Публикации Авторская кукла как элемент декора в интерьере

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская кукла как элемент декора в интерьере
Автор: Сахарова Ирина Рудольфовна

Авторская кукла как элемент декора в интерьере.
Методическая разработка темы по предмету Работа в материале
Сахарова Ирина Рудольфовна,
преподаватель художественных дисциплин муниципального казённого учреждения дополнительного образования Детская школа искусств №2 Артёмовского городского округа (МКУДО ДШИ № 2 Артемовского городского округа)
Вот уже двадцать лет в России, Испании, Франции, Италии проводятся конкурсы авторской куклы. Специальные галереи для демонстрации интерьерных и барельефных кукол. Приобретают авторские экземпляры не только коллекционеры для украшения домашних интерьеров, но и представители различных организаций и предприятий для оформления служебных интерьеров. В оформлении гостиниц, магазинов, ресторанов, театров, часто используются приобретённые на ежегодных конкурсах-выставках экземпляры.
Это модное направление в оформлении интерьеров, нуждается в грамотных авторах. Воспитанием и образованием которых мы и занимаемся в детской школе искусств. Для успешного освоения этой программы ученики должны знать основы пластической анатомии, истории искусств, цветоведения. Поэтому осваивают ее ребята 4 и 5 классов. Результатом являются их аттестационные работы.
Искусство куклы соединяет в себе разные виды искусства: скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Самые близкие отношения у кукол со скульптурой. Как и куклы скульптурные произведения имеют объемно-пространственную форму, они трехмерные и осязаемые.
Для изготовления кукол собственными руками существует множество специализированных техник и методик, благодаря которым иногда даже из подручных материалов можно изготовить достойный экземпляр.
Всех существующих кукол можно условно поделить на 2 группы: мягкие и твердые.
Мягкие куклы чаще всего выполняются из ниток и ткани, с каркасом или без него, но самыми популярными в этой категории считаются куклы, выполненные в технике текстурного текстиля, ватные на каркасе. К наиболее популярным Твердым куклам можно отнести изделия из воска, дерева, фарфора, полимерной глины, пластика и полиуретана.Техника создания кукол из полимерной глины и пластика достаточно увлекательна, но трудоемка. В зависимости от вида куклы она может быть создана на каркасе и без него. Каждая деталь, будь то ручка, ножка или голова тщательно вымеряется и аккуратно вылепливается, чтобы максимально повторить человеческие черты, а потом осторожно выпекается или высушивается. Впоследствии на готовую основу надевается парик, шьется индивидуальный наряд, добавляется эксклюзивный макияж и украшения. Порой, глядя на подобную авторскую куклу возникает мысль, что она живая.
Предполагаемые достижения учащимися более высокого уровня знаний, умений, навыков.
Занятия в группах от 10 до 12 человек.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников, и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Каждое занятие направлено на овладение основами работы в разных техниках изготовления авторской куклы (текстильная, папье-маше, самоотвердиваемая и запекаемая пластики) на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
На базе предметно-практической деятельности более эффективно развивается познавательная сфера ребенка и формируются такие процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация. Разумеется, что подобное значение может быть придано только творческой ручной работе. Только она способна стать средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и воображения, и тем самым способствовать повышению социальной адаптации детей.
Ожидаемые результаты: создание каждым обучающимся своего оригинального продукта - авторской куклы Музыкант.
Необходимые для работы знания - значения терминов: композиция, линия, орнамент; симметрия, асимметрия, роспись, изобразительные основы декоративных элементов, материалы и технические приёмы оформления, названия инструментов, приспособлений.
Цели работы:
Обучающая: формирование восприятия и передачи стиля в интерьере с использованием куклы; формирование навыков передачи объёма и пропорций куклы;
Воспитательная: формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Развивающая: освоение практических приемов и навыков мастерства: папье-маше и полимерной глины; создание авторского проекта – сувенирной куклы Музыкант;
Задачи:
Обучающие: обучение умению передачи объёма через разнообразную конструкцию каркасов (проволочные, фольгированные).
Развивающие: развить моторику рук; развить образное мышление, фантазию, объёмно-пространственное мышление.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе; воспитывать целеустремленность и трудолюбие; воспитывать эстетический вкус.
Главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изготовления куклы из папье-маше, ваты может каждый ребёнок. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. В подкрепление к теоретическому материалу широко применяются видео с музыкальным сопровождением и мастер-классы по данной тематике. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в скульптуре. Основную часть учебного времени занимают практические занятия. Теория излагается небольшими блоками в связи с предстоящей практической работой. Фронтальная работа с группой сменяется индивидуальными заданиями в соответствии со способностями и подготовленностью детей.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Целевая аудитория.
Изготовление авторской куклы в технике папье-маше по фольге возможно с детьми любого возраста, я занимаюсь с учащимися 10–15 лет по предпрофессиональной программе ФГТ Дизайн. Цель обучения – развитие творческих способностей детей.
Духовой оркестр (коллективная работа).
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
1. Эскиз – бумага формат А 4, карандаш, акварельные карандаши;2. Пластик La Doll (Полимерная глина) 4 упаковки по 500 г;3. Фольга, газеты; Водоэмульсионная краска и шпаклевка для грунта;4. Макетный нож, коврик, ножницы, клей ПВА, клей Момент, кисть для клея, кисть для краски; Краски акриловые: марс коричневый, сиена жженая, виноградная черная, охра светлая, белила;5. Материалы для декорирования - кружево, декоративная тесьма; Клеенка, поролоновая губка, мелкозернистая наждачная бумага; Набор инструментов (гладилки, стеки, шпатели, штифты);
6. Модели музыкальных инструментов в миниатюре.
Музыкальный ряд.
Д. Шостакович, Фантастические танцы, соч.1, №2; М. Шмитц, Маленькая колыбельная; С. Прокофьев, Монтекки и Капулетти, соч. 75, №6; С. Слонимский, Марш Бармалея; Д. Кабалевский, Страшная сказка; В. Моцарт, Соната До мажор №16.
Задания, выполненные в этой технике, развивают воображение и является одним из способов реализации творческого потенциала. Уроки представляют собой креативную импровизацию, совместное творчество преподавателя и учеников. Тем не менее, общий план занятий существует. Начинаем с разминки, непосредственно переходя к творческой деятельности (изготовление эскиза), после чего обсуждаем полученные результаты и на следующем уроке продолжаем работу с учетом советов и пожеланий преподавателя.
Количество часов для изготовления куклы в технике папье-маше – 40 часов (10 занятий по 4 часа) без учета часов высыхания папье-маше, которые могут составлять от 40 до 60 часов.
Прежде всего следует нарисовать эскиз. В это время прослушиваем музыку В.А. Моцарта в исполнении симфонического оркестра.
Изготовить каркас из пищевой фольги, клейкой массой из бумаги и клея облепить фольгированный каркас в технике папье-маше. Это уникальный материал, он дешевле, экологически чист, легок и в то же время весьма прочен. Бумажную массу легко приготовить из газет (можно использовать салфетки, туалетную бумагу или картонную упаковку от яиц) и клей ПВА. Для начала рвем газеты на небольшие кусочки, заливаем кипятком и оставляем на сутки. Затем хорошо вымешиваем эту массу (можно прибегнуть к помощи блендера). Когда масса станет однородной добавляем в бумажную массу клей ПВА, чтобы появилась клейкость. Этой массой постепенно обклеиваем каркас из фольги и просушиваем (клейкую массу детям необходимо приготовить дома заранее).
Папье-маше сохнет достаточно долго, не стоит ускорять этот процесс с помощью фена: может получиться так, что верхний слой высохнет, а внутри останется влага и тогда кукла через какое-то время может просто заплесневеет. На высохшее папье-маше наносится пластик LaDoll не менее 3 мм, формируя особенности фигуры, одежды, движения рук, головы, выражения лица. Нижняя часть кукол этой композиции лепится обобщенно.
Композиция Духовой оркестр является коллективной работой 4 класса и была задумана как реплика на тему уникальных образов Питерского художника-кукольника Романа Шустрого.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ученик анализирует изображение музыканта, пытается понять и применить знания пластической анатомии. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако ученики имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их.
Следует помнить, что задача занятий - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов в скульптуре. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать каркас, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел, с учетом определенного интерьера.
