Публикации Методическая разработка театрализованной квест-игры «По дорогам сказок Г.Х. Андерсена»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка театрализованной квест-игры «По дорогам сказок Г.Х. Андерсена»
Автор: Иванова Кристина Робертовна

Методическая разработка театрализованной квест-игры«По дорогам сказок Г.Х. Андерсена»Цели мероприятия - формирование у обучающихся культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; развитие чувства уважения к другим культурам.Задачи:1.Приобщать школьников к наследию зарубежной классической литературы. Формировать гуманистическое мировоззрение.2.Воспитывать и развивать мотивацию к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно.3.Развивать умение выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному.4.Совершенствовать речь школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения. Личностные результаты-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.Метапредметные результатывоспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;Предметные результаты - владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:- участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного.Цели деятельности учителя: реализовать подготовленные проблемные, творческие, игровые задания, способствующие актуализации знаний по литературе и творчеству сказочника; формировать предметные умения по применению знаний в нестандартной ситуации, коммуникативные универсальные учебные действия (работа в команде); выявить уровень читательского развития учащихся.Основные виды деятельности обучающихся:Читать сказки, отвечать на вопросы.Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения. Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки. Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки. Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки. Оборудование: «Маршрут движения» в виде табличек, импровизированная карта местности, маршрутные листы-билеты, распечатанные задания. Компьютер, презентация, вспомогательные предметы (по сценарию урока).Театрализованная квест-игра «По дорогам сказок Г.Х. Андерсена»Ход мероприятияВход в класс — импровизированная дверь пассажирского дилижанса, входной билет - правильный ответ по биографии и творчеству Г.Х. Андерсена. В разных школьных кабинетах находятся импровизированные станции, в коридорах подсказки с указателями и названиями, по которым школьники прокладывают маршрут движения, выполняя предложенные задания. I. Организационная вступительная беседа.Учитель. Нам сегодня предстоит увлекательное путешествие по дорогам сказок Г.Х. Андерсена. Наш сказочный дилижанс ждёт своих любознательных пассажиров на станции «Авторская», откуда и начинается наш путь. Чтобы стать счастливым обладателем билета на этот рейс, вам необходимо ответить на вопросы по биографии и творчеству сказочника и выполнить предложенные задания.Как в любом государстве, в стране сказок Г.Х. Андерсена действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы с вами знаем многих из коренных жителей этой страны и, путешествуя сегодня по станциям этого государства, вспомним своих старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках литературы, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями этой огромной и интересной страны. Чтобы проложить маршрут нашего дилижанса и не потеряться на загадочных перепутьях сказочных дорог, сопровождать и направлять нас будет сказочник, имя которого переводится на русский как Оле-Закрой-Глазки. Вы узнали его?Выходит мальчик в костюме Оле-Лукойе под аудиозапись сказки "Оле-Лукойе" («Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер-то рассказывать! Вечером, когда дети преспокойно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. В одних чулках он тихо-тихо подымается по лестнице; потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату…») Учитель. Чтобы наш дилижанс начал свой путь, нам необходимо расположить в хронологическом порядке предметы, связанные с биографией сказочника. Помочь в этом своими подсказками нам может Оле-Лукойе. (Предметы для расположения в хронологической последовательности: деревянная игрушка, портновские ножницы, тетрадь, оформленная с множеством орфографических ошибок, перо с чернильницей, склянка с лекарством)Оле-Лукойе. Здравствуйте, мои юные путешественники. Сегодня я вам расскажу не сказку, а реальную историю детства знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена. Родился Г.Х. Андерсен 2 апреля 1805 года в городе Одесне. Отец его был бедным башмачником, мать – прачкой. Семья жила бедно и убого. Родители очень любили сына. Отец мастерил ему игрушки и даже сделал для него настоящий кукольный театр. Маленький Ханс часто болел и не участвовал в проказах соседских мальчиков, зато больше всего он любил слушать отцовские сказки. Позже мальчик сам начал придумывать сказки и рассказывать их домашнему коту. Однако счастливое детство мальчика закончилось со смертью отца, и в 11 лет ему пришлось устроиться работать на фабрику, а в 14 лет Ганс отправляется в Копенгаген за актерской славой, которую ему не суждено было получить. Однако Г.