Публикации
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
Автор: Ирина Сергеевна Цикора
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
Автор: Ирина Сергеевна Цикора
УДК 51ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММОТРНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Цикора Ирина СергеевнаГБОУ № 97 Г. О. ДонецкУчитель математики В современном мире, где информация становится все более доступной, а технологии развиваются стремительными темпами, одного лишь знания математических формул и алгоритмов уже недостаточно. На первый план выходит функциональная грамотность – способность применять полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях. И именно уроки математики имеют огромный потенциал для ее формирования.Функциональная грамотность, в своей сути, является ключом к успешной адаптации человека в современном мире, где информация непрерывно растет, а требования к навыкам и умениям постоянно меняются. Она выходит за рамки простого владения знаниями, подразумевая способность активно применять их в самых разнообразных ситуациях, от решения бытовых вопросов до выполнения профессиональных задач. Это не просто умение читать и писать, но и понимание прочитанного, способность выделять главное, анализировать информацию и использовать ее для принятия обоснованных решений [1, c.22-23].В контексте образования, функциональная грамотность становится не просто целью обучения, но и необходимым условием для формирования полноценной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Развитие функциональной грамотности подразумевает не только освоение определенных знаний, но и формирование комплекса навыков, таких как критическое мышление, логическое рассуждение, умение работать с информацией, решать проблемы и эффективно общаться. Именно поэтому, важность функциональной грамотности трудно переоценить. Она напрямую влияет на качество жизни человека, его профессиональный успех, социальную активность и способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира. Человек с развитой функциональной грамотностью не только способен справляться с повседневными трудностями, но и обладает потенциалом для саморазвития и карьерного роста, может активно участвовать в общественной жизни и принимать осознанные решения [2, c. 45-46].Функциональная грамотность, помимо читательской составляющей, охватывает целый спектр ключевых компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном мире. Математическая грамотность выходит за рамки простого знания формул и теорем, она подразумевает умение применять математические знания для решения практических задач, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Это способность рассчитать бюджет, проанализировать статистические данные, понять графики и диаграммы, что необходимо как в быту, так и в профессиональной деятельности. Естественнонаучная грамотность обеспечивает понимание принципов работы окружающего мира, позволяя человеку делать осознанный выбор в вопросах здоровья, экологии и использования ресурсов, а также применять научные знания в повседневной жизни. В совокупности, эти составляющие обеспечивают целостное представление о мире и инструментарий для его понимания [3, c.59-60].В конечном итоге, развитие функциональной грамотности является ключевым фактором успешной адаптации человека в социуме, его профессиональной реализации и способности к самообучению. Это не просто цель образования, но и основа для формирования ответственных и активных граждан, способных вносить вклад в развитие общества. Человек, обладающий развитой функциональной грамотностью, более успешен в своей профессиональной деятельности, способен самостоятельно приобретать новые знания и навыки, а также эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Он более адаптивен к изменениям и готов решать сложные задачи, что делает его ценным членом общества и обеспечивает ему возможности для самореализации. Поэтому, инвестиции в развитие функциональной грамотности на всех уровнях образования являются стратегически важными для будущего процветания как индивида, так и общества в целом [4, c. 67-68].Уроки математики обладают уникальным потенциалом для формирования функциональной грамотности, поскольку сам предмет по своей природе тесно связан с логическим мышлением, анализом и умением решать проблемы - навыками, необходимыми в повседневной жизни. Ключевым элементом этого процесса является отказ от абстрактных математических задач, оторванных от реальности, в пользу практико-ориентированного подхода. Это означает, что ученикам необходимо предлагать задачи, которые моделируют реальные жизненные ситуации: расчет бюджета, планирование путешествия, сравнение банковских предложений, анализ статистических данных. Такой подход делает математику более понятной и значимой для учеников, позволяя им увидеть конкретное применение изучаемых концепций. Когда ученики понимают, что математические навыки полезны для решения их личных проблем, у них повышается мотивация к изучению предмета и формируется понимание ее реальной ценности.Наконец, акцент на работу с текстом и формулировкой условий задачи на математическом языке является неотъемлемой частью формирования функциональной грамотности. Умение вычленить нужные данные, составить уравнение или построить модель на основе текстового описания – это важнейший навык, необходимый не только для решения математических задач, но и для анализа любой информации, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни. Такой подход требует от учащихся не только знания математических операций, но и умения анализировать и интерпретировать информацию, критически мыслить и переводить вербальные описания в математические формулы и отношения. Таким образом, уроки математики могут способствовать формированию не только математической, но и читательской грамотности, обеспечивая целостное развитие учащихся [5, c.18-19].Для создания условий, способствующих развитию функциональной грамотности на уроках математики, учителю необходимо кардинально пересмотреть свой подход к преподаванию. Ключевой момент – это переход от традиционного репродуктивного обучения, где ученики являются пассивными слушателями, к проблемно-ориентированному обучению, где они становятся активными участниками процесса. Это подразумевает создание учебной среды, в которой ученики не просто заучивают формулы и алгоритмы, а учатся самостоятельно решать проблемы, используя математические знания. Учителю необходимо предлагать открытые вопросы, требующие анализа и размышлений, а не только конкретные задачи с однозначным ответом. Важно также стимулировать дискуссии и поощрять учеников предлагать различные способы решения, тем самым развивая их критическое и творческое мышление. Использование разнообразных форм работы, таких как групповые проекты, деловые игры и интерактивные методы, помогает сделать процесс обучения более динамичным и вовлекающим, а также развивает навыки сотрудничества и коммуникации.Поэтому, уроки математики, при правильном подходе, могут стать мощным инструментом для развития этого навыка. Именно умение применять математические знания в реальной жизни позволит обучающимся стать успешными, адаптированными и конкурентоспособными членами общества. Поэтому педагогам необходимо непрерывно совершенствовать свои методики и создавать условия, способствующие формированию функциональной грамотности учеников.Список литературы:1. Денищева Л.О. Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников // Наука для образования сегодня. - 2021. – 197 c.2. Дорофеев А.В. Реализация профессиональной направленности в математической подготовке будущего педагога // Образование и наука: Известия УрО РАО. - 2004. – 183 c.3. Дорофеев А.В. Инварианты методической подготовки будущего учителя / А.В. Дорофеев, М.Н. Арсланова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. – 134 c.4. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. Москва: Баласс. - 2003. – 99 c.5. Рослова Л.О. О готовности учителей к формированию функциональной математической грамотности школьников / Л.О. Рослова, И.И. Карамова // Профильная школа. - 2020. – 146 c.