математике в ТРИЗах:Принцип однородностиПринцип «частичного или избыточного решения»Принцип объединенияПринцип дробленияПринцип «матрёшки»Принцип посредникаПринцип «наоборот»Принцип «обратить вред в пользу»Принцип копирования Принцип обратной связиПринцип технического противоречия и т. д.Преимуществом технологии ТРИЗ являются:1. Доступность и посильность.2. Использование в любой системе обучения.3. Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии, воображения.4. Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.Использование приемов методики ТРИЗ в процессе проведения учебных занятий позволяет решать следующие педагогические задачи:1. Воспитательные: развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи; формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности.2. Образовательные: повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.3. Развивающие: развитие памяти, внимания, логики и интеллекта; развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления); развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.Уникальность этой методики в том, что ученики с совершенно разным уровнем знаний имеют возможность проявить себя, так как они не ограничены в работе. Дети чувствуют себя свободно, не боятся ошибиться или сказать что-то не так, выражают свое мнение и учатся отстаивать. При этом идет воспитание детей, уважение как к личности, умению слушать и слышать. Рассмотрим некоторые приемы методики ТРИЗ, которые эффективно используются при обучении детей на различных предметах. Это такие приемы, как «Составление загадок», «Да-нетка», «Морфологический ящик/копилка», «Системный лифт», «Создай паспорт», «Мои друзья», «Синквейн», «Лови ошибку», «Пресс - конференция» и другие.1) Методический прием - СинквейнСлово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:1)В первой строчке называется тема (обычно это существительное).2)Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).3)Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.4)Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.5)Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.2) Методический прием «Составление загадок»Придумывание и отгадывание загадок развивает и воспитывает учащихся, формирует детскую индивидуальность, развивает у них творческое воображение, речь, пополняет словарный запас, знакомит с окружающим миром, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, оживляет урок. Составление загадок никогда не надоедает детям. И это объяснимо. Детям нравится раскрывать тайны, загадывать секреты. А еще потому, что моделей составления загадок много.Модель 1. С опорой на сходство по признаку1. Придумать, о чем будет загадка.2. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства.3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова - связки и получить загадку.Модель 2. С опорой на отличиеПодумать, на какой объект похожа отгадка и чем от него отличается.Модель 3. С опорой на действие Загадки можно составлять на уроках, а также предлагать детям данное задание в качестве домашнего. На уроке такая работа проходит активно, живо, с интересом.3) Методический прием «Привлекательная цель»Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планируется4) Методический прием «Да-нетка»«Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Можно проводить её в виде игры. Можно лишь отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Загадывать можно часть речи, часть слова, лексическое значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета. Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Методический прием «Да-нетка» используется на разных этапах урока.5) Методический прием «Морфологический ящик / копилка»Данный прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах: на английском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений и т. Д.;6) Методический прием «Лови ошибку». Сначала ученики заранее предупреждаются об ошибках. Постепенно приучайте их быстро реагировать на ошибки. Формы работы могут быть самые разные - поиск ошибок при прослушивании текста, при чтении текста, при объяснении материала.7) Методический прием «Пресс конференция». Планируя пресс конференцию, учитель может напомнить учащимся, что вопросы могут быть не только репродуктивные, но и расширяющие знания вопросы и развивающие. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать, что - то новое об объекте, уточнить ранее известные факты. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат исследовательское начало.Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность. Уроки с применением методов ТРИЗ проводятся с учащимися различного уровня знаний. Основой является желание педагога привлечь к работе всех учащихся, активизировать мыслительную деятельность и предложить такие задания, которые отвечают интересам учеников. На уроках мы используем формы познавательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую работу. Находясь в постоянном поиске различных методов ТРИЗ, у меня постепенно сложилась своя система использования методов этой технологии, которая позволяет не давать им готовые знания и истины, а научить детей их находить в игровой форме, что приводит к эффективности развития. Область применения методики ТРИЗ обширна: от дошкольных учреждений до 11-х классов школы. Названные приемы ТРИЗ облегчают и разнообразят виды деятельности учителя и обучающихся, создают условия для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей
