Публикации Народный танец и его наследие.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Народный танец и его наследие.
Автор: Наталья Николаевна Андреева

         Андреева Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО « Центр развития творчества»    Город Черногорск Р. Хакасия Народный танец и его наследие. В обществе, как и в каждой отдельной личности, прошлое составляет прочнейшую духовную основу, его каркас, поэтому вопрос о сохранении исторической памяти российского народа приобрел в настоящее время важное политическое и социальное значение. Без сохранения этой памяти невозможно возрождение сильной и независимой России. Сегодня важнейшим направлением научных исследований является обращение к проблемам культурного наследия. Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями. Выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования.В хореографическом искусстве определим значение регионального национального наследия в контексте народно-сценического танца. Народный танец – это фольклорный танец, это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира. Каждое исполнение имеет свои определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца. Если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на небольшом расстоянии, можно заметить, что говор у жителей этих деревень несколько отличается, а на довольно большом расстоянии это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы. «Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность» . Танцевальное народное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Народный танец является основателем всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков и столетий  на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе исторически прошлое наследие создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. Для сохранения и развития  народной хореографии как неотъемлемой части культуры, необходимо выстраивать  особый механизм, который преодолевает несколько этапов- первое – изучение и жесткое воспроизведения традиций, имеющихся манер в избранном направлении;- второе – варьирование, которое позволяет не только воспроизвести традиционную манеру, но и привнести в нее новые компоненты;-  третье – использование отдельных элементов традиций, включенных в нашу повседневную жизнь.И так следует помнить, что возврат к прошлому, к традициям народа и его культуре не означает его копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в контекст современности с учетом новых параметров культурного контекста, в том числе его художественно-технологических инноваций. Старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая народный танец. Новое время рождает новые вкусы, направления, ритмы и пристрастия. Что бы ни происходило в жизни, каждое поколение должно знать свои корни и помнить родные истоки, иначе исчезнут духовность, патриотизм, индивидуализм. Сохранение традиции  национального колорита, канонов, культурных стилей, в целом способствует и укреплению национального характера и приобщению к традициям населения, в особенности молодежи, которая и станет впоследствии главным носителем и транслятором созданного прежде. Важно беречь и сохранять богатейшее наследие народного танца. Поэтому так ответственна роль балетмейстеров-педагогов, которые могут сохранить, сберечь традиционные оттенки в манере исполнения, оценить их и дать новую жизнь народной хореографии. Народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства, главным богатством духовной жизни, сохранения своей самобытной культуры, накапливавшейся веками со времен своего появления. Список литературы1. Васильева  Е. Танец / Е. Васильева. – М., 1968.2. История хореографии всех веков и народов Издательство: «Лань», 2009.3. , Методика преподавания народного танца. Этюды Издательство: «Владос», 2004. 4.Народный танец. – М.: Искусство, 1967.5. Рогинский, Я. Я. Об истоках возникновения искусства / . – М., 1982.6. Устинова, русских народных танцев / // Народное творчество. – 1996. – № 3. – С. 27–28.7. Этническая хореография народов мира. – Издательство: «Феникс», 2007
-