Публикации "Формирование базовых национальных ценностей средствами физической культуры"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование базовых национальных ценностей средствами физической культуры"
Автор: Валентина Владимировна Поваляева

Формирование базовых национальных ценностей средствами физической культуры. Россия матушка необъятная, огромная, многонациональная как лоскутное одеяло ,традиционные ценности осуществляют единство многонационального российского обществаНаш президент Владимир Путин подписал указ «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей». Документ определяет нравственные ориентиры, их 17.К ним относятся:1. Жизнь.2. Достоинство.3. Права и свободы человека.4. Патриотизм. Гражданственность.6. Служение отечеству и ответственность за его судьбу.7. Высокие нравственные идеалы.8. Крепкая семья.9. Созидательный труд.10. Приоритет духовного над материальным.11. Гуманизм.12. Милосердие.13. Справедливость.14.Коллективизм.15.Взаимопомощь и взаимоуважение.16. Историческая память и преемственность поколений.17. Единство народов России.Как в наше сложное время формировать эти ценности? Какими средствами физической культуры можно формировать эти ценности? Мои ценности формировала семья, школа, спорт.Патриотизм народов России служение Отечеству.Главной базовой ценностью считаю патриотизм. Обратимся к истории. Наше старшее поколение испытало невзгоды и лишения в ВОВ, проявляли свое мужество, упорство, среди них были бывшие спортсмены, которые в недавнем прошлом защищали честь страны на спортивных аренах. Физическая подготовка и закалка помогали им добиваться успехов и на поле боя. Старшеклассники делают презентации о таких воинах -спортсменах, показывают их в младших классах. Память защитников Отечества, подвигов героев Отечества должна сохранится.Принимая участие в Областная социально-спортивная акция «Здоровяк»обучающиеся получили информацию о Рустаме Нагиеве, десантнике, который без ног покорил Эльбрус. Это герой нашего времени.Максим Корешков, который является членом отряда «Берет» подготовил проект на городскую конференцию «Физическая культура, здоровье и спорт» о своем отряде, в котором на занятиях развивают не только физические качества, но и воспитывают духовно-нравственные.Успешно защитил проект и занял 3 место.Сегодня проходит СВО. Наш бывший ученик Гвардии ефрейтор Гарин Андрей Юрьевич, погиб, прожил такую короткую жизнь в 22 года.Андрей занимался в секции лыжного спота, принимал участие в соревнованиях разного уровня., в том числе областных, не только по лыжным гонкам, но и по легкой атлетике, баскетболу. Занимал места и приносил школе победы. Был трудолюбивым, добрым, увлеченным.Сейчас готовим проект про нашего героя, чтобы его жизнь была примером для обучающихся.Изучение Родины надо начинать с того места, где живет каждый.Обучающиеся школы готовят проекты об учителях школы, чтобы знать кто прославлял школу. Приготовили проект о нашей школе «Уровень комфортности условий в кабинетах школы» Мы живем на окраине Самары в поселке Красная Глинка, поэтому обучающиеся приготовили проект «Условия доступа в общественные места для инвалидов- колясочников в поселке Красная Глинка»Принимая участие в Областной социально-спортивной акция «Здоровяк» обучающиеся школы обменялись видеороликами о городах, в которых проживают. Нам помогли обучающиеся Элистинского лицея, с преподавателями которого я познакомилась на этом форуме.Доверяют обучающиеся учителю физической культуры, приготовили проект на тему «Святые источники Самарского края».На уроках физической культуры изучали топографические знаки с использованием подвижной игры «Путешествие по России».Вначале была проведена анкета о знаниях топографических знаков, затем презентация о них. Далее в спортивном зале каждой группе была представлена карта России без всяких обозначений и дано 5 названий Волга, Крымский, Байкал, Болота, Дальний Восток. Обучающиеся должны нанести топографическими знаками место их нахождения, придумать способ преодоления этого препятствия ( подобрать упражнение)и составить маршрут(обозначить цифрами) в какой последовательности будет проходить это путешествие. После подготовки маршрута и тренировки одна группа преодолевала маршрут две других ее оценивали. Не только знаниями должны обладать обучающиеся, но и духовно-нравственными качествами.Для этой цели в школе проводится акция для детей и молодежи с ограниченными возможностями «Спешите делать добро». Акцию проводят старшеклассники. Для этого они проходят инструктаж по технике безопасности, Готовят пригласительные, составляют протоколы, изучают правила по дартсу, шашкам, ведут подбор упражнений с баскетбольными мячами, готовят атрибуты для украшения спортивного зала. Участница такой акции Покшиванова Галя инвалид1 группы подготовила и вместе с мамой показала обучающимся 6класса презентацию «Бочча».Поделилась опытом участия в соревнованиях, показала свои медали. Такие мероприятия заставляют обучающихся посмотреть на людей с ограниченными возможностями с другой стороны, об этом говорят результаты анкеты проведенной до мероприятия и после. Отношение у обучающихся к инвалидам резко изменилось.Важная тема семейные ценности, участие родителей в жизни детей. Для этого в школе был реализован проект «К стартам готов!». Проект заключается в том, что старшеклассники обучают первоклассников выполнять испытания ГТО, родители присутствуют на каждом занятии и записывают результаты в тетрадь. Благодаря проекту 15 первоклассников получили золотой знак.Для сохранения и укрепления здоровья применяются здоровьесберегающая технология, гибкая система оценивания и разноуровневые задания.Большим подспорьем послужило внедрение ГТО, которое определяет уровень физических качеств. Учить детей надо, удивляя и увлекая. ГТО я сдала сама, чтобы доказать, что в любом возрасте это можно достичь.Труд и творчество. Физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.Трудятся обучающиеся на уроках, выполняя физические упражнения. Элемент творчества необходим для мотивации и вдохновения обучающихся. В начальных классах на уроках реализуем проекты по русским народным сказкам. В среднем звене проекты по двигательным качествам, а в старших проект называется «Я-учитель», для самовыражения, утверждения, самореализации.Все внеклассные мероприятия проводятся в сюжетном варианте. Вначале разрабатывается методическая разработка, затем проводится мероприятие.Очень интересно проходит мероприятие о ЗОЖ «Валеологическая сказка», где старшеклассники одевают костюм Бабы Яги и Гнома.На уроках использую карточку-схему урока системно- деятельностной направленности «Играем в сказку». Девиз в карточке.-Думая, делаю – делая, учусь.Сказки-национальные культурные ценности история великого народанациональные традицииопыт поколенийпатриотизмбогатырская силасила духадоброта и милосердиенародная мудростьИсторическая память и преемственность поколений Единственный путь, ведущий к знанию, –это деятельность». Ценности формируются в деятельности + активность + ответственность + осознанность. Главное не опоздать.Поваляева Валентина Владимировна Учитель МБОУ Школы №118 г.о. Самара «Отличник физической культуры и спорта», «Почетный работник сферы образования Российской федерации» 10.05.2001-22.10.2023
-