Х. Андерсен во взрослой жизни сумел осуществить другую заветную мечту детства – писать сказки. Он много путешествовал и прославился по всему миру именно благодаря своим сказкам, которые таят в себе глубокий философский смысл. Его сказки при жизни писателя были переведены на 15 языков, а после смерти едва ли не на все языки мира.II. Групповая работа.Учитель. Чтобы проложить маршрут движения по загадочной стране сказок, нам, ребята, необходимо расположить в хронологическом порядке предметы, ассоциирующиеся с биографией писателя и собрать из предложенных слов высказывание, принадлежащее перу сказочника. Предметы для расположения в хронологической последовательности: деревянная игрушка, портновские ножницы, тетрадь, оформленная с множеством орфографических ошибок, перо с чернильницей, склянка с лекарством.На обратной стороне каждого слова находится название станции, расположив слова в правильном порядке, ребята получают высказывание писателя и маршрут движения дилижанса, отмечают его на импровизированной карте-доске: «Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой»«Жизнь» - Станция «Снежная, отгадай-ка», «сама» - Станция «Маленькая, не спеши-ка», «по себе» - Станция «Самоотверженная, разгадай», «является» - Станция «Некрасивая, задумайся», «самой» - Станция «Музыкальная, прислушайся», «прекрасной» - Станция «Морская, сочувствуй» «сказкой» - Станция «Печальная, сочини-ка».(Проложив маршрут движения, школьники отмечают его на своей карте движения и отправляются по станциям)
  • Станция «Снежная, найди-ка». (Станция расположена в школьной библиотеке)
  • Оле-Лукойе. На этой станции проживают герои всем известной сказки, которую вы должны угадать и найти на полке с книгами нашей библиотеки.Владея снегом, льдом и стужей,Она надменно холодна,И снежной вьюгой злою кружитЗимой у тёплого окна,И вышивание морозомУзоров чудных на стекле,Она предпочитает розам,Взращённым в комнате, в тепле.Холодной льдинки злой осколокВонзит в сердечко малыша.Её правленья век не долог,Когда есть добрая душа. (Сказка «Снежная королева»)(Школьники по подскзкам находят на книжной полке сказку «Снежная королева», внутри которой следующее задание)Учитель. Чтобы не остаться во владениях ледяного царства и продолжить свой путь, мы, ребята, должны составить правильные соответствия персонажей с их репликами:«Ай! Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!»«Славно проехались! Но ты совсем замерз — полезай ко мне в шубу!»«Надену-ка я свои новые красные башмачки да пойду спрошу про него у реки».«Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем!»(Кай, Герда, Снежная королева, старушка)Оле-Лукойе. Молодцы, ребята, вы справились! Нас ждёт следующая станция!
  • Станция «Маленькая, не спеши-ка»
  • Оле-Лукойе. Отгадать название сказки, персонажи которой проживают на этой станции, нам поможет ребус.Учитель. Чтобы получить путевой лист на дальнейшее следование нашего дилижанса мы должны пройти викторину по отгаданной сказке.Задания викторины.
  • Станция «Самоотверженная, разгадай»
  • На этой станции живут герои трогательной истории о любви, сложностях и перипетиях, о добре и зле. Любовь порой творит чудеса. Ей не страшны никакие преграды.Разгадать эту сказку вам помогут предметы, которые находятся в следующей коробке (в коробке находятся паспорт, ложка, бумажная балерина)Оле-Лукойе. А этот сказочный геройЗнаком с игрушечной войной.Как все — в коробочке лежал,Как все — ружьё в руках держал.Он, прочный, стойкий, как металлПо-человечески страдал.Когда был доблестный парад,И выставлялся весь отряд,То, нарушая статных строй,Стоял безногий рядовой.Он не был баловнем судьбы,Но все надежды и мольбы,Что с примой связывал одной,Вели его всегда домой,Где вновь судьба пытала тяжко,И он сгорел в огне, бедняжка. («Стойкий оловянный солдатик»)Учитель. Чтобы попасть на следующую сказочную станцию нам предстоит разгадать кроссворд.
  • Станция «Некрасивая, задумайся»
  • Учитель. Отгадать название этой сказки вам помогут следующие строки: «Он некрасив — это правда, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце и потому немного перерос. — И она разгладила клювом перышки на его спине. — Кроме того, он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, он вырастет сильным и пробьет себе дорогу в жизнь». Оле-Лукойе. «Гадкий утёнок» для Андерсена это – автобиографическая сказка. Таким гадким утёнком, которого клевали другие, был когда – то он сам.Выберите 2 пословицы, которые больше всего подходят к этой сказке, объясните свой выбор:Семь раз отмерь, один раз отрежь.Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.Время быть не таким как все, гадким, неуклюжим, и время быть лучше всехЧто имеем – не храним, потерявши – плачем.Устами младенца глаголет истина.Друзья познаются в беде.Цыплят по осени считают.
  • Станция «Музыкальная, прислушайся».
  • Оле-Лукойе. (Звучит запись соловьиных трелей). Ребята, прислушайтесь к этому чудесному пению и отгадайте героя одноимённой сказки Андерсена, который каждый день радует жителей этой станции своими трелями.Лишь сказка о серенькой птице,Чьи трели – чарующий звук,Достойный в душе поселиться –Расскажет, кто истинный другПравителю древней империиС дворцом у Китайской стены.Обычная птица, живаяДороже в стократ золотой. Чтобы пройти по дебрям императорского сада и добраться до следующей станции, нам предстоит выполнить тест по сказке.
  • Станция «Морская, сочувствуй».
  • Подготовленная импровизация отрывка из сказки «Русалочка».Оле-Лукойе. Ребята, вы, конечно, догадались, о какой сказке пойдёт речь на этой станции. Сказка Г.Х.Андерсена «Русалочка» — одна из самых эмоциональных сказок. В ней поднимаются серьёзные вопросы и ставятся серьезные цели. Вот, например, у главной героини сказки, Русалочки, была цель — обрести бессмертную душу. А с помощью какого средства этого можно добиться? Любви принца… Учитель. Сумела ли Русалочка осуществить мечту? Ответить на этот вопрос нам помогут иллюстрации к сказке, которые необходимо расположить в сюжетном порядке и к каждой из них составить титр, так, чтобы получился небольшой диафильм . Главная героиня этой сказки является самым любимым персонажем многих. Давайте охарактеризуем её с помощью прилагательных, которые начинаются с букв, имеющихся в слове «русалочка».Примерные ответы:Р - романтичная, решительная, У – участливая, С – самоотверженная, сострадательная, А – ангельски добрая и др.Оле-Лукойе. Да, к сожалению, не все сказки Андерсена имеют счастливый финал. Познакомимся с жителями следующей «Печальной» Станции.
  • Станция «Печальная, сочини-ка»
  • Учитель. Эта сказка -  грустная и одновременно светлая история о том, как важно помнить о необходимости быть щедрым и сострадательным, помогать тем, кто слабее. Подсказать название этой сказки вам помогут предметы-ассоциации: детская туфля, спички, ёлочная игрушка в виде звёздочки. Объясните их связь с сюжетом сказки.Оле-Лукойе. Финал этот сказки трагичен, давайте вспомним его, посмотрев мультипликационный отрывок по мотивам этого произведения.Учитель. Смотреть кадры этого мультфильма и оставаться равнодушным и безучастным к судьбе маленькой девочки невозможно, невольно на наших глазах засверкали слёзы. Однако мы сегодня путешествуем по волшебной стране и имеем возможность помочь нашей юной героине. Чтобы вернуться на нашу первую станцию «Авторская», мы должны стать сказочниками и придумать счастливый финал этой сказки по уже готовому началу: «Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая; ножонки ее совсем покраснели и посинели от холода. В стареньком передничке у нее лежало несколько пачек серных спичек; одну пачку она держала в руке. За целый день никто не купил у нее ни спички — она не выручила ни гроша. Голодная, иззябшая, шла она все дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку! Снежные хлопья падали на ее прекрасные, вьющиеся белокурые волосы, но она и не думала об этой красоте. Во всех окнах светились огоньки, по улицам пахло жареными гусями: был канун Нового года — вот об этом она думала.Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съежилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немножко согреться…III. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.Оле-Лукойе. Ребята, вы успешно справились с заданиями и сумели вернуться на нашу первую станцию! Мы сегодня познакомились с вехами биографии и творчества Г.Х. Андерсена, вспомнили его сказки, их героев и даже попытали себя в роли сказочников. Мы убедились, как здорово работать, когда рядом единомышленники, которые трудятся с тобой в команде. Вы спорили, но и эти споры приводили к правильному решению. Учитель. Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие, и сумели ли мы достойно пройти намеченный маршрут? Конечно, и поэтому все вы получаете «Путевки»-разрешения на самостоятельное путешествие по сказкам отечественных и зарубежных писателей. В этом пути вам потребуются книжки со сказками, учебник, читательский дневник, чтобы фиксировать все «дорожные» наблюдения, и, конечно, огромное желание не просто читать, а делать это с удовольствием.Оле-Лукойе. На этом, ребята, я с вами прощаюсь, однако надеюсь на продолжение нашего общения, поэтому заданием к следующему уроку будет письмо-отзыв по сказкам Г.Х.Андерсена, которое я попрошу адресовать лично мне, вашему любимому сказочнику, Оле-Лукойе.Литература
  • Андерсен, Ханс Кристиан. Сказки и истории / Х.К. Андерсен. - М.: Правда, 1980. - 528 с.
  • 2. Голубева, Е.И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов /Е.И. Голубева. – Сб.: Профессия, 2007. – 136с.
  • Локсина, М.В. Загадки тридесятого царства / М.В. Локсина.–Волгоград:Учитель, 2013. – 138с.
  • Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность /В.П.Чудинова, Е.И.
  • -