Публикации
Приемы моей педагогической техники
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы моей педагогической техники
Автор: Тищенко Светлана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы моей педагогической техники
Автор: Тищенко Светлана Владимировна
Приемы моей педагогической техники«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»(Р. Олдингтон)Главной целью современного образования является воспитание успешной, компетентной личности. Начальная школа - это фундамент будущего успеха ребенка.... Школу делает школой учитель.Учителя разные - ведь они вырастают из учеников.Художник учится смешивать краски и наносить мазок на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - только это педагогические краски, этюды, приемы ...Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.Мастерство - это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало крепких профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы.Нет педагогической панацеи. Нет одного, "главного" приема. Радуга из одного цвета - не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают "радужный" эффект. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику - схватиться за все сразу. Я поступаю иначе. Каждый новый прием отрабатываю до автоматизма.Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча: в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверена, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь.Ведь у нас всех есть свои приемы педтехники - ежедневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет ... А в работе - совершенствуется.Мои изюминки педагогического опыта Виды интересных познавательных задач- 1 Ситуация свободного выбора задач »Улыбнулось солнышко»аккуратность умверностьвзаимопомощь сила добро2 Выбор задач с моральным подтекстомА) »Направо пойдешь - деньги найдешь, налево - сигареты, прямо - знание» деньги умение сигаретаб) Выбери на дереве яблочко, которое бы ты подарил другу и выполни задание на нем Интерактивные приемы1 Во время рефлексии использую упражнение «Ветер дует» (время 5 - 7 мин) .Учитель говорит фразу, а дети встают.Ветер дует для тех:- кто доволен сегодняшней работой;- недоволен собой ;- кому трудно определить свое настроение;- кто чему-то научился;- высоко оценивает наш урок;- работал творчески;- устал;- хотел бы еще продолжить работу .Или прием «Зарядка», который нравится моим детям- Присесть - низкая оценка урока, негативное отношение к уроку- слегка присесть- невысокая оценка, равнодушие- Обычная поза, руки на туловище- удовлетворительная оценка урока- Руки согнуты в локтях- хорошая, положительная оценка урока- Руки вверх, хлопаем в ладоши- очень высокая оценка, урок был очень интересным2 «Веночек» (10 мин) Дети кладут руки на плечи товарища и дарят знания, умения и навыки, которые получили на уроке3 «С чем я уйду» Дети видят корзину, в который сложены ЗУН, полученные на уроке. Я предлагаю взять с него что-то для себя, идя домой. »Я иду с этого урока , научившись решать новый тип задач, довольный собой, радостный от того, что справился сам с работой и т.д. »4 «Подари цветок» применяю во время самооценки, для развития ситуации успеха«Дарю эту цветочек Саше, за то ,что он был сегодня самый активный.»Саша передает своему товарищу со словами. «Дарю цветок тебе, Леночка, ты правильно, красиво пишешь.» И т д.Делаем вывод:- Зачем мы этого учились? - Как можно это использовать в жизни?5 При оценивании работы в группе каждого ученика иногда трудно оценить каждого . Для этого я использую прием «Ручка внутри»Когда каждый ученик высказал свое предложение, он кладет свою ручку посередине парты Если не сделано предложений, ученик право имеет сказать- «Пропускаю» и не положить ручку .Я могу подойти и спросить когда - либо »Чья это ручка, какой вклад сделал ее владелец?»6 Задача для приема «Мозговой штурм»- Можно ли построить д \ с для взрослых. Каким он будет?- Вы нашли цветок – семицветик . Ваши действия.- Что нужно сделать, чтобы ваши любимые сказочники- писатели жили дольше и писали больше книг?7. Методы удивленияПонимая, что учителю нужно найти такой угол зрения, чтобы обыденное стало для детей странным, во время мотивации к урокам использую:1. Метод «Удиви» Например .