Публикации
Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Автор: Иванова Кристина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Автор: Иванова Кристина Николаевна
Психологические особенности воспитания детей молодыми и зрелыми родителямиИванова Кристина Николаевна,воспитательМБДОУ «Детский сад № 210»города Чебоксары Чувашской РеспубликиАннотация.В статье раскрывается значение семьи, особенности отношения к семейному воспитанию детей молодыми и зрелыми родителями.Ключевые слова: семья, воспитательный потенциал, молодые родители, зрелые родители.Семья, является одним из самых важных и основных социальных институтов, который играет важную роль во всестороннем развитии и воспитании личности ребёнка. В ней происходит формирование жизненных устоев и мировоззрения, в семье ребенок осваивает жизненные ценности, через призму которых всю последующую жизнь воспринимает мир. В ходе семейного воспитания родители учат своих детей ощущать внешний мир, обучают их навыкам общения с другими членами общества, познают основы нравственности, социальной философии и менталитета, наследуют традиции, как своей семьи, так и своего народа.Важность исследования проблем семьи для общества и государства, осознавали, начиная с античной эпохи. Семейные отношения исследовали Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, М. Монтень, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель и многие другие выдающиеся философы. О важности семейного воспитания писали русские педагоги XVIII в. Н. И. Новиков, Н. Н. Поновский, А. А. Прокопович-Антонский и др. Во всех священных книгах (Библия, Коран, Тора и др.), раскрываются семейные традиции и обычаи разных культур, даются рекомендации по созданию и сохранению семьи, подчеркивается ее социальная ценность. Изучением феномена семьи и семейного воспитания, среди современных исследователей, занимались также как зарубежные ( Э.Маккоби, Я.А.Коменский,И.Г.Песталоцци,Дж.Локк,Ж.Ж.Руссо,И.Гербарт,Э.Маккоби) так и отечественные исследователи (Н.И.Дереклеевой, А.Ш.Танирбергенова, А.Г.Харчев, Г.И.Князькова).По мнению Н.И. Дереклеевой, «семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе» [1]. А.Г. Харчев, рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». [4]. Воспитательный потенциал каждой семьи различен, поскольку семьи заметно отличаются друг от друга по составу, материальной обеспеченности, типу воспитания. Внутри семьи может царить совершенно разная психологическая обстановка, приверженность традициям и обычаям или их отторжение, разный образовательный и культурный уровень, возраст родителей, степень их личностной зрелости, так или иначе, выступают важными факторами, влияющими на реализацию воспитательной функции родителей в таких семьях [3].Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими новых социальных ролей. Особенности такой семьи, еще и в том, что она находится в объективно недостаточном уровне материального и финансового обеспечения, поскольку молодые супруги еще не добились высокой квалификации и имеют сравнительно низкий доход.Анализ результатов исследования семейных взаимоотношений в молодых семьях, Шелковниковой Н.И. показывают, что молодые женщины зачастую игнорируют то, что их ребенок взрослеет, стараются стимулировать сохранение у ребенка детских качеств наивности, игривости. Страх заставляет мать тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях - мелочно опекать его.Мужчинам в молодых семьях более свойственно такое нарушения воспитания - гипопротекция, эмоциональное отвержение. Это проявляется у них в виде поверхностности интереса к делам ребенка, зачастую невнимательности к нему. Но, выражена характерная приверженность к применению строгих наказании, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения у мужчин отражают их убеждение в полезности для детей и подростков максимальной строгости. [5].Однако любая семья, развивается, проходит циклы взросления, меняется статус родителей, их психологические характеристики степень их зрелости, родители накапливают опыт, меняют свое отношение к воспитанию.Молдабаева Р.А., изучая отношение родителей к воспитанию первых и вторых детей, рожденных в более зрелом возрасте, отмечает, что в отношении вторых детей родители, как правило, уже более адекватно воспринимают семейные роли и обязанности, у них наблюдается более зрелая и положительная, установка для рождения ребенка, таким родителям характерно побуждение словесных проявлений, развитие активности ребенка, уравнительных отношения с ним, все это свидетельствует о благоприятном эмоциональном контакте таких родителей с ребенком. [2].Зрелые родители:-могут посмотреть на себя «со стороны», дать объективную оценку своему поведению в отношении воспитания своих детей;-способны к теплым, сердечным социальным отношениям со своими детьми;-имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к своим детям, к ситуациям в которых они их разочаровывают или раздражают,так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне;-обладают цельной жизненной философией и в отношении воспитания своих детей.Таким образом, изучение особенностей отношения к воспитанию детей молодыми и зрелыми родителями, действительно имеет существенную разницу. Зрелость позволяет более ответственно подойти к вопросу воспитания, более ответственно решать свои родительские функции, справится со своими воспитательными задачами. В то время как в молодых семьях, низкая степень зрелости родителей, выступает причиной трудностей воспитания, так как воспитать полноценную личность способна только личность, которая достигла степени свой личностной зрелости, приобрела статус полноценной личности.Список литературы1. Альжанова Д. Молодая семья и ее ценности // Образование и право. 2012, - № 8 (36). - С. 105 - 109.2. Молдабаева Р.А. Психологическая готовность к материнству женщин, ожидающих первого и второго ребенка // Инновационная наука. 2018. №5. [Электронный ресурс]: (дата обращения: 19.04.2019). 3. Факторы семейного воспитания [Электронный ресурс] (Дата обращения: 15.04.2019).4. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: М.: ЦСП, 2003. - 342с.5. Шелковникова Н. И. Понятие семьи и семейных ценностей у молодых родителей в воспитание детей // Символ науки. 2015. №4. [Электронный ресурс]: -tsennostey-u-molo-dyh-roditeley-v-vospitanie-detey (Дата обращения: 18.04. 2019).
