Публикации
«Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания младших школьников»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания младших школьников»
Автор: Гимадиева Гульнара Замиловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания младших школьников»
Автор: Гимадиева Гульнара Замиловна
Доклад из опыта работы «Взаимодействие семьи и школы в вопросах патриотического воспитания младших школьников» Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ «Альметьевской школы – интернат для детей с ОВЗ» Гимадиева Г.З. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев Проблема патриотического воспитания школьников является одним из важнейших направлений в работе педагогов. Все то, что сегодня мы вкладываем в наших детей, завтра даст соответствующие результаты. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм - любовь к своему народу, месту своего рождения, уважения к памяти предков, традициям, культуре, всему укладу жизни. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию создают благоприятные условия для накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора способа поведения. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. Под младшим школьным возрастом понимают период жизни ребёнка от 6-7 до 10 лет. В это время у ребёнка формируется основа произвольного поведения, а ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная. Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: гражданского, нравственного, эстетического и др. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.Патриотическое воспитание школьников, в общеобразовательном учреждении – это систематическая и целенаправленная работа по формированию у учащихся высокого патриотического сознания. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Не всегда родители считают нужным рассказывать ребенку об истории малой Родины, памятниках, исторических местах, посещать музеи. Они думают, что дети маленькие и ничего не поймут, а родительская забота заключается в необходимости одеть, обуть и накормить, поэтому важно вовлекать родителей в совместную работу, например, над проектом «Моя малая Родина», это даст возможность выяснить, на каком уровне находится один из аспектов воспитания – воспитание любви к своей малой Родине в семьях. В ходе работы над проектом дети знакомятся с историей своего города. Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально-насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь следует использовать семейную историю и впечатления ребёнка от непосредственного его окружающего: прогулки в город и за городом (наша природа, рассветы и закаты, ландшафт местности и т.п.); рассказы об истории места, где живёт семья (улица, отдельные здания, район, город и т.п.), рассказы о предках, участвовавших, например, в трудовых и ратных событиях народа в разные периоды истории; о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей и товарищей семьи, все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Учащиеся вовлекаются в различные акции, связанные с тематикой родного края. Это и муниципальные фотоконкурсы, посвященные природе нашего края, нашей страны. Это и участие в мероприятии на сайте Учи.ру в ходе которого дети узнали для себя много нового о культуре, обычаях, о природе родного края. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Этому также способствуют посещения краеведческого музея. Важной и значимой работой способствующей развитию патриотизма и духовно- нравственных качеств личности, было составление родословного дерева. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины. Родители помогали детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему. Обучающиеся 3 и 4 классов в этом году приняли участие в городском конкурсе «Браво, Альметьевск!», где читали стихотворения о Великой отечественной войне. Участвовали в поэтическом челлендже «Стихи Победы» в честь 80 - летия со дня Победы среди общеобразовательных школ города. Участвовали в третьем этапе Всероссийского конкурса детского рисунка, посвященного полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народах и героях, разучивать патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знамёнами, орденами и медалями, оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежавшие кому-либо из членов семьи. Перед праздником Великой Победы мы изготавливаем открытки, проводим тематические классные часы. В процессе этой работы дети получают практические знания об истории и духовных традициях Родины. А самое главное-это, что ни одного мероприятия не проходит без активного участия родителей. Самыми яркими и красочными проходят праздники-концерты, посвященные Дню матери, Дню семьи, Дню пожилого человека. В таких мероприятиях принимают участие все. Одни готовят концерт, рисуют поздравительные газеты, другие оформляют открытки, выставки рисунков и работ, кто-то украшают зал и всю школу. Каждый ученик школы и родитель старается внести посильный вклад в такие творческие дела. Очень важно для каждого ребенка услышать слова благодарности за свою работу. Родители гордятся своими детьми, а дети радуются возможности показать своё мастерство, свои способности. Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, СВО, военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие. Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников как составной части гражданско- патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремлённо, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевая свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к обязательному выполнению домашних заданий, общественных поручений, которые даются учителем. Родители должны создавать ситуации, требующие от ребёнка напряжения воли и сознания, активной работы чувств, воображения, памяти и внимания. Например, через постоянное выполнение определённых обязанностей в быту по дому, по самообслуживанию, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. В этом случае навыки не только вырабатываются, но и закрепляются, становятся потребностью. В этом возрасте авторитетные для ребёнка взрослые воспринимаются как эталон поведения. Поэтому родители должны быть примером для своих детей. Необходимо следить за соблюдением режима труда и отдыха, учитывать физиолого-гигиенические требования к использованию теле - и видеоаппаратуры, компьютера детьми младшего школьного возраста. Сейчас появилось много возможности для физического развития детей в свободное время. Кроме того, родители должны поддерживать и стимулировать стремление ребёнка к участию в мероприятиях школы по физкультуре и спорту.По-прежнему эффективна такая форма гражданско- патриотического воспитания, как знакомство детей с трудовой и боевой биографией отцов и дедов, членов семьи и родственников, земляков и их товарищей по работе. Это способствует формированию гордости за семейные традиции и стремление продолжать и развивать их, чувства гражданина своей страны, будущего защитника своей Родины. В этом возрасте ведется активная работа по ориентации ребят на выбор профессии, в том числе военной. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимы следующие педагогические условия:- взаимное доверие между педагогом и родителями;- соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;- учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса;- взаимосвязь разных форм работы с родителями;- одновременное влияние на родителей и детей;- системность в работе с родителями;- учет особенностей социокультурного окружения школы;- использование культурного наследия народа и традиций семьи.- моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;- совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;- активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;- опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;- интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.Примерный алгоритм организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся может быть таким:1) определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей совместно с психолого-педагогической службой школы);2) постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации;3) разработка программы совместных действий семьи и школы по направлениям4) практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;5) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Итак, родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения, это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