Урок окружающего мира ,тема урока «Свойства воды в природе» Начинаю урок необычно .. . Однажды в африканской школе дети прочитали об интересной стране, где люди ходят по воде .. А главное, ежегодного и это правдивые факты (Дети удивлены)- Посмотрите в окно! Разве мы не ходим по воде? Мы так к ней привыкли, что не замечаем ее интересных свойств. А тема нашего урока так и звучит «Свойства воды», мы узнаем еще много интересного об обычной воде.2. Следующий метод называется "Фантастическая добавка», он хорошо развивает творческие способности детей, фантазию. Урок украинского чтения, 3 класс Димаров «Для чего человеку сердце?» Даю такое задание: представьте, что вы встретились с деревянным человечком еще до того, как он выбрал себе сердце доброго человека .Что сказали бы вы ему при встрече Составьте диалог в паре.Или такое задание в групповой работе:1 гр А если бы ты был человечком из сказки, которое бы сердце ты выбрал?2 гр. Как можно изменить конец сказки?3. Игра случайности«Самолет» на конце урока запускаю вот такой маленький самолетик К кому на парту сядет, тот о существительное нам все расскажет4. Игра «Да-нет» В которую я вам предложу поиграть .Для нее нам нужен черный ящик.И так правила игры .С помощью вопросов вы должны отгадать, какой сказочный персонаж из мультфильма в этом ящике .Я могу давать только ответы да или нет Игра началась Дети любят эту интересную игру, ее можно делать в вариантах к какому - либо уроку. Например, на уроке окружающего мира показала детям фокус: в ящике я спрятала магнит, который притягивал гвоздь к себе и крепко держал. А потом отгадывали, что же находится в ящике?8 . Приемы работы над ошибками«Лови ошибку» можно использовать как в индивидуальной работе так и в работе в группах. Объясняя материал, специально допускаю ошибки, сначала подсказываю жестом (палец указательный вверх), затем дети привыкают и охотно находят ошибки самостоятельно .А в награду самый внимательный получает переходную кепку . Деловая игра «Редактор» Представь себя редактором, который выпускает газету, а в тексте нашлись ошибки - найди их и исправь. Работа с перфокартами «Исправь ошибки сам» 9. Творческие приемы подачи домашнего заданияЗадание на дом обычная процедура. А можно внести в нее некоторую таинственность, загадочность. Но конечно не систематически и не каждый раз!А) Урок литературного чтения 19,12,1,12,1 Это закодированное слово .Цифра - буква за порядковым номером алфавита .Сказка. Задание домой - сочинить сказку о веселом облаке.В) А иногда на доске появился ребус .Отгадав его , мы узнавали задание на дом будет задача или пример Г) Когда задание носит индивидуальный характер, тогда их в виде письма- раздает почтальон- дежурный по классу.Д) Иногда, индивидуальные домашние задания выбираем в форме лотореи. На бочонках номера карточек. Если вытянули Суперприз - задание выбирай сам!Е) Для свободного выбора задач применяю вот такой кубик! На каждой его грани разные заданияЖ) Играем в игру «Разведчики» .При проверке самостоятельных работ, ошибки не исправляю, а пишу только их количество ученикам с высоким и достаточным уровнем знаний, со средним- ставлю точечку сверху слова. Задача учеников как разведчику найти и исправить ошибки самостоятельно Этот метод я запомнила еще со своего детства, так делала моя первая учительница. Детям интересно и полезно!10. Я дирижирую уроком1 Для быстрого сбора тетрадей для проверки применяю четкую команду: «Раз, два, три, четыре , пять Быстренько тетради сдать !!И дети не вставая с парт, передают тетради с последних парт на первую В соревновании делать это еще интереснее :какой ряд справился с этим тише и быстрее 2 Для четкого окончания самостоятельной и контрольной работы за 1 минуту зазвенит вот так колокольчик. Это означает, закрывать тетрадь и сдать на проверку3 Всегда разрешаю детям себе помочь раздать тетради, пособия, дидактический материал, подготовить доску, даже сумку с тетрадями донести до класса4 Светофоры- защитники работают у нас Зеленый – знаю и хочу отвечать, Цвет красный ученика защищает, потому что он отвечать не желает5 Есть у нас и «Классная тетрадь», в которой дети пишут по очереди В 3- 4 классах использую тетрадь «Прошу помощи » В нее ученики могут даже дать советы учителю, попросить помощи в каком-то вопросе, просто задать вопрос для почемучек, на который позже вместе ищем ответ Интерактивные методы обучения«Мозаика»Учащимся предлагается самостоятельно разработать материал (каждому разный) и законспектировать его в один из разделов таблицы за определенное время. После этого дети по очереди знакомят свою группу с конспектом, а члены группы должны за ним записать в таблицу те же заметки. В конце общения у всех членов группы должна быть заполнена таблица.