Публикации Авторская кукла как элемент декора в интерьере

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Авторская кукла как элемент декора в интерьере
Автор: Сахарова Ирина Рудольфовна

Авторская кукла как элемент декора в интерьере.
Методическая разработка темы по предмету Работа в материале
Сахарова Ирина Рудольфовна,
преподаватель художественных дисциплин муниципального казённого учреждения дополнительного образования Детская школа искусств №2 Артёмовского городского округа (МКУДО ДШИ № 2 Артемовского городского округа)
Вот уже двадцать лет в России, Испании, Франции, Италии проводятся конкурсы авторской куклы. Специальные галереи для демонстрации интерьерных и барельефных кукол. Приобретают авторские экземпляры не только коллекционеры для украшения домашних интерьеров, но и представители различных организаций и предприятий для оформления служебных интерьеров. В оформлении гостиниц, магазинов, ресторанов, театров, часто используются приобретённые на ежегодных конкурсах-выставках экземпляры.
Это модное направление в оформлении интерьеров, нуждается в грамотных авторах. Воспитанием и образованием которых мы и занимаемся в детской школе искусств. Для успешного освоения этой программы ученики должны знать основы пластической анатомии, истории искусств, цветоведения. Поэтому осваивают ее ребята 4 и 5 классов. Результатом являются их аттестационные работы.
Искусство куклы соединяет в себе разные виды искусства: скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Самые близкие отношения у кукол со скульптурой. Как и куклы скульптурные произведения имеют объемно-пространственную форму, они трехмерные и осязаемые.
Для изготовления кукол собственными руками существует множество специализированных техник и методик, благодаря которым иногда даже из подручных материалов можно изготовить достойный экземпляр.
Всех существующих кукол можно условно поделить на 2 группы: мягкие и твердые.
Мягкие куклы чаще всего выполняются из ниток и ткани, с каркасом или без него, но самыми популярными в этой категории считаются куклы, выполненные в технике текстурного текстиля, ватные на каркасе. К наиболее популярным Твердым куклам можно отнести изделия из воска, дерева, фарфора, полимерной глины, пластика и полиуретана.Техника создания кукол из полимерной глины и пластика достаточно увлекательна, но трудоемка. В зависимости от вида куклы она может быть создана на каркасе и без него. Каждая деталь, будь то ручка, ножка или голова тщательно вымеряется и аккуратно вылепливается, чтобы максимально повторить человеческие черты, а потом осторожно выпекается или высушивается. Впоследствии на готовую основу надевается парик, шьется индивидуальный наряд, добавляется эксклюзивный макияж и украшения. Порой, глядя на подобную авторскую куклу возникает мысль, что она живая.
Предполагаемые достижения учащимися более высокого уровня знаний, умений, навыков.
Занятия в группах от 10 до 12 человек.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников, и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Каждое занятие направлено на овладение основами работы в разных техниках изготовления авторской куклы (текстильная, папье-маше, самоотвердиваемая и запекаемая пластики) на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
На базе предметно-практической деятельности более эффективно развивается познавательная сфера ребенка и формируются такие процессы, как восприятие, внимание, пространственная ориентация. Разумеется, что подобное значение может быть придано только творческой ручной работе. Только она способна стать средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и воображения, и тем самым способствовать повышению социальной адаптации детей.
Ожидаемые результаты:
Главным результатом является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта – авторской куклы (Музыкант или Ангел музыки, Национальная кукла разных стран на декоративном фоне, выполненном в техниках: сухое валяние, холодный батик, текстильный коллаж, аппликация.)
Необходимые для работы знания и навыки:
Обучаемые должны знать значение терминов: композиция, линия, орнамент; симметрия, асимметрия, роспись, изобразительные основы декоративных элементов, материалы и технические приёмы оформления, названия инструментов, приспособлений.
Цель работы:
Обучающая:
- формирование восприятия и передачи стиля в интерьере с использованием куклы;
- формирование обобщенного взгляда на образ, умение стилизовать;
- формирование навыков передачи объёма и пропорций куклы;
Воспитательная:
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- художественно-творческая (Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей);
Развивающая:
- техническая (Освоение практических приемов и навыков мастерства: папье-маше и полимерной глины);
- создание авторского проекта – сувенирной куклы Музыкант;
- национальная кукла разных стран на декоративном фоне (Россия, Испания, Франция).
В соответствии с основной целью нами были поставлены следующие задачи.
Обучающие: систематизировать знания о понятии стиля и эпохи в образе куклы;
обучение умению выполнения форэскизов; обучение умению передачи объёма через разнообразную конструкцию каркасов (проволочные, фольгированные).
Развивающие: развить моторику рук; развить образное мышление, фантазию, объёмно-пространственное мышление.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе;- воспитывать целеустремленность и трудолюбие; воспитывать эстетический вкус.
Методы обучения:
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный, иллюстративный, проблемный, эвристический.
Используются также такие приёмы и формы работы, как беседа, объяснение, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.
Главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изготовления куклы из папье-маше, ваты может каждый ребёнок.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. В подкрепление к теоретическому материалу широко применяются видео с музыкальным сопровождением и мастер-классы по данной тематике.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в скульптуре. Основную часть учебного времени занимают практические занятия. Теория излагается небольшими блоками в связи с предстоящей практической работой. Фронтальная работа с группой сменяется индивидуальными заданиями в соответствии со способностями и подготовленностью детей.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Система заданий на занятиях, с разными вариантами сложности, позволяет овладевать разными приемами творческой деятельности (композиции, лепки, росписи). В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Целевая аудитория.
Изготовление авторской куклы в технике папье-маше по фольге возможно с детьми любого возраста, я занимаюсь с учащимися 10–15 лет по предпрофессиональной программе ФГТ Дизайн.
Цель обучения – развитие творческих способностей детей.
Духовой оркестр (коллективная работа).
4 класс - (40 часов) по предмету по выбору Скульптура

Наименование темы
Общее количество часов
В том числе теоретических занятий
В том числе практических занятий
1
Поиск образов, выполнение форэскизов
8
2
6
2
Утверждение и выполнение эскиза
8
1
7
3
Каркас из фольги и формовка куклы из папье-маше
4
0
4
4
Сушка
4
0
4
5
Лепка из полимерной глины по эскизу
4
0
4
6
Уточнение деталей в скульптуре, постановка рук куклы для инструмента
4
0
4
7
Роспись куклы
4
1
3
8
Декорирование
4
1
3
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
1. Эскиз – бумага формат А 4, карандаш, акварельные карандаши;2. Пластик La Doll (Полимерная глина) 4 упаковки по 500 г;3. Фольга, газеты;4. Водоэмульсионная краска и шпаклевка для грунта;5. Макетный нож, коврик, ножницы, клей ПВА, клей Момент, кисть для клея, кисть для краски;
6. Краски акриловые: марс коричневый, сиена жженая, виноградная черная, охра светлая, белила;7. Материалы для декорирования - кружево, декоративная тесьма;
8. Клеенка, поролоновая губка, мелкозернистая наждачная бумага;
9. Набор инструментов (гладилки, стеки, шпатели, штифты);
10. Модели музыкальных инструментов в миниатюре.
Музыкальный ряд.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету
воображения: музыка придает жизнь и веселье всему существующему, и ее можно
назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного (Платон).
Д. Шостакович, Фантастические танцы, соч.1, №2; М. Шмитц, Маленькая колыбельная; С. Прокофьев, Монтекки и Капулетти, соч. 75, №6; С. Слонимский, Марш Бармалея; Д. Кабалевский, Страшная сказка; В. Моцарт, Соната До мажор №16.
Задания, выполненные в этой технике, развивают воображение и является одним из способов реализации творческого потенциала. Уроки представляют собой креативную импровизацию, совместное творчество преподавателя и учеников. Тем не менее, общий план занятий существует. Начинаем с разминки, непосредственно переходя к творческой деятельности (изготовление эскиза), после чего обсуждаем полученные результаты и на следующем уроке продолжаем работу с учетом советов и пожеланий преподавателя.
Количество часов для изготовления куклы в технике папье-маше – 40 часов (10 занятий по 4 часа) без учета часов высыхания папье-маше, которые могут составлять от 40 до 60 часов.
Прежде всего следует нарисовать эскиз. В это время прослушиваем музыку В.А. Моцарта в исполнении симфонического оркестра.
Изготовить каркас из пищевой фольги, клейкой массой из бумаги и клея облепить фольгированный каркас в технике папье-маше. Это уникальный материал, он дешевле, экологически чист, легок и в то же время весьма прочен. Бумажную массу легко приготовить из газет (можно использовать салфетки, туалетную бумагу или картонную упаковку от яиц) и клей ПВА. Для начала рвем газеты на небольшие кусочки, заливаем кипятком и оставляем на сутки. Затем хорошо вымешиваем эту массу (можно прибегнуть к помощи блендера). Когда масса станет однородной добавляем в бумажную массу клей ПВА, чтобы появилась клейкость. Этой массой постепенно обклеиваем каркас из фольги и просушиваем (клейкую массу детям необходимо приготовить дома заранее).
