Публикации Методическая разработка "Организация обучения детей игре в шахматы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Организация обучения детей игре в шахматы"
Автор: Рютин Сергей Данилович

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Усть-Удинский районный Дом детского творчестваПедагог дополнительного образования Рютин Сергей ДаниловичМетодическая разработка  «Организация обучениядетей игре в шахматы».1.      Введение             Одним из ведущих принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Обучение дошкольников игре в шахматы способствует осуществлению этого принципа и является весьма актуальным на сегодняшний день.Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме — «внутреннийплан действий». Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Ведь ещё В. А. Сухомлинский писал: « В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Играв шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».Актуальность Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.    Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда – либо придуманных человечеством. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.Новизна методической разработки состоит: сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение сказок, стихов, решение логических задач, использование на занятиях литературных шахматных викторин и т.д.  1.1.  Пояснительная записка.Данная методическая разработка представляет собой систему работы по обучению детей игре в шахматы. Основное назначение методической разработки оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного учреждения.Отличительные особенности данной методической разработки: развивающая функция обучения, предусматривается широкое использование обучающих игр, чтение и разыгрывание переделанных сказок и т. д. Система занятий разработана для детей начиная с 4 летнего возраста.К методической разработке прилагается практический материал для воспитателей: перспективное учебно-тематическое планирование, конспекты занятий, картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы, литературный материал, консультации для педагогов и родителей, буклет.В данной разработке использовались материалы следующих авторов: «Шахматы для самых маленьких. Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей». И.Г.Сухин. «Детский шахматный учебник». А.С.Трофимова. Игры и упражнения по шахматам, которые предлагают авторы данных методик, можно использовать на занятиях, в свободной деятельности и в работе с родителями и педагогами.Данной разработкой могут пользоваться воспитатели детских садов, специалисты по дошкольному образованию, и все, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.1.2 Цель и задачи.Цель – с использованием игровых технологий привить интерес к игре в шахматы, формировать начальные представления о правилах игры. Для достижения цели определены задачи:- расширять кругозор детей, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;-развивать изобретательность и логическое мышление.           - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность.   - обогащать внутренний мир, развивать фантазию, учить радоваться красивым комбинациям.           2. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Занятия проводятся с подгруппами из 6 детей.  Количество занятий для каждого ребенка планируются с учетом индивидуальных особенностей, в соответствии с возрастными особенностями. Каждую новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.2.1. Обучение игре шахматам проходит в несколько этапов:1 этап - Знакомство с фигурами.Задачи первого этапа:1. Элементарное знакомство с понятием «шахматная доска».2. Знакомство со всеми шахматными фигурами.На данном этапе знакомим детей с шахматной доской  (Приложение 1) и постепенно заселяем ее «жителями» - шахматными фигурами. Используя, различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах, проводились игры  и игровые упражнения, которые позволяют детям с легкостью запомнить внешний вид фигуры и их название. «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая»,   «Что общего?», «Цвет», «Пирамида», «По росту». «Убери такую же», «Полна горница». Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным. К концу данного этапа дети знают названия всех шахматных фигур и могут найти заданную фигуру.2 этап - Фигуры и правило хода.На этом этапе мы продолжаем знакомство детей с фигурами и изучаем ходы фигур. Продолжаем знакомство с шахматной доской - «дорожками» (горизонталь, вертикаль, диагональ). 3 этап - Элементы шахматной игры.Данный этап подразумевает игры с ограниченным количеством фигур. Нашахматной доске появляются несколько фигур. Дети взаимодействуютэтими фигурами в соответствии с правилами игры.Например, в игре «Пешечный бой», пешки находятся на доске в начальномположении. Детям предлагается дойти до противоположного конца доски.Выигрывает тот, кто доберется первым. В этой игре объясняем понятие«Взятие» фигуры противника.Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций:- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.- Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий.   На первых порах они должны носить краткий характер.     Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.            Начинать обучение игре на уровне, доступном для ребенка. Следуя дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элементзанимательности и новизны.Чтобы ребята четко усвоили понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ, так как в шахматах они являются основополагающими, благодаря использованию различных игр и игровых приемов. Например, в игре «Покажи…», дети с помощью рук показывали горизонталь, вертикаль и диагональ.  Дидактические игры: «Составь доску» (из клеток, из кубиков), «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ» (выложить на шахматной доске из фишек, бусин линии). Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры от других не всегда легко, в этом нам помогают такие игры как:- «Кубик»: на гранях приклеили изображения фигур и по очереди бросали, называя фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.-«Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек прятали фигуры и по очереди на ощупь определяли их название.  - Подвижная игра «Не зевай»: шахматные фигуры лежат на полу, под музыку дети бегают по кругу, с окончанием музыки берут фигуру и называют её.В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому разработаны шахматные спектакли по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка». Практическое использование игровых приемов и технологий показывает, что эффективным является:- переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;- еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.     Шахматные уроки должны дарить ученикам только радость, давать лишь положительные эмоции!А нам, быть хорошими наставниками, правильно их учить и направлять, запастись терпением.  Во время занятия для предупреждения переутомления, снятия напряжения организуются физкультминутки, разминки для глаз, необходимо следить за осанкой.  Для воспитания здорового ребенка создаются условия:
  • Взаимодействие с воспитанниками по шахматной деятельности     выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на обучение.
  • Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников.
  • Непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением.
