Публикации «Развитие творческих способностей детей, через овладение основами техники «Канзаши»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческих способностей детей, через овладение основами техники «Канзаши»
Автор: Софьина Светлана Викторовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Развитие творческих способностей детей,
через овладение основами техники Канзаши.
Составитель: Софьина Светлана Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Среднеуральск, 2025
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, рисунка, фантазии итворчества.
В. А. Сухомлинский.
Школьноедетство – очень важный период в жизнидетей. Именно в этомвозрастекаждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннееразвитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявлениятворчества. Одним из интересных видов деятельности является художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственноетворчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.
Развитие детского творчестваявляется актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получилиразвитиесовременные технологии, общество, как никогда нуждается втворческих, смелых, инициативных личностях.
Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способностине могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешногоразвития творческого начала.
Многочисленные педагоги и психологи (О. В. Дыбина, Т. С. Комарова,В. С. Кузин, Я. А. Пономарев, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова и другие) подчеркивают, чтотворчество-это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью,творчествуможно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности иразвиваетсяпостепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же времятворчество ребенка– это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектамитворчества, активными участниками процессаразвития. Поэтомутворчестворебенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Эффективным средствомразвития творческого потенциала школьников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд.
На современном этапе отечественными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник работы создала программу "Декоративная мастерская Золотые ручки" для развития воображения,творческого мышления и творческой активности.
Канзаши - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Украшать себя, свой дом, свой мир свойственно любому человеку.
В качестве концептуальных основ данной программы использованы системно-деятельный, здоровье сохраняющий, гуманно-личностный и культурологический подход.
В современном мире стала актуальной проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей народа, его национальных традиций.
Искусство рукоделия органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая культурно-историческое богатство стран и народов, которое своими корнями уходит в далёкое прошлое. Возможности рукоделия - безграничны!
В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки обучающихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также снижением познавательного интереса к предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ в области рукоделия.
Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности,способствующемуснятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлосьтворчество. Замечено, чтотворческийпроцесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.
Техника Канзаши предлагаетразвитиеребенку в самых различныхнаправлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармоничноразвитой личностью. Создавая свой мир, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Заключается в возможности самими обучающимися создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ рукоделия, развивать свои креативные способности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа ориентирована не только на вовлечение детей в удивительный мир творчества, но и решает актуальные задачи нравственного воспитания молодежи, формирования устойчивого интереса к художественному наследию народа. Процесс изготовления красивых и нужных изделий, умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у ребенка здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности обучающегося, для его социально-культурного и профессионального самоопределения. К удовольствию рукодельниц техникой канзаши может овладеть каждый, потому что она не требует специальных навыков, как, например, вязание.
Тема, несомненно, актуальна. Изготовление украшений своими руками сейчас на пике популярности. Создавая бижутерию своими руками, мы уже не задумываемся, что, например, ручные и ножные браслеты, серьги и кольца, в определённый период выполняли роль оберегов и амулетов. Культовый предмет постепенно превратился в украшение.
Достоинство техники в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки. Канзаши доступен всем потому, что шелковые ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине.
-