Папье-маше сохнет достаточно долго, не стоит ускорять этот процесс с помощью фена: может получиться так, что верхний слой высохнет, а внутри останется влага и тогда кукла через какое-то время может просто заплесневеет. На высохшее папье-маше наносится пластик LaDoll не менее 3 мм, формируя особенности фигуры, одежды, движения рук, головы, выражения лица. Нижняя часть кукол этой композиции лепится обобщенно.
Композиция Духовой оркестр является коллективной работой 4 класса и была задумана как реплика на тему уникальных образов Питерского художника-кукольника Романа Шустрого (см. Приложение).
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ученик анализирует изображение музыканта, пытается понять и применить знания пластической анатомии. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако ученики имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их.
Следует помнить, что задача занятий - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов в скульптуре. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать каркас, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел, с учетом определенного интерьера.
Учитываются возрастные возможности и задатки обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка). Как рождается кукла? В процессе работы она сама диктует изменения в своем образе. Изменилось выражение глаз - и вот уже губы подстраиваются под новый взгляд. Случается так, что от первоначального эскиза остается только идея. Это неуловимая изменчивость, пластичность жестов, которые могут получиться только с использованием полимерных материалов. Благодаря которым образ каждой куклы неповторим.
Чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы. Каждая кукла из этой композиции тонируется в черно-белой гамме. Учащиеся используют свои навыки, которые они приобрели на уроке живописи в технике гризайль - монохромная живопись, похожая на барельеф.
Человеческий глаз, разглядывая многоцветную сложную куклу, иногда не замечает определенных нюансов, поскольку вынужден считывать много дополнительной информации. Тогда многие огрехи, а порой и достоинства, зритель не замечает. Поэтому для монохромной (одноцветной) куклы, очень важно композиционное решение, пластическая схема, правильно найденная поза – иначе она будет невыразительной.
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
1. Бумага для эскизов, карандаш;
2. Акварельные краски: (сажа газовая, белила, сепия, сиена жженая, зеленая травяная, зеленая оливковая, лимонно-желтая, красный холодный, индиго), пластиковая палитра;
3. Туалетная бумага 1 рулон;
4. Водоэмульсионная краска и шликер из La Doll;
5. Макетный нож, коврик, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, кисти для краски;
6. Медная жесткая проволока для каркаса, диаметр 2,5-3,5 мм;
7. Тканевый лейкопластырь шириной 2 см;
8. Крекированная белая бумага;
9. Полимерная глина La Doll 1 упаковка 500 грамм;
10. Кисть синтетика круглые и плоские;
11. Поролон;
12. Влажные салфетки;
13. Ткань для одежды (бархат, шерсть, шелк, фатин), декоративная тесьма, кружева;
14. Набор инструментов (гладилки, стеки, шпатели), мелкозернистая наждачная бумага;
15. Матовый и глянцевый лак для акрила.
Музыкальный ряд:
И.С. Бах До минор №2 , Фа минор №9; А. Вивальди Концерт, оп.8 №2 Лето Часть 1;
Й. Гайдн Концерт для виолончели №1; В.А. Моцарт Фа мажор Аллегро;
М.И. Глинка Испанская увертюра №2; П.И. Чайковский Орлеанская дева;
Н.А. Римский-Корсаков Светлый праздник; Г.В. Свиридов кантата Ночные облака.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ТОНИРОВКИ.
Самоотвердевающий пластик La Doll – один из самых популярных пластиков для создания кукол. И эта репутация – заслуженная. La Doll материал довольной простой в использовании, но со своими особенностями. Впрочем, это не должно пугать.
Прежде чем начинать работу с пластиком La Doll вооружитесь прозрачной пищевой пленкой, стеками, поставьте рядом мисочку с водой. Распечатав пачку и отломив себе небольшой кусочек для работы тщательно замотайте пищевой пленкой раскрытую пачку, чтобы воздух не попал внутрь. Иначе через некоторое время весь брусок закаменеет, а реанимировать его будет непросто. Высохший пластик можно измельчить и размочить в воде, сделать из него шликер-полужидкую замазку, с помощью которой проводится конечная доводка готового изделия.
