Публикации
Интерактивная наглядность на уроках Всеобщей истории в условиях реализации ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивная наглядность на уроках Всеобщей истории в условиях реализации ФГОС
Автор: Щербатых Антон Алексеевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивная наглядность на уроках Всеобщей истории в условиях реализации ФГОС
Автор: Щербатых Антон Алексеевич
А.А. ЩербатыхИнтерактивная наглядность на уроках Всеобщей истории в условиях реализации ФГОССлово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.При применении интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует ход урока и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.Исходя из вышеизложенного, особенное внимание мы хотим уделить компьютерным презентациям Microsoft PowerPoint. Эти презентации позволили решить проблему комплексности средств обучения на уроках истории. Использование презентации позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации (видеосюжеты, анимированные карты, схемы, мультипликация, музыка) позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности пятиклассников на уроке, снижает утомляемость. К тому же это делает более яркими, запоминающимися [2, 176 с.].Подобную презентацию учитель может составить буквально к каждому уроку истории Древнего мира. Но естественно использовать такую схему работы в классе постоянно нельзя. Помимо презентаций на уроках истории в 5 классе можно просматривать учебные кинофильмы. К таким урокам учитель должен сам тщательно готовиться. Основным элементом подготовки к этому уроку в 5 классах является установочная беседа. В ходе такой беседы нужно создать у учащихся предпосылки к деятельному усвоению новых знаний. Школьникам надо объяснить, что они должны делать во время просмотра фильма, после него, как связать материал увиденного с тем, что имеется по этой теме в учебнике. Пятиклассникам перед просмотром записи можно предложить записать план. Составленный учителем, он представляется не столько заданием, сколько средством, которое призвано мобилизовать внимание учащихся во время передачи, помочь им в запоминании материала. Для активизации школьников во время просмотра и после него пункты плана можно составлять в форме вопросов. Например, перед просмотром фильма «Древнейшие люди», можно предложить учащимся записать следующий план:1. Какими орудиями труда пользовались первобытные люди?2. Каким образом люди изготовляли орудия труда и предметы обихода?3. Как выглядели жилища первобытных людей?Пункты плана – вопросы, помогут школьникам отобрать из фильма необходимый материал. Но необходимо учитывать, что многие фильмы по истории настолько эмоционально захватывают учащихся, что постановка вопросов до фильма оказывается напрасной. Излишне увлекаясь сюжетной стороной, школьники забывают о поставленных перед ними основных задачах. К тому же, вопросы к учащимся не должны быть слишком «узкими», требующими их внимания к отдельным кадрам или эпизодам. На материале просмотренного фильма, можно предложить ученикам 5 класса написать небольшую творческую работу. Например, после просмотра фильма «Возникновение искусства и религиозных верований», учащиеся должны подумать над вопросом «В чем был вред религиозных верований древних людей?», а затем дома записать ответ в тетрадь. Или после просмотра фильма «Театр Древней Греции», дать ученикам задание написать сочинение на одну из тем: «Чем древнегреческий театр отличается от современного?», «Как отображено в фильме положение актеров в Древней Греции?» и т.д.Очень увлекательной работой на уроках истории окажется изготовление различных макетов. Их учитель может сделать сам, но и сами пятиклассники с большим интересом займутся моделированием. К тому же ученики пятых классов особенно увлеченно занимаются изготовлением таких наглядных пособий, изучая отдаленные периоды человеческой истории. В процессе работы они не только обогащают исторические знания, но и приобретают трудовые навыки, любовь к творческому труду. Эта работа воспитывает эстетические вкусы, формирует понятия. Например, при изучении темы «Древняя Греция» можно изготовить ряд полезных макетов: древнегреческий корабль, макет театра и маски (можно предложить изготовить маску ученикам, в качестве творческого задания), храма, целого греческого дома [1, 114 с.].