Публикации
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АУДИО И ВИДЕО ПОДКАСТОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АУДИО И ВИДЕО ПОДКАСТОВ
Автор: Гасанова Рукижат Абдулгафуровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АУДИО И ВИДЕО ПОДКАСТОВ
Автор: Гасанова Рукижат Абдулгафуровна
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АУДИО И ВИДЕО ПОДКАСТОВ Дети – это наше отражение. По образцу, данному взрослыми, они строят отношения с людьми, учатся доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам. ФОП ДОО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических самостоятельности и ответственности ребёнка…» качеств, инициативности, Решению этих проблем способствует использование современных и нетрадиционных технологий. Ключевым моментом в формировании духовно нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей. Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога современных и инновационных технологий духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора. Актуальность темы: - Формирование духовно-нравственных качеств - одна из основополагающих функций дошкольного образования; - Цифровая образовательная среда стала неотъемлемой частью пространства детства. 382 В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию современных детей можно использовать такие инновационные технологии, как образовательные аудио или видео подкасты. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения этих знаний. Что же такое образовательный подкаст? Подкастами называют аудио(видео)блоги или передачи, выкладываемые в сети в виде выпусков, связанные единой темой, которые можно легко скачать на любой цифровой носитель и слушать в удобное для пользователя время. Это способ распространения аудио или видеоинформации в Интернете. Потенциал подкастинга базируется на основных технических и дидактических характеристиках этой интернет-технологии: Актуальность. Система подкастинга позволяет педагогам, родителям и детям регулярно общаться дистанционно, и пополнять свой архив новыми аудио и видеоматериалами из Интернета. Компетентность в области медиа. Технические условия использования подкастов совершенно просты, нужно только скачать необходимый подкаст в формате MP3 на компьютер или другой медиа-носитель. Являясь одним из основных преимуществ интернета как обучающей платформы, автономность позволяет действовать в соответствии с потребностями ребёнка, с темпами его развития и уровнем его знаний. Многоканальное восприятие. Подкасты - учебные материалы, которые строятся на комбинации звукового ряда, фото- или видео-картинки, а также текстовых материалов. Это дает возможность использовать на одном занятии разные органы восприятия, что, безусловно, расширяет рецептивные возможности воспитанников. Мобильность используемого технического средства позволяет обращаться к материалам подкаста в любое время. Система подкастинга является многофункциональной, с ее помощью при обучении можно развивать несколько видов деятельности. На современном этапе развития интернета интерактивность представляется главной идеей концепции подкастов, согласно которой важным является не только потребление, но и активное взаимодействие между людьми в Интернете. В чем же преимущества образовательных подкастов? - Использование аудио или видео подкастов оживит любой материал и упрощает восприятие; - Динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в подкастах поднимают интерес детей; - Образовательные подкасты, созданные к определенному событию, позволит быстро ознакомиться с наиболее важной информацией. При использовании аудио подкастов в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников делаем акцент на использование произведений отечественного искусства. Это позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение дошкольников к произведениям, как к духовному опыту поколений, позволяет активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт детей. Как пример: замечательный проект «Ты удивительный». Подкаст для детей от 4 лет о дружбе, доброте и справедливости. Уникальный проект с атмосферой из нашего 383 детства, когда ведущий со спокойным голосом рассказывает детям нечто важное. Что то такое, что очень волнует, но ещё так непонятно. В каждом выпуске целый океан открытий, эмоций и реальных поступков, которые ребёнок совершает каждый день. Детские песни о добродетелях, кукольные персонажи и поучительные истории на нравственную тематику. Видеоподкасты имеют ряд особенностей - это информационная насыщенность и сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Воспитательные возможности применения образовательных подкастов многообразны, поэтому целесообразно создать электронную тематическую картотеку, которая поможет в работе по духовно нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, и их родителей. На празднике посвященному «Дню матери» можно продемонстрировать мини-фильм «Мама - слово дорогое», который осуществит важную работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей. Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Внедряя современные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников по духовно-нравственному воспитанию, педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь способствует: - индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп и порядок выполнения тех или иных заданий); - повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство получения знаний). Наша задача состоит в том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Воспитательные возможности применения образовательных подкастов многообразны, мы можем создавать образовательные аудио и видео подкасты в форме обучающих и развивающих занятий и размещать их в своем блоге, а также целесообразно создать электронную тематическую картотеку, которая поможет в работе по духовно нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста, и их родителей. Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Пусть ваши дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни дошкольников и окажет исключительное влияние на последующем духовно-нравственном развитии каждого ребёнка. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. В этом ему поможет использование современных и нетрадиционных технологий. 384 Список используемой литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); 2. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 Свердловская ОУНБ; 3. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988; 4. Комарова Т.С. коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011; 5. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987.