Этот метод можно применить при изучении темы «Полезные ископаемые» на уроке окружающего мира в 4 классе.На одном уроке изучаются такие полезные ископаемые как гранит, известняк, песок, глина.В начале урока дети должны четко поставить задачу о том, что они должны записать:1) свойства полезных ископаемых;2) где ее добывают и как;3) как ее используют.Вместе надо начертить таблицу, которую дети будут пополнять во время обработки своей статье и обмена информацией.Конечный результат этого урока - составлена таблица :1) Твердые; разные по цвету; под действием уксуса выделяют газ;2) получают в карьерах;3) изготавливают известь; мрамором украшают дома, станции метро, делают памятники; мелом пишутДискуссияРазвитие речевых способностей учащихся - одна из важнейших задач современной школы. На сегодняшний день уже найдено такую форму деятельности, которая, во-первых, является тренингом коммуникативных навыков, а во-вторых - ярко демонстрирует результаты многогранной работы в формировании этих способностей личности. Именно дискуссия как один из интерактивных методов очень хорошо помогает в этом. Психологи говорят, что у младших школьников хорошо развита фантазия, творческое воображение, они более раскрепощенные в своих высказываниях. Но если эти качества не развивать целенаправленно, то они тормозятся традиционной системе обучения. К сожалению, восстановить их развитие в 13-15 лет очень трудно. Поэтому к дискуссии надо привлекать школьников, начиная с 3-4 классов, а с второклассниками целесообразно проводить подготовительную работу по следующим направлениям.С начала в активный словарный запас детей вводятся фразы, часто употребляемые в ходе дискуссий: «Я считаю», «По моему мнению», «Я с вами отчасти согласен, но ...», «Я уважаю вашу мнение, но ... »,« Я с вами не согласен »,« Это не имеет значения ».Благодаря участию в работе дискуссии дети могут продемонстрировать свою речевую компетенцию, а также тренировать такие умения и навыки: ориентироваться в условиях общения; осознавать тему обсуждения; получать информационный материал; отбирать необходимое для раскрытия замысла, группировать его; аргументировать свои высказывания; продумывать связи между частями диалогов внимательно слушать других, находить главную мысль следить за регламентом своей речи.Дискуссия на тему: «Зима - лучшее время года»А. Позвольте познакомить вас с «утверждающей» командой. Это Наталка, Нина и я - Денис. Мы должны доказать, что зима - лучшее время года.Во-первых, что такое зима?Зима - это время года, когда холодно и идет снег. Природа одета в белое одеяло. Снег блестит на солнце. Зимой мы можем кататься на санках, лыжах и коньках.Кроме того, зимой есть красивые праздники: Новый год, Рождество. Мне больше всего нравится праздник Рождества, когда родители и друзья дарят мне подарки. И главное - зимой у нас каникулы. Мы можем вволю развлекаться!В. Добрый день, дорогие друзья! Позвольте познакомить вас с «противоположной» командой. Это Саша, Алина и я - Роман. Мы должны доказывать, что зима - это лучшее время года. Конечно, зимой очень красиво, есть каникулы, мы можем отдыхать. Но каникулы - это еще и очень опасная пора. Дети, развлекаясь, забывают о правилах дорожного движения. Я читал в газетах, что именно во время каникул случается больше всего дорожно-транспортных происшествий, увеличивается детский травматизм. Поэтому я считаю, что зима - это не очень хорошая время года. Кстати, погода зимой очень часто меняется: бывает холодно, снежно, а потом - все тает, идет дождь. Очень часто люди болеют простудой, гриппом.А. Я не согласна с вами. Зима - лучшее время года! Зимой нет работы на огороде, в саду, поэтому можно больше времени уделять чтению книг, просмотра интересных телепередач, фильмов.