Публикации
Роль дидактических игр в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль дидактических игр в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Чумадевская Нина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль дидактических игр в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Чумадевская Нина Алексеевна
УДК 376.3Шевченко Наталья Борисовна кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологииАлтайский государственный педагогический университет (Бийский филиал им. В.М. Шукшина АГПУ)659333, Россия, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д.53 e-mail: Чумадевская Нина Алексеевнастудент, Алтайский государственный педагогический университет (Бийский филиал им. В.М. Шукшина АГПУ) 659333, Россия, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д.53 е-mail: Роль дидактических игр в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возрастаShevchenko NataliaAltai State Pedagogical University (Biysk branch named after V.M. Shukshin of ASPU) 659333, Russia, Korolenko Street, 53, Biysk Chumadevskaya NinaAltai State Pedagogical University (Biysk branch named after V.M. Shukshin of ASPU)659333, Russia, Korolenko Street, 53, BiyskThe role of didactic games in correcting phonetic and phonemic speech underdevelopment in older preschool childrenАннотация: В статье рассмaтривается дидактическая игра, как логопедический инструмент коррекции речи, раскрывается понятие дидактической игры, ее положительные стороны, дается характеристика проявлений недостатков звукопроизношения при речевых отклонениях, приводятся примеры взглядов на проблему известных авторов и исследователей. Abstract: The article examines the didactic game as a speech therapy tool for speech correction, reveals the concept of didactic game, its positive aspects, characterizes the manifestations of the disadvantages of sound reproduction in speech disorders, provides examples of views on the problem of well-known authors and researchers.Ключевые слова: дидактическая игра, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речь, игра.Keywords: didactic game, phonetic and phonemic underdevelopment of speech, speech, game.Речь – это не только основной способ коммуникации, но и самый сложный двигательный навык, который может выполнять человек. Расстройства речи и языка являются наиболее частыми последствиями заболеваний или травм головного мозга, с которыми ежегодно сталкиваются миллионы детей по всему миру. Среди них значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. При этом, имея сохранный интеллект, и нормальный физический слух, такие дети не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно развитого фонематического восприятия и в совокупности составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно в овладении чтением и письмом [3, с.220].От определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем языка, зависит формирование правильного произношения, а также способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков. В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при дизартрии, отмечается, что фонетико-фонематические нарушения речи являются распространенными и своими проявлениями схожи с другими aртикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференцированной диагностики и коррекции. Зачастую нарушения речи являются следствием несвоевременной или неэффективно оказанной логопедической помощи. В процессе речи и произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Нарушение непосредственно фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не различает на слух близкие по звучанию и схожие по артикуляции звуки в слове. Дошкольник может обладать всеми психофизическими задатками к воспроизведению и восприятию речи, но так и не сможет воспользоваться ими, не сможет воспринимать и воспроизводить речь, а его задатки не превратятся в способности [1, с.251].Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как Л.Г. Выготский, А.П. Усова, Д.Б Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Ф. Кафка отмечали, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Выстроив концепцию логопедической работы в виде игры, возможно добиться от детей комфортного и быстрого усвоения материала. Применение педагогами дидактического материала дает возможность максимально предусмотреть интересы и желания ребёнка, включить большинство рецепторов восприятия в процесс устранения речевого недостатка, что облегчает ребенку освоение логопедического материала. Следует особо подчеркнуть тот факт, что в процессе игры эмоциональная сторона личности дошкольника достаточно обширна, поскольку именно в этой форме поведения дошкольнику дается максимальная возможность проявить свои способности, независимость, инициативу. В дидактической игре процесс усвоения материала требует от ребёнка большой активности не только в прослушивании материaлa. но и в практическом его применении для решения поставленной задачи. Под дидактической игрой мы подразумеваем деятельность, в основании которой лежит главная идея – дать детям определенные знания, умения и нaвыки. В отличие от творческих игр, где цель, содержание и процесс определяют сами участники, дидактические игры дети получают уже готовыми. Успешное проведение такой игры открывает дошкольникам учебный материал как нечто формирующее и активизирующее их субъектную жизнедеятельность.Дидактическая игра позволяет детям обнаружить новые грани своего единения, обнaружить себя как сверстников-единомышленников. A. Валлон отмечает, что игра нормального ребенка похожа на ликующее или вдохновенное исследование, в котором психологические функции раскрываются во всех возможностях. М.А. Александровская, рассуждая о значении эмоциональной стороны при исправлении недостатков произношения подчёркивала, что в основе усвоения детьми речи окружающих, а также звукопроизношения, лежит подражание. Этот процесс происходит быстрее, если он связан с эмоциональной, интересной для ребенка игрой. Французский исследователь Луи де Бройль игру ребенка приравнивает к научному исследованию, и отмечает, что даже самые примитивные игры имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях. Не следует думать, что игра для ребенка бесполезное занятие, ведь она приучает ребенка размышлять, проявлять смекалку, преодолевать трудности. Разгадать загадку, найти слово, попытаться обнаружить спрятанную вещь – эти действия аналогичны в некотором роде научному исследованию. Авторы сборников упражнений по коррекции чтения и письма В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева считают, что многие ошибки в письме связаны с недостаточным развитием у детей фонематического восприятия, вследствие чего ребёнок не представляет себе звукового состава слова. Так же авторы приводят в пример дидактические игры для развития у детей анализа и синтеза, что составляет основу письма. Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, необходимо включать игры и игровые упражнения, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [2, с.252]. Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. Усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций. Отечественный практический опыт показывает, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения специалистами различных видов игр и игровых ситуаций в процесс обучения.Таким образом, актуальность использования дидактических игр в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ФФНР не оставляет сомнений. В настоящее время практика логопедической работы требует наиболее эффективных и оптимальных путей коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, теоретического и экспериментального обоснования целей, принципов, содержания, методов системы коррекции этих нарушений с учетом структуры речевого дефекта и индивидуально-типологических особенностей детей. При построении логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи в виде игр сравнительно облегчается процесс усвоения логопедического материала, тем самым сокращается срок, предназначенный для исправления недостатков речи.Библиографический список:Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей / Е.Ф.Архипова. – Москва: Астрель, 2010. – 254 с. Букатов, В.М. Секреты дидактических игр: Психология. Методика. Дисциплина / В.М. Букатов. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 253 с. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – Москва: АРКТИ, 2005. – 224 с.
