Публикации Программа клуба "Варяг", социально-гуманитарной направленности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа клуба "Варяг", социально-гуманитарной направленности
Автор: Ольга Александровна Крылова

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУГУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»С. ЧУГУЕВКА «22» апреля 2024 г. Программа клуба «Варяг»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленностиВозраст учащихся: 15-16 летСрок реализации программы: 1 годКрылова Ольга Александровна, педагог дополнительногообразованияс. Чугуевка 2024-2025 год
  • Пояснительная записка
  • Актуальность программыФормирование патриотического сознания основа духовно-нравственного воспитания детей.Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому работа по патриотическому воспитанию является главной задачей нашей школы. Патриотическое воспитание – это систематическая ицеленаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессесоциализации молодѐжи в различных сферах жизнедеятельности общества путѐм участия в работе различного рода движений, акций, инициатив,мероприятий.Направленность программы - социально - гуманитарнаяУровень освоения - общеразвивающая.Отличительные особенностиСреди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик, по оценке качества патриотического воспитания.Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента: когнитивный, знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально–чувственный, отношенческий (переживания,чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера).Адресат программы14-15 лет, подростковый возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Кроме того, социальный опыт ребѐнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.Срок реализации программы 1 год, количество учебных часов в неделю – 1 час, всего 34 часа в год.Формы реализации программы: Тематические беседы, уроки,коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники,посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей.Все занятия программы проходят в совместной деятельности учителя и детей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности обучающихся.Эти требования определяются на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учѐтом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН, положением об утверждении Постановление от 28 сентября 2020 года N 28
  • Цель и задачи программы
  • Цель программы: создание условий, способствующихпатриотическому, физическому воспитанию и интеллектуальному развитию личности юного гражданина России и его лидерских качеств.Задачи программы:Воспитательные:Воспитание чувства гордости за своих соотечественников.Воспитаниегражданскойпозиции,бережногоотношениякпамятникам истории, культуры края, сохранения традиции.Воспитаниетолерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;Воспитание уважения к труду;Развивающие:Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем,самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания.Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.Обучающие:Формирование любви к родной стране, родному краю, интереса к прошлому и настоящему; формирование бережного отношения к природе и всему живому. Знакомство детей с основными родами войск РФ, их символикой (флаг, герб).Содержание программыУчебный план 2024-2025 года обученияТематический план работы по патриотическому воспитанию:Содержание учебного плана 2024-2025 года обучения Блок №1«Я, моя семья и школа»Цель:воспитаниепатриотовигражданОтечества,любовьккоторому начинается с любви к семье, родным и близким людям.Сентябрь. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школьный музейСоставление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу)Октябрь. Поздравление бабушек и дедушек с праздником (День пожилого человека). Практика. Беседа о взрослых членах семьи, и их родителях - закреплять представления о семье, уточнить знания о старших членах семьи (бабушках, дедушках), чем они занимались, где они жили, воспитывать уважение к старшим.Ноябрь. Теория. Знакомство с семейными традициями и праздниками. Чтение поговорок и пословиц о семье и о родном доме. Составление рассказов детьми «Традиции и любимые занятия моей семьи» (совместно с родителями). Практика. Семейный проект «Родословное древо». Сбор материала и оформление "Книги памяти» в классах.Декабрь. Теория. Беседа о правах и обязанностях ребенка «Что я знаю о своих правах?» – способствовать формированию основ правовых знаний; разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.Январь. Беседа о доброжелательности и терпимости друг к другу - формировать понимание дружбы. Тематические классные часы “Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди вокруг меня”.Февраль. Творческие рассказы мальчиков о настоящих мужчинах. Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья!». «Любовь к Родине начинается в семье». Подбор фотографий для альбома «Я в кругу своих родных». Практика. Изготовление (совместно с родителями) семейных гербов.