В. Вы подчеркиваете, что зимой можно целый день смотреть телевизор но это вредно для нашего здоровья. Нельзя целый день смотреть телевизор, поэтому я не считаю, что зима является лучшей порой года.Еще одним примером урока-дискуссии является интервью. Такой урок строится по типу интервью корреспондентов с представителями какой-то профессии или социальной группы. Данный вид работы можно применить при изучении нового материала, закреплении или повторении пройденного. Определенная подготовка нужна при изучении нового материала. При этом класс делим на группы, каждая из которых работает над определенной задачей с рекомендованной литературой.УзелкиНа уроках математики детям можно предложить «Математические узелки».Ученикам предлагается отгадать загадку.Притаилась под заборомИ проходу не дает, Всех кусает без разбора,Никого не признает.Задание. Разместить фигуры так, чтобы каждое следующее число было больше на 3 от предыдущего, и записать отгадку.23в 11 р 8к 14 а 20 и 17 п 26а крапива Творческие игры на уроках русского языкаМодельеры 2-й КЛАССКласс разделен на четверки. Группа получает конверт с моделями слов и словами. Надо подобрать слова к моделям. Победители - «супер -модельеры».Учитель начинает игру словами:- К модели слово сразуПодберет нам второй класс!Кто у нас супермодельер?Докажите нам это теперь!Надо подобрать звуковые модели к словам Слова: липа, гуси ,море воля , лошади, лоси, сено , лето, яма.Интерактивная творческая игра«СЕМЬ из одного стручка»Учитель. Логико-грамматическая игра.Она полезна всем.Судите, дорогая детвора,Найдите «горошин» семь!Или из одного стручка они?Как это доказать, объясни.Группы детей получают конверты с разрезанными полосками, на которых написано слова в зависимости от изучаемой темы. (Образцы карточек даны ниже.) Ученики должны догадаться, по каким грамматическим признаком эти слова можно объединить в группы по 7 слов. Когда задача выполнена, капитаны групп сообщают об этом и объясняют, почему они выбрали именно такое распределение.Образцы карточекИзменение глаголов по временам (3-й класс)Содержимое конверта № 1.Напишу, мечтать, построят, решим, вспомню, скажет, молчу-, мечтал, пришла, смеркалось, скрылся, нашли, искали, смотрел, говорит, рассказываю, готовимся, отвечаешь, открываешь, открываете, ужинают, вьется.Содержимое конверта № 2.Умоешься, поужинаю, изолью, бегать, радоваться, смеяться, напишите, решил, списала, началось, пришил, сияло, искрился, бегали, прыгают, пищат, щебечет, пою, льется, работаем, телефона.Род существительных. Изменение существительных по числам (3-й класс)Содержимое конверта № 1.Собака, боль, корабль, учитель, Днепр, степь, путь, кровь, шаль, медаль, скатерть, чулок, шар, кухня, вязание, знания, котенок, стебель, море, зелья, мыло.Содержимое конверта № 2.Обувь, молоко, мясо, зелень, жидкость, серебро, муку, санки, джинсы, брюки, клещи, коньки, штанишки, колготки.Игровой ящикГрамматические игры целесообразно использовать на уроках на этапе закрепления изученного материала, а также в группе продленного дня, на языковых олимпиадах, утренниках. Игры оживляют урок, стимулируют и поддерживают интерес к изучению языковых явлений, развивают мышление, внимательность.ПРИЦЕП (самого длинного предложения)Ведущий дает за основу нераспространенное предложения, например: Зайчик сидит.Каждый из учеников-игроков добавляет к нему только одно слово (один член предложения) и повторяет это предложение уже со своим дополнением. Например: Зайчик сидит под кустом. Впоследствии предложение «растет»:Маленький пугливый зайчик утром тихо сидит под густым кустом калины ...Игра продолжается, пока ученики еще добавляют слова и не забывают предыдущих. Последний, кто это сделал, объявляется победителем. Пальцем в небо«Пальцем в небо» - так называется игра,Которую начать пора. Капитаны выходят для жеребьевки, чтобы установить в каком порядке будут играть команды. Они имеют указать закрытыми глазами пальцем в табличку с числами, у кого число меньше, то начинает первым.Посоветовавшись с командой, капитан выбирает любой - номер из десяти на кроссворде и отгадывает выбранное слово. (За что получает 1 балл). Затем команда дает ответ на вопрос, касающийся этого слова (команда получает еще 1 балл). Далее ход переходит к другой команде. Игра продолжается до тех пор, пока не решат кроссворд.ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ1. Геометрическая фигура. (Ромб.) Дать определение этой фигуры. (Ромб- четырехугольник, образованный четырьмя одинаковыми по длине отрезками ломаной, не имеет прямых углов.)2. Короткое расстояние между двумя точками. (Прямая.) Сколько прямых можно провести через одну точку? (Через одну точку можно провести множество прямых.)3. Результат действия деления. (Доля). Когда доля равна нулю? (Доля равна нулю, если делимое - ноль.)4. Отрезок прямой, проходящей через центр круга и соединяет две его точки. (Диаметр). Если треть диаметра составляет 4 см, то радиус? (Радиус-6 см.)5. Числовой или буквенный выражение, содержащее только знак «плюс» (один или несколько), а также результат действия сложения. (Сумма.) В каких случаях сумма двух чисел больше их произведение? (Сумма больше произведение в случаях, если одно из чисел является нулем или единицей: а + 1> а, 1, а + 0> а 0.)6. Единица измерения времени. (Время.) Сколько минут содержит четверть суток? (Четверть суток - это 6 ч = 360 мин.)7. Единица измерения длины. (Метр.) Если от ленты длиной 1 м ежедневно отрезать по 1 дм, то сколько дней это будет продолжаться? (9 дней).8. Сумма длин всех сторон геометрической фигуры. (Периметр.) Периметр прямоугольника 18 см. Длина прямоугольника вдвое больше ширины. Какова ширина этого прямоугольника? (Ширина - 3см.)9. Геометрическое тело, гранями которого являются квадраты. (Куб.) Сколько куб имеет вершин, граней и ребер? (Вершин у куба 8, граней 4, ребер 12.)10. Единица измерения массы. (Грамм.) Сколько граммов халвы за- останется от 1 килограмма, если сначала съесть четверть, а потом еще треть от остатка? (Останется полкилограмма - 500 г.)Отгадай пословицы(Мозговой штурм)Ученики объединяются в группы. Каждая группа получает предмет (карточку с рисунком). Задача: подобрать пословицы, чтобы название предмета упоминалась в тексте. Например : • Птичка красная перьями, а человек - знаниями.(Камень)• Под лежачий камень вода не течет.• Камень камнем разбивают, а железо железом точат. Задачи, в основе которых лежит использование приема эмпатии1. Игра «Я - белочка».Учитель предлагает детям представить себя в какой животным или росе кой, то есть войти в образ и с помощью текста-опоры составить произведение:Я (какая?) --------------- Белочка.Мне нравится (что?) _----------------.Я не люблю _________.Мир вокруг меня очень ________.Меня окружают (какие?) ____ (Кто?) ______.Они (что делают?) ________Я смотрю на (что?) И мне ________ (как?) ________.2. Игра «Если бы я попал в ...».Ученику предлагается представить, что он является одним из героев. К примеру:а) Представь, что ты мальчик Веснянка из повести-сказки В. Нестайко «В стране солнечных зайчиков». Если бы ты попал во дворец Волшебных Сказок, с кем из сказочных героев ты хотел бы подружиться? (С кл.).б) Представь, что ты мальчик Коля из рассказа Ю. Ярмиша «Палочка-спасительница». Если бы тебе попала в руки волшебная палочка, о чем бы ты ее попросил?3. Игра «Фантастические гипотезы».Эта игра выраженная в форме вопроса: «Что было бы, если бы ...?». Например, «Что было бы, если бы к нам в класс для обучения директор привел Чебурашку?».4. Игра «Перевоплощение».Ребенку предлагается перевоплотиться в другой образ и описать в 4-х предложениях: а) пирожок от имени бабушки; внучки Леночки; собачки Жучки; б) яблоню от имени гусеницы, который сидит на листочке; яблока, которое лежит под деревом; мальчика, который хочет залезть на дерево, участники обсуждают недостатки, которые были в описаниях, определяют, какой из них был лучшим.5. Игра «Если бы я был ...».Ученикам предлагается закончить предложение, которое начинается со слов «Если бы я был ...». Например, «Если бы я была елкой, то ...».Задачи для развития творческого воображения средствами слова.1. Бином фантазии.