Публикации Статья: «Инновации и современные технологии на уроках родного языка и литературы».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья: «Инновации и современные технологии на уроках родного языка и литературы».
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Статья: «Инновации и современные технологии на уроках родного языка и литературы». Система образования формирует у подрастающего поколения знания, ценности, которые позволят ему быть успешным везде, после окончания школы. Сегодня прогрессивные педагогические технологии предлагают модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в комфортных условиях и для учащегося, и для учителя.Задача учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, к использованию знаний в разных жизненных ситуациях. И для этого необходимо хорошо продумать и организовать технологий образовательного процесса.В изучении родного языка особое внимание уделяется выработке первичных умений и навыков устной речи, чтения и письма, знакомство с многообразием не только с культурой своего народа, но и с культурой других национальностей.Родной язык – святой язык,Отца и Матери язык.Г.Гукай.Система образования формирует у подрастающего поколения знания, ценности, которые позволят ему быть успешным везде, после окончания школы. Сегодня прогрессивные педагогические технологии предлагают модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в комфортных условиях и для учащегося, и для учителя.Задача учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, к использованию знаний в разных жизненных ситуациях. И для этого необходимо хорошо продумать и организовать технологий образовательного процесса.В изучении родного языка особое внимание уделяется выработке первичных умений и навыков устной речи, чтения и письма, знакомство с многообразием не только с культурой своего народа, но и с культурой других национальностей.Каждый учитель хочет, чтобы на его уроки дети шли с большим желанием и интересом. Современный урок должен дать ребенку радость открытий, интересное общение с учителем и учащимися, ну и, конечно же, приносить пользу. И поэтому, он старается сделать урок интересным, ярким и увлеченным.Мне кажется, нет такого учителя, который бы не задумывался о том, каким должен быть современный урок родного языка. Нет учителя, который бы не старался, чтобы сегодняшний урок отличался от вчерашнего.В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, прочность знаний, умений и навыков, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологийрименение  инновационного обучения актуально в личностно-ориентированном обучении, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:-развивающее обучение;- проблемное обучение;- развитие критического мышления;- дифференцированный подход к обучению;- создание ситуации успеха на уроке.Я 6 лет работаю в МБОУ СОШ №8, учителем родного языка и литературы. На уроках учителями используются разные методы и технологии современного урока, приемы развития критического мышления, основой которого является трехступенчатая базовая модель, о получении, восприятии и передаче информации.Первая ступень – вызова – ориентирована на актуализации имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, осознание недостаточности знаний, которые уже имеются. Вторая ступень – осмысления – ориентирована на активное получение и соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, систематизация процесса познания и понимания. Третья ступень – рефлексия – это получение, осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.В стадии вызова можно применить такие приемы, как «Мозговой штурм», «Верные и неверные утверждения», «Найди ошибку», «Проблемный вопрос», инсерт и др. При изучении любой темы дети с интересом применяют прием «Верные и неверные утверждения». После каждого утверждения ставят знаки «+» или «-» на таблицах, которые сами же готовят к уроку. Утверждения могут быть разными:- глаголы в предложении могут быть не только сказуемыми;- глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?- мы очень редко используем в своей речи глаголы.- глагол является главным членом предложения.В стадии осмысления используются следующие приемы: «Чтение с остановками», кластеры, инсерт, «Взаимоопрос», «Толстые и тонкие вопросы», «Знаю – хочу узнать – узнал» и т.д.Например, кластеры - «наглядный мозговой штурм- часто используем на уроках в 5-9 классах. На доске - ключевое слово, и вокруг него пишем слова и предложения, выражающие идеи, факты, образы, которые подходят для данной темы. Так вокруг ключевого слова появляются «спутники», а у этих «спутников» появляются новые «спутники» и устанавливаются новые логические связи. Ребята с удовольствием составляют кластеры по изученной теме, смотрят и оценивают работы своих товарищей, находят и исправляют ошибки. Использование таких приемов, дают учащимся возможность лучше понять ту или иную тему, увидеть свои успехи и ошибки.Систематизировать и расширить знания по изучаемой теме помогает таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Его применяем и на уроках родной литературы при изучении биографии писателей. При заполнении такой таблицы учащиеся используют знания, которые получили из других учебных предметов, разных книг и фильмов, и, конечно же, из интернета.Развитию коммуникативных навыков способствует один из способов работы в парах Взаимоопрос». Такую технологию я применяю на уроке в работе парами или в групповой работе. Читая и останавливаясь после каждого абзаца текста, ребята задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного.Не менее интересен и прием «Толстые и тонкие вопросы», где учащиеся используют для организации взаимоопроса, беседы по изучаемой теме, по определению и дачи вопросов, оставшихся без ответа. Здесь ребята с удовольствием примеряют на себе роль учителя.Рефлексия у нас проводится на всех этапах урока и выполняются разные функции и в устной, и в письменной форме. Приемами рефлексии являются эссе, написание маленьких рассказов, синквейнов и т.д.  «Синквейн» - один из самых любимых приемов работы на уроках родного языка и литературы. Всегда они у ребят получаются разные, тем самым вызывают большой интерес. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение, актуализация полученных ранее знаний и систематизация материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.Эссе -  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Ребята всегда имеют на многие вопросы свою точку зрения, но по возрастным психологическим особенностям не всегда проявляют сдержанность в изложении своих мыслей, не давая остальным время на обдумывание каких-то вопросов . В таких ситуациях я часто применяю эссе, где каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать свой выбор.Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес учащихся к предмету. Существует множество видов нестандартных уроков, которыми активно пользуются учителя нашей школы:- Урок - размышление- Урок - конференция- Урок - лекция- Урок - путешествие- Урок – диспут- Урок – игра- Урок – консультация- Урок - пресс-конференцияНестандартные уроки позволяют решать проблемные вопросы и ситуации, задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, где ребенок включается в деятельность и сотрудничество с учителем, создают положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания и формируются умения и навыки.Для раскрытия творческого потенциала ученика использую нетрадиционные формы домашнего задания. Например, такие как:- творческая работа;- лингвистическое исследование текста;-подготовка иллюстраций к литературным произведениям,      - художественное чтение;- написать маленький рассказ или сказку, для старших классов- отзыв, очерк;- продолжить неоконченные предложения;- подобрать по теме словарный диктант;- составить тест по теме и т.п. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.Какие бы технологии не применялись на уроках, учитель должен не только давать знания, но еще и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. На современном уроке используется не одна, а несколько педагогических технологий, потому что отдельно взятые элементы технологий плавно вписываются в учебный процесс. Но каждый педагог должен решить для себя, какие педагогические технологии для него являются основополагающими.Таким образом, инновационный подход к обучению родного языка и литературы позволяет организовать учебный процесс учащимся в радость, не превращая его в скучную работу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». А сколько они будет гореть? Не потухнут ли? Не будут ли еле-еле мерцать? Это во многом зависит от учителя.
-