Публикации
Особенности проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста
Автор: Зубкова Юлия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста
Автор: Зубкова Юлия Владимировна
Особенности проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни П.Ф. Лесгафт
Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, развитии духовных и физических сил.
Значение подвижных игр
Подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующем, как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Выбор игры
игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря.
Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность.
Подбор игр
использовать игры разнообразные по содержанию и по организации детей, по сложности согласования движений;
двигательные задания в играх, даже основанные на одном и том же движении, усложняются постепенно;
игровые образы должны быть понятны и интересны детям;
использовать и игры с художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила;
учитывать состав группы детей и индивидуально-возрастные особенности;
учитывать общее состояние группы (например, если дети возбуждены, то провести малоподвижную игру).
Объяснение игры
Перед объяснением игры необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Детей младшей младшего школьного возраста пеадгог чаще всего ставит так, как это нужно для игры(в круг).
Объяснение игры
Объяснять детям игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей.
При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.
Объяснение игры
Объяснение сюжетных игр детям младшего школьного возраста должно быть коротким образным рассказом и вызывать у ребенка яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре.
Такое эмоционально-образное преподнесение содержания, сюжета игры, свойственного объяснению при прямом обучении, в упражнениях, и отвечающее конкретному характеру мышления и восприятия детей, проходит очень непринужденно и помогает ребенку лучше представить игровую ситуацию, войти в образ и более выразительно воспроизводить характерные для этого образа движения.
Объяснение игры
Объяснение подвижной игры детям младшего школьного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно)с началом и развертыванием самой игры.
Дети младшего школьного возраста объяснение некоторых простых игр могут выслушать от начала до конца, но в ходе игры педагог все время дает пояснения, уточняет движения, добивается большей точности выполнения движений и правил.
Педагогическое руководство игрой
Подвижные игры с детьми всегда организует педагог, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.
Педагог действует в игре наравне с детьми, выполняя главную роль и руководя игрой.
Руководство подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. Поначалу роль водящего выполняет педагог, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.
Педагогическое руководство игрой
В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т. д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре.
Не следует настойчиво указывать ребенку на его ошибки, не дав ему освоиться с новым движением. Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка. У детей пропадает желание участвовать в коллективных играх.
Педагогическое руководство игрой
Для совершенствования движений детей педагог в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы.
Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо ловишки, быстро остановиться), напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.
Педагог следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.
Педагог регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итогов игры
В младшем школьном возрасте педагог заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею.
Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
Спасибо за внимание