Для игры берется два слова, между которыми есть определенная содержательная дистанция .. Это вынужденно активизирует воображение, а в результате получается единое фантастическое целое. Слова нужно использовать в их обычном смысле, так и освобожденными из языкового ряда, в котором они обычно фигурируют. Например, на этапе подготовки и восприятия сказки М. Трублаини «О девочке Наталочку и серебристой рыбке», детям предлагается совместить слова «лебедь» и «червячки». Эти слова могут буди объединены с помощью предлогов: лебедь в туфлях, лебедю туфельки, лебедь у башмачок. Каждое это словосочетание может служить основой для сочинения конкретных ситуаций, из которых образуется сказка.2. Произвольное добавление.Этот прием является одним из способов словотворчества, которое заключается в деформации слова за счет подключения фантазии. Например, суперкит, вице-черепаха, антиветер, микроцветок, микротуча, максигнездо, замлес, трикорова3. Придумывание истории с шестым словом.Детям даются слова, на основе которых они придумывают какую-нибудьисторию. Например, пять слов, которые подсказывают сюжет сказки «Лисичка и Журавль»: лисичка, журавлик, кашица, кувшин, гости; с шестым словом, например, крокодил.4. Сказка-навыворот.Метод «выворачивания сказки наизнанку» ценен не только для развития пародирования. С его помощью можно определить исходную точку для свободного рассказа. Например, девушка из сказки «Кривая уточка» злая, невежливая. Не помогает деду и бабе, а вредит, портит домашнее имущество.5 Придумывание сказок1 Создание собственной сказки с любой известной2 Создание сказки по темам »О чем рассказала снежинка», «Путешествие осеннего листочка», «Откуда взялся снег?», «Если бы мне волшебную палочку », « Приключения школьных вещей ». Технология «Ситуативное моделирование»Урок внеклассного чтения. В Сухомлинский «Как Павлик списал у Зины задачу» (4 класс)Дети получают карточки с записью жизненных позиций:«Если мне лень выполнить задание, я его могу списать». «Домашних заданий можно и не выполнять».«Если не могу решить задачу, то попрошу товарища ее объяснить». «Если замечу ошибку в тетради другого, не укажу на нее, получу высшую оценку».Представьте себя в одной из описанных ситуаций. Что бы сделали вы?Выберите одну мысль из списка, объединитесь в группы Обдумайте доказательства своей позиции и доверьте выразить свое мнение одному из участников группы.После анализа произведения, учитель задает вопрос:- Изменили ли вы свое мнение? В какую группу вы бы перешли? Остались в своей группе?Формирование новых групп, рефлексия результатов учениками.Технология «Пресс»Урок чтения. А. Костецкий «В гостях» (3 класс).Четыре пары работают одновременно.Перед каждой стоит задача дать ответ на поставленный вопроспо данному клише.вопрос:Как можно оценить поведение сестрички Вити?1-я группа - «Я считаю, что ...».2-я группа - «... потому, что ...».3-я группа - «... таким образом ...».4-я группа - «... так ...»Уча других мы учимся сами Учитель , как и время ,не может стоять на месте. Проработав 30 лет в школе, я понимаю, что необходимо учитывать то, что в школу приходят новые поколения детей, которые живут в информационной, динамичной, эмоционально напряженной среде. И я, как учитель, который идет в ногу со временем, сегодня психологически и технически готова использовать информационные технологии в преподавании. Из практики знаю, что любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель - профессия творческая. Применение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать различные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу моих учеников.Применение ИКТ позволяет мне осуществлять интенсификацию учебного процесса и организовывать различные виды деятельности учащихся: информационно-учебную; учебно-игровую; экспериментально-исследовательскую; самостоятельную деятельность учащихся. Эти виды деятельности ориентируются на активное использование ИКТ учителем в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное получение и использование знаний. Использование ИКТ в учебном процессе необходимо не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, способствующих личностно-ориентированном развитии учащихся.