Учитываются возрастные возможности и задатки обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка). Как рождается кукла? В процессе работы она сама диктует изменения в своем образе. Изменилось выражение глаз - и вот уже губы подстраиваются под новый взгляд. Случается так, что от первоначального эскиза остается только идея. Это неуловимая изменчивость, пластичность жестов, которые могут получиться только с использованием полимерных материалов. Благодаря которым образ каждой куклы неповторим.
Чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы. Каждая кукла из этой композиции тонируется в черно-белой гамме. Учащиеся используют свои навыки, которые они приобрели на уроке живописи в технике гризайль - монохромная живопись, похожая на барельеф.
Человеческий глаз, разглядывая многоцветную сложную куклу, иногда не замечает определенных нюансов, поскольку вынужден считывать много дополнительной информации. Тогда многие огрехи, а порой и достоинства, зритель не замечает. Поэтому для монохромной (одноцветной) куклы, очень важно композиционное решение, пластическая схема, правильно найденная поза – иначе она будет невыразительной.
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
1. Бумага для эскизов, карандаш; 2. Акварельные краски: (сажа газовая, белила, сепия, сиена жженая, зеленая травяная, зеленая оливковая, лимонно-желтая, красный холодный, индиго), пластиковая палитра; 3. Туалетная бумага 1 рулон; 4. Водоэмульсионная краска и шликер из La Doll; 5. Макетный нож, коврик, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, кисти для краски; 6. Медная жесткая проволока для каркаса, диаметр 2,5-3,5 мм;
7. Тканевый лейкопластырь шириной 2 см; 8. Крекированная белая бумага;
9. Полимерная глина La Doll 1 упаковка 500 грамм; 10. Кисть синтетика круглые и плоские; 11. Поролон; 12. Влажные салфетки; 13. Ткань для одежды (бархат, шерсть, шелк, фатин), декоративная тесьма, кружева; 14. Набор инструментов (гладилки, стеки, шпатели), мелкозернистая наждачная бумага; 15. Матовый и глянцевый лак для акрила.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изготовление кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладного искусства. Верное для любого вида творчества представление о том, что подлинное произведение искусства можно создать только по-настоящему любя свою работу, вкладывая в нее чувства, любовь, порывы души, абсолютно неоспорима при создании кукол. Кукла, являющаяся, по сути, неким подобием человека, не может собираться на потоке из штампованных деталей. Выражение ее лица, характер отражают чувства и настроения творца куклы. Даже отлитые по одной модели лица могут принимать различные выражения за счет крошечных, почти незаметных штрихов, нанесенных кистью художника. Только творческий, очень личностный подход позволяет создать куклу, приносящую радость, как самому мастеру, так и всем, кто ее видит.
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, нравственного и эстетического воспитания. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-15 лет. Обучающиеся этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Используя технику лепки из папье–маше и полимерной глины, можно создать множество замечательных изделий. До сих пор из бумаги создают театральных кукол, аксессуары, предметы интерьера, мебель. Многие дети нетерпеливы и им хочется сразу увидеть окончательный результат, с такими детьми мы заново разбираем эскизы работы.
Но с этим сталкивалась только в начале обучения, впоследствии они понимали, как быстрее и удобнее выполнять задание и в старших классах таких проблем не возникало. Эта техника, благодаря относительной простоте, дешевизне и прочности завоевала достойное место в программе обучения 1-5 классов предпрофессионального обучения ФГТ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Артамонова Е.В. Куклы / Е.В. Артамонова.-Эксмо, 2005 – 64 с.
Анатьева Е., Евсеева Т.Куклы мира. М., 2005 – 184 с.
Барадуллин В.А. и др. Основы художественного ремесла: в 2 ч –М., 1986.
Волков Г.М., В.М. Зуев. Материаловедение – М. Академия.,2008 - 400с.
Голдовский Б.П. Художественные куклы. Большая иллюстрированая энциклопедия /Б.П.Голдовский. – Дизайн Хаус, 2009 – 296 с.
Егупец О.Е. Кукла из паперклея/ О.Е. Егупец. – Дизайн – Кора, 2004.
Егупец О.Е. Искусство деталей / О.Е. Егупец. – Дизайн – Кора, 2007 –41с.
Зайцева О.В. Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол. / О.В. Зайцева. – АСТ Издательство, 2009.- 111 с.
Духовой оркестр (Фольга, папье-маше, La Doll). Коллективная работа 4 класс.
15
-