Публикации Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы
Автор: Лубягина Елена Владимировна

Использование современных технологий как средство повышения орфографической зоркости в условиях внедрения ФГОС общего образования
Автор: Лубягина Е.В.,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№10 им. В.П.Поляничко
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявление и развитие творческих способностей учащихся, на инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и мобильность будущих выпускников. Современному педагогу необходимо учитывать и создавать такие условия на уроке, которые могли бы способствовать реализации творческого потенциала обучаемых, которые должны уметь придумывать, находить необходимые решения известных проблем, анализировать, работать с различными источниками информации.
Важнейшим аспектом моей работы по теме является развитие грамотной связной речи учащихся. Ученики должны уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, спланировать свою речь, выбрать содержание общения, найти адекватные средства для передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Именно эту задачу – умение общаться, устно и письменно излагать свои мысли, решаю я на своих уроках. Овладение знаниями на уроках литературы протекает преимущественно в ходе поисково-познавательной деятельности учеников за счёт создания проблемной ситуации, которая может строиться на основе сюжета, может быть связана с нравственной проблемой, а может выявлять особенности творческого метода автора, его мастерство.
Актуальность выбора темы работы диктуется потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. На уроках русского языка и литературы основное внимание уделяется развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС. Система заданий с применением современных образовательных технологий позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление. Опыт работы показывает, что современные образовательные технологии могут сделать учебный процесс успешным. Игры, различные задания для групп помогают создать на уроке такие условия, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания. Различные формы работы помогают не только развивать речь детей на уроках, но и активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
В 21 веке главная черта образованного человека – быстро и свободно осваивать новые виды, способы деятельности и информационные поля, поэтому актуальны на сегодня ИКТ. В школе созданы условия для использования сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности, а также компьютерных программ на уроках русского языка и литературы. В своей педагогической практике ИКТ я использую для реализации следующих задач:
формирование навыка самоконтроля;
тренировка навыков работы с тестовыми материалами;
контроль знаний;
подготовка к итоговому контролю.
Процесс обучения детей в современной школе... В чём сущность этого
процесса? Какова роль учителя и ученика в системе образования? Каждый учитель
не раз задаёт себе эти вопросы и пытается найти ответ. На мой взгляд, отвечая на них, надо смотреть на процесс обучения через призму жизни человека, стараться увидеть закономерности жизни в частных проявлениях школьной реальности, определить человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания – как средство жизни.
Не менее актуальной, несмотря на огромные усилия педагогов, остаётся проблема орфографической грамотности учащихся. Поэтому я ставлю перед собой задачи не только развивать речь ребят, но и работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление и отводить ей ведущее место в учебном процессе.
Работу над орфографической грамотностью следует начинать с орфографической зоркости учащихся. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.
Орфографическая зоркость - умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, разных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове.
Всех волнует один вопрос: как сформировать у учеников орфографическую зоркость? Старая проблема: дети как будто знают правило, приводят примеры слов и предложений, иллюстрирующие правило, выполняют правильно упражнения, но в диктантах нарушают эти правила, а при самостоятельной работе не умеют орфографически правильно оформлять свои мысли. В чем причина такого явления?
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые применяются на уроках русского языка:
- Увидеть орфограмму в слове.
- Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
- Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
- Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
- Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
- Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Главная задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приемами умственной работы. Если ученик смог открыть для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако открыть такие приемы самостоятельно могут не все, некоторым надо помочь. Можно предложить детям игру в составление инструкций из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно и успешно.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.
Например:
1) Игра Третий лишний. Вычеркни лишние слова.
Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.
2) Игра Назови ошибку. Выдели слова, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
3) Найди опасное место. (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять, хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.
Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников, а лишь один из его методов.
На уроках русского языка для этих целей применяется несколько методик:
- письмо под диктовку,
- определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
- списывание текста и выделение орфограммы;
- исправление деформированного текста (текста с ошибками);
- письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
- классификация слов в соответствии с орфограммами;
- выбор слов из текста с заданной орфограммой;
- постановка пропущенных букв в местах орфограмм.
Для успешной реализации этой задачи была разработана Технология Развития Критического Мышления. ТРКМ направлена на развитие посредством чтения и письма стиля мышления обучаемых, основными чертами которого являются критичность, гибкость, открытость, рефлексивность. Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неоформленные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и "разбудить сознание".
Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает ее записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, еще более интересная.
Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем побольше.
Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают "читать как писатели" и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.
При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.
Наиболее успешно на своих уроках я использую следующие приемы ТРКМЧП:
Приемы восприятия информации:
Знаю – хочу узнать – узнал (работа с таблицей);
Прогнозирование:
Верные – неверные утверждения (на стадии вызова предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);
Прогнозирование (прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэт, прогнозирование по фотографии)
Работа с текстом:
Чтение с остановками (чтение текста осуществляется по частям, каждая анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании);
Составление кластера (кластер – графический систематизатор, схема).
Приемы, развивающие умение задавать вопросы:
приемы Толстые и тонкие вопросы (.тонкие вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, толстые вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);
Мозаика (класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста).
Творческая интерпретация информации:
прием Напишите письмо - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими);
Составление телеграммы (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде);
Стихотворение по алгоритму (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников);
прием Нарисуйте счастье (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы);
прием Письмо по кругу (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы).
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а какая-то хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписанию, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
-