Публикации Интерактивный плакат - как современное средство обучения в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивный плакат - как современное средство обучения в ДОУ
Автор: Выручаева Наталья Николаевна

Интерактивный плакат – как современное средство обучения в ДОУВ современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовании [7, с. 29]. С этой целью мы осваиваем новые технологии и приемы подачи информации. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка [6, с. 47]. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне [13, с. 67].Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - «взимный», «act» - действовать[12,с.15]. Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме[2,c.101].Преимуществами интерактивного плаката являются:• высокая интерактивность – диалог между воспитателем и воспитанниками посредством данной программы (новый метод работы в НОД);• простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;• богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;• групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным воспитанником;• учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет воспитателю конструировать НОД в соответствии со своими задачами [2, с.83].Для чего он нужен? В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: • за счет использования интерактивных элементов вовлечь воспитанников в процесс получения знаний; • за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации [9, с.35]. В нашем дошкольном учреждении мы активно используем интерактивный плакат в педагогическом процессе, что позволяет сделать его более эффективным и занимательным для наших воспитанников. Данный вид пособий является хорошим помощником для воспитателей. Он не только позволяет наглядно продемонстрировать те или иные явления природы, взаимосвязи между объектами, но даёт детям возможность добывать информацию самостоятельно, оперировать с этой информацией, проверять и закреплять полученные знания.Нами была разработана серия интерактивных плакатов и игр, предназначенная для использования на занятиях с детьми дошкольного возраста, причём данные плакаты можно применять как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. Младшие дошкольники с помощью данных пособий знакомятся с объектами живой природы, старшие дети закрепляют свои знания, проверяют их с помощью игровых заданий. В серию входят плакаты: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные севера», «Времена года», «Деревья и кустарники». В планах пополнить серию другими плакатами, а именно «Животные жарких стран», «Растения Красной книги Архангельской области», «Транспорт» и другими.Все пособия разработаны в программе Power Point и выполнены в технике «единого экрана», что позволяет визуально воспринимать плакат, как один слайд, не замечая переходов между ними.Каждый плакат состоит из нескольких слайдов. Количество слайдов варьируется в зависимости от количества объектов, представленных на плакате плюс титульный слайд и слайды с проверочными заданиями.Переход между слайдами осуществляется щелчком по изображению одного из объектов (уменьшенные изображения) посредством гиперссылок. Перейдя на слайд с выбранным объектом, мы можем видеть его увеличенное изображение в центральной части плаката. Имеется возможность завершения показа слайдов в любой момент посредством щелчка по кругу с перекрестьем.Результаты использования интерактивных плакатов в ДОУ:        
  • Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).
  • Улучшение речевого развития.
  • Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.
  • Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).
  • Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).
  • Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.
  • Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)
  • Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.
  •  Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
  • Таким образом, интерактивный плакат – это мотивирующая к обучению, игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса восприятия. На наш взгляд интерактивные плакаты являются отличными помощниками воспитателя. Они способствуют повышению активности и любознательности дошкольников, позволяют дифференцировать задания для детей с разными индивидуальными особенностями, а также дают возможность сделать нашу работу с детьми насыщенной, доступной, интересной. Список информационных источников
  • Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Бабанский Ю. К. — М.: Просвещение, 1989. — 12с.
  • Волкова, Н. А. Разработка и использование интерактивных плакатов. URL 
  • Драхлер Б. А. Сеть творческих учителей/ Драхлер Б. А., Методическое пособие.Москва. «Бином. Лаборатория знаний» — 2008
  • Интерактивность. URL 
  • Коменский, Я.А. Великая дидактика URL 
  • Королёва С. К. — Роль интерактивных плакатов в повышении познавательной активности и эффективности восприятия обучающимися изучаемого материала на уроках информатики.
  • Лузан, Е. Ю. Актуальность применения интерактивных плакатов для реализации ФГОС / Е. Ю. Лузан, Т. М. Зуева, В. А. Перелыгин. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 27-30. — URL:
  • Модернизация российского образования: документы и материалы / Под ред. Э. Д. Днепрова. — М.: ГО ВШЭ, 2002
  • Селевко Г. К. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
  • Ушинский К. Д. О наглядном обучении Воспитывать ребенка как? URL 
  • Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Хуторский А. В. Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.2002,
  • Якорев Денис Интерактивный плакат что это? URL 
  • Ястребцева Е. Н. Intel@ Обучение для будущего при поддержке Microsoft/ Ястребцева Е. Н. Москва-2003.
  • -