У учеников обязательно вызовет восторг макет первобытных жилищ, выполненный учителем. Материалом для него может послужить палочки, куски коры, солома и тростник для имитации крыш и стен, оклеенная ватой и покрашенная бумага, - для имитации звериных шкур. Для макетов первобытных жилищ также следует использовать мох, заранее высушенные листья, тонкие прутики. Важно показать различные типы первобытного жилища – хижины, юрты, свайные постройки, пещеры, дольмены.При изучении темы «Древний Египет» целесообразно построить модель шадуфа, который отчасти напоминает деревенский «журавль». Сам колодец делается из красного пластилина (имитация глины). Для коромысла – прут, к толстому концу которого привязан камень, а к тонкому – ведро (из темного пластилина) с отверстиями ушками. Коромысло крепится к выемке. Рядом с колодцем – наклонный желоб, по которому будет стекать вода. Для демонстрации работы шадуфа используются две банки с водой — одна под колодцем, вторая — на краю желоба, поверхность «земли», на которой помещается шадуф, красится в черный цвет и черные опилки. Можно также изготовить макет жилища — небольшой усадьбы египтянина с плоской крышей и садом. По рисункам можно воссоздать утварь и мебель египетского дома.Египетская лодка безусловно заслуживает макетирования. Конструкция ее крайне оригинальна. При небольшой нагрузке в воду погружали среднюю часть лодки (по длине), оставшиеся две трети с носа и кормы поднимались высоко над водой. Благодаря такой конструкции лодка скользила по поверхности, почти не встречая сопротивления воды. Мачта была спереди, все суда сохраняли весла.В кабинете истории желательно также иметь кусочек египетского папируса. Скарабей был одним из самых популярных амулетов египтян. Макет такого жука школьники с удовольствием делают из всевозможных материалов.В практике наметились два пути организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе изучения нового материала.Первый путь - это придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в «свидетелей» и даже «участников» событий и явлений. При этом возникает «внутренняя активность» учащихся, связанная с их напряженным вниманием и повышенным интересом.Разработаны следующие приемы конкретизации, применяемые в процессе устного изложения материала: а) картинный рассказ, включающий яркие эпизоды (например, о быте феодалов); б) рассказ в форме «путешествия в прошлое», способствующий тому, что учащиеся мысленно переносятся в далекую от нас эпоху благодаря созданию «иллюзии участия» (например, рассказ о культуре Византии); в) прием персонификации исторических процессов и явлений, когда типичные факты воплощены в судьбе исторического лица;г) прием драматизации исторических процессов и явлений, когда типичные факты представлены в виде столкновения нескольких исторических или вымышленных лиц; д) введение в изложение занимательных деталей и подробностей, делающих более конкретными и "близкими" описываемые события и явления.Проверка эффективности этих приемов показала большую силу их воздействия на воображение и память учащихся.Второй путь организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала - это проблемное изложение на основе создания проблемных ситуаций и, постановки проблемных заданий. Работая с наглядными пособиями, особенно с иллюстрациями учебника, необходимо формировать у школьников отношение к ним как к важнейшему источнику знаний. На это должны быть нацелены и задания к иллюстрациям. Наглядность - непременное условие создания у учащихся конкретных образных представлений. Л. В. Занков, отмечает четыре различные формы сочетания использования наглядных пособий со словом учителя: 1) с помощью слова учитель руководит наблюдением и анализом наглядного объекта, а знания о содержании объекта, о его характерных чертах и особенностях учащиеся извлекают путем наблюдения и анализа содержания самого наглядного объекта; 2) с помощью слова учитель на основе наблюдений школьниками наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению существенных связей явлений; 3) сведения о содержании наглядного пособия учащиеся получают из словесных объяснений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией этих сообщений; 4) учитель, опираясь на наблюдения школьников, обобщает сказанное ими, делает выводы.Таким образом, на уроках истории используются все названные формы интерактивной наглядности, но чаще всего первая и вторая, так как они в большей степени содействуют активности учащихся и самостоятельности их работы.Литература1. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории/М.В. Короткова – М.: Владос, 2000. 2. Полторак Д.И. Технические средства в преподавании истории и обществоведения / Д.И. Полторак – М.: Просвещение, 2006.