  •       Шахматная игра многим взрослым кажется непонятной, но при правильном преподавании она настолько увлекает детей, что они с нетерпением ждут следующего занятия. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Гиперактивному малышу помогает стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.  Образовательно-тематический план работы (Первый год обучения)  Сентябрь          1. В стране шахматного королевства.        Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.        2. Знакомство с шахматными фигурами        Познакомить детей с шахматными фигурами. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.        3.Самостоятельные игры с шахматными фигурами.        Развитие интереса к игре, внимания.                  4. Шахматные фигуры (Показ сказки «Шахматный теремок»).         Закрепить названия шахматных фигур, развивать внимательность, память. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.Октябрь         1. Шахматные фигуры (Показ сказки «Шахматная репка»)         Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.          2 Д/и «Чудесный мешочек», Белые и черные», «Большая и маленькая»         Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.                    3.  Волшебная шахматная доска.         Дать представление о «шахматной доски». Белые и черные поля.        4. Вертикальные и горизонтальные линии. Упражнять детей в быстром и правильном нахождении вертикалей, горизонталей, показывая и называя их вслух. Ноябрь        1. Героическая пешечка. Познакомить детей с шахматной пешкой.   2.Шахматная Пешка-маленький человечек в круглом шлеме. Упражнять в нахождении шахматной пешки в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук.        3. Маленькое войско.        Познакомить с местом пешки в начальном положении Ход пешки, взятие. Превращение пешки.4.  «Шахматный Король – Его Величество».        Познакомить детей с шахматным королем.   Декабрь        1. Король.         Показать, как ходит король.        2. Д/и «Найди фигуру».         Упражнять в нахождении шахматного короля (пешки) в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук.        3. Шахматный Конь.        Познакомить детей с шахматным конем.          4. Конь.        Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализироватьЯнварь        1. Шахматная Ладья.        Познакомить детей с шахматной ладьей.   2. Ладья.        Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту        3. Д/и «Построй башню».        Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику.        4. Шахматный Слон. Познакомить детей с шахматным слоном.   Февраль        1. Слон.        Формировать представления о шахматной фигуре «слон», месте слона в начальном положении. Ходом слона. Разноцветные и одноцветные слоны.         2. Шахматный Ферьз - фигура ростом вышла чуть меньше короля.        Познакомить детей с шахматной ферзем.          3.Ферзь.        Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием        4. Д/и «Что общего?»         Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Продолжать сравнивать фигуры между собой.Март        1.  Признаки шахматных фигур и отгадывание загадок.        Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название, учить отгадывать загадки. 2. Шахматные фигуры (драматизация сказки «Шахматный теремок»).        Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.          3.Шахматные фигуры (драматизация сказки «Шахматный колобок»).        Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.          4. Шахматные фигуры         Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию.Апрель        1. Раскраски «В шахматном королевстве».        Побуждать детей самостоятельно закрашивать шахматные фигуры. Закреплять название шахматных фигур. 2. Шахматные фигуры (драматизация сказки «Шахматная репка»).        Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.          3. Игры с шахматными фигурами. Какой фигуры не стало? Найди ошибку в расстановке.        Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.          4.Начальное положение. Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами.   Май        1.Начальное положение. Продолжать знакомить с материалом посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость.        2. Правила для играющих. Объяснить детям правила для играющих: «Тронул - ходи», «Ход сделан- обратно не вернёшь». Формировать представления об элементарных правилах.        3. Закрепление правил.        Закреплять представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику        4. Шахматный досуг (Игры, конкурсы, отгадывание загадок, коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз)        Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре. Знание шахматных фигур (Дидактические игры) «Волшебный мешочек».По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана, здесь же развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру. «Большая и маленькая». Поставим перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросим выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т.д. «Что общего?». Возьмем две любые шахматные фигуры и спросим малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).«Белые и чёрные». В беспорядке поставим на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставим в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например, «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляем мы и т. д. «Угадай-ка». Загадаем какую-нибудь шахматную фигуру и спрячем её в кулаке. Предложим ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам. «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Мы закрываем глаза, берём какую-нибудь из фигур и ощупываем её. Выбранную шахматную фигуру мы умышленно называем неправильно, открываем глаза и спрашиваем ребёнка: «Так?». Малыш поправляет нас. Затем поменяемся ролями«Цвет». Попросим малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяемся ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставим там же одну, две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить нашу ошибку и указать на неё.«Пирамида». Посоветуем малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросим у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.«По росту». Попросим ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.«Догонялки». Выберем одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложим ребёнку выбрать и назвать какую - либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за нашей фигурой. Пусть наша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяемся ролями.«Прятки». Спрячем в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш «Над головой». Назовем какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.«Убери такую же»Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберем одну из фигур в коробку. Попросим малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру.«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложим ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете мы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.Шахматная доскаДидактические игры и задания:
  • В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми.
  • Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).
  • Вопросы: -Как называется это доска?-Что мы видим на шахматной доске?-Как называются квадраты на шахматной доске?Задание: «Расположи шахматную доску перед игрой»     ЗАКЛЮЧЕНИЕ     Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В настоящее время шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в воспитанниках эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.Использование современных образовательных технологий в воспитательно – образовательном процессе позволяет значительно повысить качество образования, организовать обучение детей увлекательным, разнообразным и интересным, успешным освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.Методическое обеспечение:- Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М.: Линка-Пресс, 2017.- Шахматы для самых маленьких. Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г.Сухин. – Москва. Издательство АСТ: 2020- Детский шахматный учебник. /А.С.Трофимова. – Ростов-на-Дону: Феникс-Т, 2018.- Приключения в шахматной стране./  И.Г.Сухин – М.: Педагогика, 1991  - Интернет ресурсы:                                                                                                                                                                                                                                                                             Конец формы
    -