Основные направления использования ИКТ в учебном процессе:• осуществление целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, ее регистрацию, сбор, накопление, хранение, обработку и передачу;• обработка результатов эксперимента;• осуществление управления реальными объектами (учебными работами)• организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;• осуществление автоматизированного контроля организации учебной деятельности;• разработка педагогических программных средств различного назначения;• разработка методических и дидактических материалов;• разработка web-сайтов учебного назначения;• организация интеллектуального досуга учащихся. Применение информационных технологий на уроках способствует:• активизации внимания детей;• учет возрастных особенностей образного восприятия окружающего мира;• воздействия на эмоциональную память воспитанников;• удовлетворяет самостоятельность учащихся на уроке и за его пределами.• быстрой проверке знаний детей за короткое время, возможность сразу видеть результаты своих достижений;• обеспечению содержания обновления образования общества.В своей деятельности использую ряд компьютерных программ:• учебно-информирующие: энциклопедии, электронные учебники, мультфильмы, кинофильмы, флэш - ролики;• графический редактор Paint;• программа презентаций Power Point;• учебно-игровые программы.Внедряя данные программы на определенном этапе урока, применяю следующие методы: объяснительно-иллюстративный, который предусматривает использование иллюстраций, таблиц, рисунков, схем в сопровождении рассказа учителя. Помогает в этом программа презентаций Power Point, которая способствует развитию познавательной активности учащихся, передачи дополнительной интересной информации, обеспечения принципа наглядности; метод контроля, в частности тестирование, как метод быстрого выявления уровня знаний, умений и навыков учащихся на разных этапах учебного процесса.Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы; готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы. Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) оказывают большую помощь мне в подготовке и проведении уроков. Познавательные материалы по окружающему миру содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, позволяют продемонстрировать в динамике опыты с водой, воздухом, почвой, эксперименты с растениями, модели движения космических объектов, круговорот воды и веществ в природе и многое другое.Использую замечательное пособие «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы». Методическое пособие (+ CD-ROM) В первом классе при изучении алфавита использую замечательную презентацию «Город Азбука». Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в презентацию, способствуют повышению интереса к изучению букв у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом. Не забываю о компьютерных играх для поддержки изучения предмета русского языка «Улица Сезам», «Видеобукварь» - обучение грамоте.Использование ИКТ в процессе изучения математики открывает целый ряд возможностей для разностороннего, нетрадиционного, наглядного осмысление учащимися предметного материала. Применение компьютера на уроках математики - хорошая возможность активизировать познавательные интересы учащихся при изучении и закрепления нового материала, повысить мотивацию учебной деятельности, организовать самостоятельную работу учащихся Часто ученики связывают компьютер с играми, поэтому моя задача как учителя - научить детей использовать «умную машину» не только для игровых целей, но и для учебных. И чтобы совместить игру с получением, добыванием и закреплением знаний, как нельзя лучше помогли нам компьютерные технологии. Большое значение приобретает и использования компьютерных программ в обучении младших школьников. Дело в том, что именно компьютерные игры являются одним из самых распространенных мультимедийных средств обучения 6-10-летнего возраста, кроме того игры с компьютером выполняют ряд учебно-воспитательных функций, основные среди которых - мотивационная, развивающая и дидактическая. Предоставлю описание некоторых учебных игровых программ "Страна фантазия" для 1 класса "Страна фантазия» - это комплекс игровых программ учебного, развивающего и воспитательного значения. Разработанный педагогами Тур С.