Публикации
Предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Селиверстенко Анастасия Викторовна Никифорова Ирина Михайловна Вараксина Оксана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Селиверстенко Анастасия Викторовна Никифорова Ирина Михайловна Вараксина Оксана Викторовна
Предпосылки дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
Селиверстенко Анастасия Викторовна
учитель-логопед группы компенсирующей направленности,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Вараксина Оксана Викторовна
воспитатель группы компенсирующей направленности,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
Никифорова Ирина Михайловна
учитель-дефектолог группы с задержкой психического развития,
МБДОУ д/с №15 Дружная семейка,город Белгород.
В статье говорится о причинах возникновения дисграфии, о возможности раннего выявления и предупреждения нарушения письма у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дисграфия, патология, предпосылки, фонематический анализ, несформированность.
Письмо – сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различныеанализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процессаопределяетсяэтапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.
Специфическое нарушение процесса письма(дисграфия)– самая распространённая форма речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемымфизиологическихошибок или ошибок роста, эти ошибки отличаются специфичностью, стойкостью, многочисленностью и имеютопределённыесходные причины и механизмы.
Причиныдисграфии весьма разнообразны, они носят органический и функциональный, биологический и социальный характер. Расстройства процесса письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения процесса письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, неблагоприятная семейная обстановка, двуязычие, недостаточность речевых контактов недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье).
Клиническая характеристика детей, страдающихдисграфией весьма разнообразна. У детей сдисграфиейотмечается несформированность многих высших психическихфункций: зрительного анализа и синтеза, пространственныхпредставлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, делениепредложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.
В тяжелых случаяхдисграфияможет проявляться у различных категорий детей с особыми образовательными потребностями в структуре нервных и нервно-психическихзаболеваний: у умственно отсталых, у детей с задержкой психического развития, с минимальной мозговой дисфункцией, у детей с нарушением зрения, слуха, при детских церебральных параличах. По мнению специалистов, в большинстве случаев у детей сдисграфиейотмечается энцефалопатическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности, в результате неглубокого повреждения мозга в перинатальный или ранний постнатальный период.
Дисграфияначинаетсяне в школе, а значительнораньше: у детейдошкольного возраста. Именно в этомвозрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Давно известно – проблему легчепредупредить, чем исправлять потом красной пастой в тетрадях первоклассников. Оставивза кадромвсе более тонкие моменты, можно говорить о следующихпредпосылках дисграфии у детей дошкольного возраста.
1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близкихзвуков: звонких-глухих, твердых-мягких, свистящих-шипящих, а также звуков [р], [л], [й]. Это рассматривается какпредпосылка акустической дисграфии, поскольку фонемы каждой из названных групп, не дифференцируемые на слух, в дальнейшем обязательно взаимозаменяются на письме.
2. Наличие полных звуковых замен в устной речи, которые также касаются, в основном, вышеперечисленных групп акустически и артикуляторно близких звуков. Наличие таких замен являетсяпредвестникомартикуляторно-акустическойдисграфии, поскольку неправильное проговаривание слов в процессе письма в период обучения ребенка грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам.
3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов, доступных детямдошкольного возраста. К таким видам анализа относятсяследующие:
- узнавание звука на фоне слова;
-выделение ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова;
-определениепримерного места звука в слове попринципу: начало, середина, конец.
Если ребенок старшегодошкольного возрастане способен даже в этихпределахпочувствоватьзвуковой состав слова, он не сможет в положенный срок овладеть полным фонематическим анализом слов. На этом основании можно рассматривать данноенесовершенствокак явнуюпредпосылку дисграфиина почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
4. Несформированность зрительно-пространственныхпредставленийи зрительного анализа и синтеза, что затрудняет ребенку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, а значит, приводит к появлению у него оптическойдисграфии.
5. Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования, что внешне проявляется преимущественно в неправильном употреблении ребенком окончаний слов в устной речи. Это являетсяпредвестником аграмматической дисграфии.
Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных встречающихся в логопедической практике видовдисграфий можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте. А это значит, что нужно сделать все возможное для того, чтобыубратьеёпредпосылкиеще до начала обучения ребенка грамоте. Необходимо осуществлять работу по развитию зрительно-пространственных функций, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