Лепка.
Лепится LaDoll легко,это нужно делать влажными руками. Лепить нужно слоями максимум 3-4 мм, просушивать слой полностью и только после это долепливать сверху свежей. Таким образом, процесс лепки растягивается во времени. Но результат этого стоит.
Сушка.
При высыхании пластик La Doll твердеет, никаких дополнительных усилий с вашей стороны для этого не потребуется. Если же необходимо ускорить просушку - можно положить изделие в духовой шкаф на подставку из вощёной бумаги на 10-15 минут при температуре 50 градусов, дверку духовки необходимо держать приоткрытой.
Шлифовка.
Чтобы придать поверхности идеальную гладкость существует несколько вариантов. Первый – подождать пока высохнет и выровнять наждачкой мелкозернистой. La Doll отлично шлифуется, чем меньше зерно наждачной бумаги, тем идеальней получается поверхность.
Второй – мокрая шлифовка: когда изделие уже подсохло кусочком тонкой хлопчатобумажной ткани, смоченной в воде, шлифуйте подсохший пластик. Поверхность в итоге получается гладкая, как полированная.
Третий – выглаживание поверхности изделия по влажному пластику плоской синтетической кистью.
Изготовление и доработка мелких деталей с помощью шликера из La Doll.
Шликер – размельченный до состояния густой сметаны измельченный пластик. Разводить его можно водой или смесью воды и клея ПВА 1:1. Это придает поверхности после высыхания дополнительную твердость. Шликер из La Doll наносится кисточкой, высыхает и дорабатывается мелкой наждачкой.
Покраска готовых изделий из La Doll.
Авторская кукла воплощает в себе едва ли не все виды искусств. Поэтому неудивительно что этот вид творчества требует совершенно особых инструментов. Один из них – спонж или тампон, который служит для тонировки поверхностей различными красками, в частности, акварелью, акрилом, темперой. Специальный инструмент значительно удобней обычной поролоновой губки: он оберегает руки от прямого контакта с красителями, его можно использовать многократно, а кроме того, он обеспечивает мастеру необходимый физиологический комфорт при работе.
Предлагаемое приспособление позволяют освободить от напряжения мышцы всей руки от плеча до кончиков пальцев и обеспечивают запястью необходимую подвижность. Но такой инструмент вряд ли удастся подобрать в магазине. Наилучший вариант – изготовить его самостоятельно, с учетом индивидуальных эргономических потребностей. Чтобы смастерить удобное приспособление для работы, понадобятся разный подручные предметы и материалы:
Вариант 1: тройник сантехнический пластмассовый, поролоновая губка (толщиной 1-3 см).
Нарежьте приблизительной одинаковых куска губки и вкручивающими движениями вставьте их в отверстия тройника. Таким инструментов удобней всего тонировать одежду куклы – он позволяет работать сразу с тремя различными оттенками цвета.
Вариант 2: зажимы для бумаг, губка.
Отрезанный кусочек губки сложите пополам и вставьте в зажим. Выступающие края аккуратно обрежьте ножницами. Получившимся приспособлением рекомендуется наносить на поверхность заключительный слов краски, слегка смазывая выпуклые части движением сверху вниз или снизу вверх.
Вариант 3: старый маркер или фломастер, губка.
Разберите маркер, удалите все его содержимое и оставьте только пустой пластиковый корпус. В оба конца этого корпуса вставьте прямые отрезанные куски губки. Такой инструмент очень удобен для тонирования лица куклы.
Вариант 4: колпачок от флакона аэрозольной краски или любого другого спрея, газета, губка (толщиной около 4 см).
Возьмите кусок газеты, скомкайте его и вложите в колпачок, заполнив его примерно на половину. Это необходимо для экономии губки. Затем вставьте четырехугольный кусок губки прямыми углами внутрь. Получится широкий спонж, незаменимый в работе с большими поверхностями, в том числе над расовыми куклами.
Вариант 5: тонкая шариковая ручка, губка.
Освободите ручку от стержня и задней крышки. Вкручивающими движениями вставьте в оба конца нарезанную губку. Бывшей пишущей стороной удобно наносить краситель в труднодоступных местах, особенно точечными методом. Смазывающими движениями можно работать вокруг глаз куклы. Еще одно преимущество заключается в том, что, в отличии от косметического, его поверхность имеет округлую, а не вытянутую форму: это дает мастеру дополнительную свободу действий.