Н., Ковалевым А. В., Бокучавы Т. П в 1999 году. Игры рассчитаны на использование в начальной школе. В общем весь комплекс разделен на 4 года обучения (4 класса), для каждого из которых существует набор соответствующих учебных игр. "Страна фантазия" (1 класс, 1 полугодие) "Лабиринт" - комплексная программа для развития детского внимания, умение ориентироваться в пространстве. Использую ее на уроках математики (геометрический материал), обучения грамоте (ориентировочно на странице тетради) и др. Основное действие, которое выполняет ученик при работе в программе - передвижение указанным лабиринтом. С каждым уровнем лабиринт постепенно усложняется, добавляются новые элементы. "Кадр" - комплексная программа для развития детского воображения, умения различать элементы, сравнивать, сопоставлять. Развивает аналитические и синтетические умения. Использую на уроках изобразительного искусства, трудового обучения, математики (пропедевтический этап геометрического материала) и др. Основное действие, которое выполняет ученик при работе в программе - составление объекта (разделенного на части) по образцу ( "пазлы"). С каждым уровнем рисунок объекта меняется, постепенно усложняется за счет количества частей. "Раскрась-ка" - программа для развития детской фантазии. Тоже интересная на уроках изобразительного искусства (цветоведение), трудового обучения. Основное действие, которое выполняет ученик при работе в программе - выбор цвета для раскрашивания части рисунка. "Страна фантазия" (1 класс, 2 полугодие) "Множества" - комплексная программа для развития аналитико-синтетических умений учащихся, умение классифицировать по определенным признакам Применяю ее на уроках естественно-математического цикла. Основное действие, которое выполняет ученик при работе в программе - перетягивание объектов в соответствующие "корзины". Например, рисунки растений - перетягиваются в 1 корзину, рисунки животные - в 2 корзину. "Счет" - игра для развития умений устного расчета (в пределах 10 и с переходом через 10). Особенно полезна на уроках математики (изучение таблиц сложения и вычитания). Основное действие, которое выполняет ученик - решение примера и запись соответствующего результата с помощью цифр. В программу входят следующие подпрограммы: "Домик" (решение примеров на рисунке домики), "Пирамидка" (решение примеров ограничивается определенным временем), "Корали" (самостоятельное составление примеров по представленным данным). "Танграм" - комплексная игра для развития умения различать элементы, сравнивать, сопоставлять. Создана по аналогии с "кадры" Развивает аналитические и синтетические умения. Особенно полезна на уроках изобразительного искусства (цветоведение), трудового обучения (конструирование), математике (геометрический материал). Основное действие, которое выполняет ученик при работе в программе - составление объекта (разделенного на части) из различных геометрических фигур. С каждым уровнем рисунок объекта меняется, постепенно усложняется за счет количества частей, их разнообразия. "Загадки" - игра для развития детского мышления. Может быть использована на различных уроках в начальной школе. Кстати будет при применении на интегрированном уроке. Основное действие, которое выполняет ученик при работе в программе - отгадывание загадок различной тематики ( "О числа", "О предметах" и т.д.). "Конструктор" - программа для развития конструкторских способностей и геометрических знаний. Работаем с ней как на уроках математики (закрепление и проверка знаний о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, многоугольник. Конечно, все это накапливалось за 30 лет педагогической деятельности.Напоследок хочется сказать такие слова : «Если оркестр играет плохо, то дирижер смешон. Когда оркестр слажен, дирижер кажется волшебником. Тоже происходит и в школе. Если класс увлечен работой, то и урок звучит как музыка. А учитель - настоящий волшебник!»Уверенна, что каждый учитель прокладывает в своей профессиональной деятельности персональные траектории - выбирает цепочки приемов и методов , которые помогают ему научить учеников действовать самостоятельно и творчески . Как говорил выдающийся педагог Сухомлинский: «Работай так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность большим человеческим счастьем - счастьем творчества» А вам, дорогие коллеги, желаю гореть творчеством, фантазией, энтузиазмом и зажигать сердца своих детей, раскрывая среди них больше ярких жемчужин!
