Публикации Статья "Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников".
Автор: Макшанцева Татьяна Николаевна


Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников.
Макшанцева Т.Н.
e-mail: tatiana.macshantseva@yandex.ru
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Актуальность данной проблемы в том, что нравственное воспитание у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В статье описан опыт работы по данной теме педагога ДОО в процессе ведения проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: ребёнок; нравственное воспитание; проектная деятельность; реализация проекта;
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, в процессе своих наблюдений – выявила: дети от природы таковы, что сами стремятся ко всему доброму, истинному, прекрасному. Поэтому перед собой поставила цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:
Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве.
Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.
Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Одной из наиболее актуальной, эффективной, интересной и целесообразной формой, на мой взгляд, является организация проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Через его организацию решается задача формирования в детях стремления к творческому поиску, развития исследовательских навыков. Использование проектного метода считаю наиболее приемлемым ещё и потому, что он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственного сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Вот только некоторые из проектов:
Я знакомлюсь с родным городом заново
В рамках реализации данного проекта я использовала:
- оформление фотоальбома Я живу и расту в Борисоглебске;- создание макетов зданий города, составляющих историческую ценность;- составление фоторепортажа Я знакомлюсь с родным городом заново.
Проект Семейный альбом очень в наше время актуален, так как способствует формированию сплочённости в семье, уважению и взаимоподдержке. Цель его - повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании, способствовать повышению значения семейных ценностей.
В ходе его реализации дети и родители работали в тесном контакте. В нём мною были использованы:
- создание семейного герба;
-создание генеалогического дерева семьи;
-создание семейного альбома;
- рисование семейной фотографии.
А итогом были соревнования между семьями Семья вместе - и душа на месте.
Проект Нет на свете милей мамочки моей является у детей особенным, так как для них мама - самый дорогой человек на земле. Здесь я использовала:
-создание фотоколлажей на стенгазете к весеннему празднику;
- рисование портретов мам;
-изготовление для них подарков;
-проведение НОД Мамины помощники
Итогом проекта был, конечно же, праздник для мам и бабушек.
Были реализованы так же и следующие проекты: Как мы искали красоту, Добрые ладошки, Здоровый, значит счастливый и другие.
Работа по реализации проектов охватывает все структурные единицы, образовательные области:
1.Физическое развитие.
2.Социально – коммуникативное развитие.
3.Познавательное развитие.
4.Речевое развитие.
5.Художественно- эстетическое развитие.
В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, а также способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы, под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2008.
3. М. Д. Маханева Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Управление ДОУ 2005 №1.
4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007.
-