Март. Практика. Концерт для мам, бабушек. Выступление для детского отделения больницы.Апрель. Теория. Беседа «Русские народные праздники – Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др. «Знакомство с русской кухней и обычаями стола. Знакомство с народными играми, развлечениями, гуляниями, посиделками.Май. Совместно с родителями сбор материала о героях своей семьи (ветеранов войны, участников трудового фронта). Конкурс рассказов о бабушках и дедушках «Героическая молодость»Блок №2«Моя малая Родина село Чугуевка».Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе родного села, его прошлому, настоящему, будущему.Сентябрь. Теория. Беседа о прошлом родного села. Экскурсия в музей - познакомить с экспозицией «Вехи истории родной земли». Изготовление стенда «Мое село».Практика. Конкурс рисунка «Мы рисуем свое село» Игра «Знаешь ли ты свой край?».Практика. Акция «Сделаю свое село и школу чище»Октябрь. Теория. Экскурсия в музей «Трудом славен человек».Ноябрь. Практика. Презентация проектов «Живѐт такая деревенька»Декабрь. Практика. Концерт для детского дома и детского сада. Экскурсия в школьный музей.Январь. Практика. Акция «Помоги ветерану». Февраль. Теория. Урок мужества «Афган…»Встреча с воинами-интернационалистами «Афганистан – боль моей души». Март.Теория.ВстречасвдовамиучастниковВОВ,женщинами- участниками ВОВ, ветеранами труда. Мини концерты на дому.Апрель. Экскурсия по улицам села.Практика. Творческие рассказы детей об истории своей улицы.Май.Экскурсиявшкольныймузейрасширениезнанийоподвигах односельчан в годы войны.Практика. Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного края.Блок №3«Край Приморский».Цель: Воспитание национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям жителей Приморского краяСентябрь. Теория. Беседа о государстве - «Российская Федерация». Рассматривание карты России (что может рассказать карта о нашей стране). Час поэзии «Стихи о Родине» Участие в конкурсе «Моя Родина Россия»Октябрь. Теория. Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”.Ноябрь. Теория. Беседа «Город Владивосток и его достопримечательности Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.Декабрь.Теория. Беседа «Героические дни»(знакомствосгероической историей нашего края, во время ВОВ).Январь. Практика. Сбор материала в школьный музей. Фотовыставка «Наше любимое село».Февраль. Акция «Ветеран живѐт рядом» (Поздравление ветеранов ВОВ), Практика. Акция «Помощь солдатам».Март. Экскурсия «Живой мир нашего края». Теория. Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы». Практика. Изготовление альбома.Апрель. Теория. Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине.Май. Практика. Конкурс рисунков и поделок «Моя школа в ХХI веке«Операция «Родной школьный двор».Блок №4«Я гражданин России»Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.Сентябрь. Теория. Беседа о государстве - «Российская Федерация». Рассматривание карты России (что может рассказать карта о нашей стране). Час поэзии «Стихи о Родине» Участие в конкурсе «Моя Родина Россия».Октябрь. Теория. Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”.Ноябрь. Круглый стол по теме «Что значит быть гражданином своей страны?»Практика. Фотовыставки «Мы дети твои, Россия».Декабрь.Практика. Интеллектуальная игра «Герои России». Просмотр фильмов «Наши Победы».Январь. Конкурс- презентация «Сердце России».Февраль.Теория. Рассказ приглашенного воина - выпускника школы о службе в Армии.Март. Теория. Беседа о природе России - дать знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать.Апрель. Акции «Жить, чтобы помнить!» Практика. Фотовыставка «Ветеран».Май. Практика. Акция «Мы помним подвиг героев!» Круглый стол «Я – гражданин России».
  • Планируемые результаты Личностные результаты:
  • У обучающегося будет воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к поручениям, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию; осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории собственной жизненной позиции с учѐтом устойчивых познавательных интересов и стимулов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Обучающийся будет осознавать значение семьи в жизни человека и обществе, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; сохранение традиций и исторической памяти семьи.
  • Метапредметные результаты:
  • Обучающийся приобретѐт умение самостоятельно определять цели своего воспитания, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
  • Обучающийся будет знать и определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
  • Предметные результаты:
  • Обучающийсябудетвладетьпониманиемключевыхпроблем современного обществознание исторического прошлого страны;
  • Обучающийся будет знать основные события Великой Отечественной войны, уметь давать им оценку; Знать события современной истории;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и истории;
  • Обучающийся будет уметь формулировать собственное отношение к событиям прошлого и давать им оценку.
  • РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
  • Условия реализации программы
  • Материально-техническое обеспечение:
  • Кабинет истории с компьютером, принтером, интерактивной доской.
  • 2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • карточки с различными видами войск и Защитников Отечества;
  • фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • пособие «Заповедники Приморского края»;
  • записи с песнями военных лет;
  • карты, атлас Российской федерации.
  • Нормативно-правовая база- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р); - СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».ЛИТЕРАТУРА для учителя и обучающихся:1. Конституция Российской Федерации2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2017) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016)
  • Постановление Правительства РФ от 5 октября 2015 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 - 2020 годы"»
  • «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ
  • Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
  • 6.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников1.2 Оценочные материалы и формы аттестацииАналитико-оценочная шкалаВ результате диагностирования заполняется таблица, в которой выставляются баллы, в сумме показывающие уровень сформированности отношения учащихся к фактам и событиям патриотического характера.Если подростком набрано от 5 баллов до 10 баллов, то это говорит о его принадлежности к низкому уровню овладения опытом патриотической деятельности; среднему уровню овладения опытом патриотической деятельности соответствует от 10 до 20 баллов; высокий же уровень характеризуется 20 – 25 баллами.На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы.Высокий уровень овладения подростком опытом патриотической деятельности рассматривается нами в качестве нормы, что позволяет сравнивать индивидуальный опыт каждого воспитанника с нею. Опишем этот уровень: подростки эмоционально выражают патриотические чувства, любовь к Родине в реальном поведении. Переживания по поводу явлений патриотического характера выступают как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира воспитанника и обретениюнеобходимого равновесия в отношении к истории и культуре своей страны. Проявляют заинтересованное отношение к возможности быть полезным в подготовке и проведении акций и дел патриотической направленности. Имеют сформированный опыт выражения собственного отношения к явлениям патриотического характера, а также к традициям и содержанию отечественной культуры. Занимают позицию «Я горжусь культурой, историей нашей страны». Осознанное стремление участвовать в различных мероприятиях патриотического характера (акциях, КТД, встречах, классных часах). Являются инициаторами мероприятий патриотической направленности, они для учащихся личностно значимы. Проявляют стремление стать полезными своей стране, своему близкому и далекому окружению. В деятельности патриотического характера способны к присвоению ценностей и смыслов служения Отечеству; проявляют ответственность, самостоятельность, творческую инициативу в делах патриотического характера. Занимают позицию «Я готов, настроен и могу действовать на благо своей страны».Методики:
  • Методика«Неоконченноепредложение», предполагающая сочинение детей, продолжающее фразу «Когда слышу слово «Родина», то я представляю…
  • Методика «Национальный портрет», представляющая собой беседу о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
  • Методика «Рассказы» построенная на обсуждении неоконченных рассказов из книги И.А.Архиповой «Развитие духовного мира ребенка», связанных с проявлением духовно-нравственных ценностей, качеств.
  • Методика «Мой герой» нацелена на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.
  • Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой), моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами);
  • «Кто прав?» - методика на выявление позиции собеседника, уважение к иной точке зрения (Г.А..Цукерман).
  • Рисуночные тесты «Моя Родина», «Моя семья», «Я на природе», «Я эколог». Самооценочные суждения детей.
  • Методические материалы Основные методы.
  • Объяснительно-иллюстративный на основе диалога, эвристической беседы. Этот метод помогает детям вместе с духовно-нравственными истинами открывать свое природное умение мыслить по-христиански.
  • Проблемный, частично-поисковый, исследовательский (исследование, создание проектов) позволяют включать школьников в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой происходящих событий.
  • В процессе обучения для развития познавательной деятельности учащихся необходимо организовать экскурсии в храмы, музеи для знакомства с краеведческим материалом, историей своей малой родины, организовывать встречи с интересными людьми, проводить деловые и ролевые игры.Технологии, применяемые при осуществлении программы:Информационные, Личностно-ориентированные, дифференцированные, игровые, коллективного взаимообучения.
  • Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье. В рамках данного направления:
  • изучаем историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо»;
  • создаем библиографический альбом о земляках нашего посѐлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
  • проводим конкурс сочинений рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»;
  • проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;
  • организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.
  • Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы. При работе по данному
  • направлению используются следующие формы воспитательной работы:
  • сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
  • сбор материала и оформление стенда «История школы»;
  • проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
  • проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
  • Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к
  • деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном поселке, районе.По данному направлению проводим следующие мероприятия:
  • проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
  • сбор материала о героях своей семьи и размещение этого материала на сайт «Дорога памяти»;
  • оформление стенда о земляках нашего посѐлка «Они защищали Родину»;
  • изучение истории возникновения нашего села;
  • создание видеоролика «Мой прадед герой!»;
  • проведение урока путешествия «Заповедные места родного края»;
  • конкурс рисунков «Красоты моего края»;
  • проведение классного часа «Край родной»;
  • внеклассного мероприятия «День земли»;
  • в школьном музее проведен классный час «Неизвестный солдат»,
  • внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящѐнное Дню Неизвестного Солдата;
  • ухаживаем за обелиском в нашем селе. Около обелиска проводим внеклассные мероприятия.
  • Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего. По данному направлению следующие мероприятия:
  • ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
  • ежегодно 9 декабря мероприятие «День Героев Отечества»;
  • урок мужества «Не забудется Афган», посвящѐнный выводу советских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов;
  • традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;
  • конкурс «Мальчишка - будущий солдат»;
  • праздник Дня Защитника Отечества «Русский солдат умом и силой богат»;
  • классные часы «Ты же выжил, солдат», «Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве;
  • урок мужества «Колокола нашей памяти», посвященный битве за Москву;
  • внеклассное мероприятие, посвящѐнное Дню Победы «Не забудем это никогда»;
  • историко-музыкальная гостиная «Песни опалѐнные войной»;
  • историко-литературная гостиная «Духовные корни Победы»;
  • урок мира «Вспомним всех поимѐнно».
  • Готовим проекты: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», «Ветеран в моей семье». Создали по этим проектам презентацию, видео.Участвуем в акции «Георгиевская ленточка», в период которой все ходим с ленточками.
  • Календарный учебный график
  • Календарный план воспитательной работы
  • Воспитательнаяработаклуба«Варяг»осуществляетсяпотрем направлениям деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
  • Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71.
  • Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.
  • Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
  • Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.
  • Басаргина, А.А. Музей народной культуры [Текст] - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 114 с.
  • Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] - М.: Народное образование, 2002 - 112с.
  • Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.
  • Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников
  • // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24.
  • Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах [Текст]
  • / Н.Ф. Дик. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 340 с.
  • Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
  • Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.
  • Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] - М.: АРКТИ, 2004. - 69 с.
  • Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы [Текст] - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.
  • Конасова, Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально- педагогическую поддержку [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.Ю. Конасова [и др.]. - Санкт-Петербург: КАРО, 2005. - 219 с.
  • О ходе модернизации российского образования // Воспитание школьников.
  • - 2012. - №10. - С.3 - 7.
  • Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.
  • Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.
  • Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2009. - №9. - С.26 - 28.
  • Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шпенов. - 4 - е издание [Текст] - М.: Издательский центр " Академия", 2012. - 496 с.
  • Усатова, Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.
  • Черноусова, Ф.П. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании [Текст]: учебн. пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 с.
  • Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / И.Ф. Харламов - 7 - е издание [Текст] - МН.: Университетское, 2012 - 560 с.
  • Шемшурина, А.И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя. Учеб. - метод. пособие / А.И. Шемшурина [Текст] - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 110 с.
  • Шипов, К. Воспитание на исторических событиях // Патриот Отечества. - 2013. - № 11. - С.34 - 36.
  • Шутова, Л. И Профессиональные ценности как условие формирования патриотизма у будущих специалистов народного хорового пения // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №2. - С.73 - 75.
  • Елесеева Ю.А. Реализация дополнительных образовательных программ в начальной школе [Электронный ресурс] / Ю.А. Елесеева. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: (22 февр. 2015г.)
  • Мельникова Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Мнльникова - Электрон, текст. Дан. - Режим доступа.:: gopsy /456/83694/ (23 февр. 2015г.)
  • -