Любую покраску необходимо закрепить лаком. Это защитит вашу работу от грязи и пыли и сохранит яркость красок. Какой лак использовать – зависит от желаемого результата. Можно брать глянцевый или матовый на акриловой основе, можно любой другой художественный лак. Некоторые мастера покрывают кукол паркетным лаком. Эти лаки прочные, устойчивы к царапинам и придают изделию дополнительную крепость.
Техника папье-маше дословно с французского переводится как жёванная бумага. И действительно, для работы бумага должна быть специально подготовлена: с ее помощью можно делать сувениры и серьезную скульптуру в интерьере. Тонкие изысканные аксессуары и детали крупных размеров. Использую натуральную некрашеную фактуру папье – маше, можно добиться особого впечатления антикварности, старинности работы, необходимо только покрыть ее специальной пропиткой, поскольку влага для нее губительна. Для решения иных художественных задач в оформлении интерьеров, папье – маше расписывают маслом, акрилом, темперой, придают тон акварелью, затирают пастелью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изготовление кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладного искусства. Верное для любого вида творчества представление о том, что подлинное произведение искусства можно создать только по-настоящему любя свою работу, вкладывая в нее чувства, любовь, порывы души, абсолютно неоспорима при создании кукол. Кукла, являющаяся, по сути, неким подобием человека, не может собираться на потоке из штампованных деталей. Выражение ее лица, характер отражают чувства и настроения творца куклы. Даже отлитые по одной модели лица могут принимать различные выражения за счет крошечных, почти незаметных штрихов, нанесенных кистью художника. Только творческий, очень личностный подход позволяет создать куклу, приносящую радость, как самому мастеру, так и всем, кто ее видит.
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, нравственного и эстетического воспитания. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-15 лет. Обучающиеся этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Используя технику лепки из папье–маше и полимерной глины, можно создать множество замечательных изделий.
До сих пор из бумаги создают театральных кукол, аксессуары, предметы интерьера, мебель. Многие дети нетерпеливы и им хочется сразу увидеть окончательный результат, с такими детьми мы заново разбираем эскизы работы.
Но с этим сталкивалась только в начале обучения, впоследствии они понимали, как быстрее и удобнее выполнять задание и в старших классах таких проблем не возникало.
Эта техника – благодаря относительной простоте, дешевизне и прочности завоевала достойное место в программе обучения 1-5 классов предпрофессионального обучения ФГТ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Артамонова Е.В. Куклы / Е.В. Артамонова.-Эксмо, 2005 – 64 с.
Арбат Ю. Шесть золотых гнезд. М., 1961.
Анатьева Е., Евсеева Т.Куклы мира. М., 2005 – 184 с.
Барадуллин В.А. и др. Основы художественного ремесла: в 2 ч –М., 1986.
Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. – Л., 1976.
Бартрам Н.Д. От игрушки к детскому театру. – Л., 1925.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1997.
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. – Л., 1992.
Волков Г.М., В.М. Зуев. Материаловедение – М. Академия.,2008 - 400с.
Голдовский Б.П. Художественные куклы. Большая иллюстрированая энциклопедия /Б.П.Голдовский. – Дизайн Хаус, 2009 – 296 с.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 2000/
Егупец О.Е. Кукла из паперклея/ О.Е. Егупец. – Дизайн – Кора, 2004.
Егупец О.Е. Искусство деталей / О.Е. Егупец. – Дизайн – Кора, 2007 –41с.
Зайцева О.В. Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол. / О.В. Зайцева. – АСТ Издательство, 2009.- 111 с.
Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т.1-5.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Роман Шустров – художник кукольник (Санкт-Петербург)
Духовой оркестр (Фольга, папье-маше, La Doll) Коллективная работа 4 класс
То, что слову не дается,
Пусть без слов расскажут звуки,
Взять мне скрипку остается,
Взять смычек и скрипку в руки…
В скрипке громы раздаются,
Скрипка сердце рвет на части.
Если струны не порвутся,
Я сыграю вам о счастье…
(Павел Любимов)
Лепка папье-маше по каркасу из фольги
Образец лепки головы
Духовой оркестр (Фольга, папье-маше, LaDoll)Фрагмент общей композици
Духовой оркестр (Фольга, папье-маше, La Doll) Фрагмент общей композиции
Духовой оркестр (Фольга, папье-маше, LaDoll)Фрагмент общей композиции
15