Публикации
«Особенности работы концертмейстера в классе саксофона»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности работы концертмейстера в классе саксофона»
Автор: Дюмина Олеся Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности работы концертмейстера в классе саксофона»
Автор: Дюмина Олеся Юрьевна
«Особенности работы концертмейстера в классе саксофона» Концертмейстер - одна из самых нужных, распространённых профессий музыканта. Концертмейстер является поддержкой для солиста, помощником, вдохновителем, где-то педагогом, в некоторых случаях психологом. Особенно это актуально перед выходом на сцену, на зачёте, экзамене, концерте, конкурсе. Концертмейстеру нужно самому иметь правильный настрой, а также уметь иногда настроить, поддержать или успокоить солиста. Таким образом на концертмейстера возлагается двойная ответственность и за себя, и за солиста.Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. При всем разнообразии духовых инструментов, включенных в работу, концертмейстер должен учитывать специфику звучания каждого, а также сложности в овладении техникой игры на них для ученика. Также необходимо контролировать чистоту строя духового инструмента с учетом разогрева.При аккомпанементе духовым инструментам пианист должен учитывать возможности аппарата солиста, принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке, артикуляции, нюансировки. При аккомпанировании духовым инструментам следует быть особенно чутким, чтобы уметь компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер.К выразительным средствам исполнителя на духовых инструментах относятся такие понятия: звук, тембр, интонация, ритм, метр, темп, агогика, артикуляция, фразировка, динамика, нюансировка, исполнительское дыхание, штрихи, вибрато, аппликатура, техника пальцев, губ, языка, двойное и тройное стаккато, фруллато, глиссандо и т.д.Поговорим немного о саксофоне. Саксофон - это тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им 4 года спустя. С середины 19 века саксофон используется в духовом оркестре, реже в симфоническом, а также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра. Саксофон является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.Бывают саксофоны сопрановые, альтовые, теноровые, баритоновые, басовые и контрабасовые. Чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Большая часть саксофонов-транспонирующие инструменты, то есть как мы обычно объясняем ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Диапазон саксофона состоит из 3-х регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы от си-бемоль малой октавы до фа-бекар третьей октавы.И учитывая то, что саксофон является транспонирующим инструментом, это создаёт некоторые неудобства при совместном разборе и разучивании произведений концертмейстера с учащимся в классе саксофона. Например, партия саксофона для концертмейстера написана в той же тональности, что и у солиста, а партия фортепиано в другой, реальной по звучанию. При этом концертмейстеру необходимо так же, как и учащемуся транспонировать мелодию в нужном ключе. В такой ситуации это является ключевым во время разбора произведения и помощи-подыгрывании солисту его партии. Здесь можно отдельно выучить партию саксофона, чтобы без проблем можно было подобрать её в любой тональности. Аккомпанируя духовикам, концертмейстер должен знать производные моменты звукообразования на этих инструментах, такие как артикуляция, атака, штрих.Артикуляция, то есть произношение различных слогов - условно, так как произносить тот или иной слог при исполнении практически невозможно, но условность эта нужна - она ориентирует исполнителя и помогает ему в правильном оформлении звука.Атакой принято называть самое начало звукоизвлечения. Она занимает незначительную для слуха почти неуловимую часть длительности - порядка сотых долей секунды. Разновидность атаки зависит от характера движения языка - энергичного или плавного. В исполнительской практике духовиков применяются два основных вида атаки: твердая и мягкая, а также еще существует вспомогательная или комбинированная и фрикативная."Первое, к чему следует стремиться, это хорошая атакировка звука. В этом состоит точка отправления всякого хорошего исполнения, и музыкант, у которого извлечение звука (атакировка) плохо, никогда не сделается хорошим артистом..." Ж. Арбан.Музыкант, создавая музыкальный образ, использует разнообразие звуковых приемов. Приемы придания музыкальному звуку определенного характера и окраски, а также соединение звуков между собой, получили в музыке название штрихов. Качество музыкального звука определяется мастерством исполнителя, умением придать звуку, в зависимости от характера музыки, необходимого свойства: яркости, блеска, теплоты и т.дПрофессор Т.А. Докшицер пишет: "Штрих - это не только начало, но и характер протяженности звука, способ окончания и способ взаимосвязи звуков". Штрихи, как и другие выразительные средства, определяются конкретным содержанием исполняемой музыки.В репертуаре саксофонистов встречаются произведения самых разных стилей: от эпохи барокко до самой современной музыки. У начинающих саксофонистов в репертуаре присутствуют сначала самые простые пьесы. Много пьес из детской фортепианной литературы, сборников таких как «Школы игры на фортепиано» под редакцией Николаева и других детских фортепианных сборников. Кстати, данные детские пьесы также используются в классах других инструментов, таких как скрипка, арфа, виолончель, флейта, гобой, кларнет и т.д. Также педагогами используются сборники вокализов для голоса и фортепиано в качестве учебного материала. Эти упражнения нужны для отработки красивого, кантиленного звучания инструмента. Используются также старинные танцы композиторов эпохи барокко, таких как И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, К.В.Глюк, А.Вивальди и т.д. Это менуэты, гавоты, бурре и другие старинные танцы.Затем в репертуарный план развития учащегося включены обработки народных песен, песен из кинофильмов, как русских, так и зарубежных, и достаточно много эстрадно-джазовых сочинений.Возможно музыкантам, воспитанным на классическом музыкальном репертуаре может встретиться ещё одна особенность - это ритмические сложности, а также работа со сложными размерами. До этого я многие годы работала исключительно с классическими произведениями, и, попав в класс саксофона стала учиться осваивать совершенно новый для себя тип музыки. Не так просто оказалось читать с листа сложные джазовые гармонии, и при этом следить за солистом. Также оказалось не так просто читать с листа произведения, где в каждом такте меняется размер, и пьеса идёт в достаточно быстром темпе. В таких произведениях необходимо наиболее внимательно про себя считать, чтобы не сбиться и не запутаться, чтобы не сбиться самому и не разойтись с солистом.Исполнительский процесс является сложным психофизиологическим действием, в осуществлении которого участвуют сознание и физические усилия исполнителя, причем решающая роль в этом процессе принадлежит разуму исполнителя, его сознательному отношению к исполнению и всевозможным действиям для достижения намеченной художественной цели.Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплановое: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, которое представляет основу основ ансамблевого музицирования, звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.Мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст, что часто бывает в детском исполнении, не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.Работа концертмейстера многогранна. Она заключает в себе как творческую, так и педагогическую деятельность. Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов требует от него особого универсализма, мобильности. Несмотря на все трудности, работа концертмейстером в классе саксофона разноплановая, насыщенная и интересная. Порой концертмейстер проявляет себя и как психолог, и как педагог, и как наставник-тренер к значимому выступлению. И самый важный вывод из опыта моей работы таков, что очень хорошо иметь практику работы концертмейстером в разных классах: инструментальных, вокальных, хоровых, то есть играть с разными инструментами и приобретать бесценный опыт работы и исполнительского мастерства.
