Публикации "Организация утреннего круга"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация утреннего круга"
Автор: Сидорова Елена Сергеевна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РУБЕЖАНСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»ГБДОУ ЛНР «РУБЕЖАНСКИЙ ЯСЛИ-САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»Консультация для педагогов«ОРГАНИЗАЦИЯ УТРЕННЕГО КРУГА» Подготовил воспитатель 1 квалификационной категории: Сидорова Е.С.2025 г. Часто ли мы, взрослые, задумываемся над тем, чем наполнено утро ребёнка – какими словами, чувствами, эмоциями? Как отзываются в течении дня на их настроении замечания, критика, злость и раздражительность взрослых? И наоборот, сколько радости и энергии для будущих интересных дел дарят им поддержка, забота и любовь? От того, как взрослые поймут эмоциональное состояние дошкольника утром, зависит уровень его творчества, настроение в течении дня и счастливое детство в целом. Утро ребёнка начинается дома. Вот поэтому и нужно проводить с родителями педагогическую просветительскую работу, которая должна содержать рекомендации семьям по организации утра ребёнка. Продуманный и хорошо организованный приём детей имеет большое значение в режиме дня. Доброжелательная встреча детей воспитателем позитивно влияет на настроение, работоспособность, дисциплину. Если дети знают, что их ждут, будут им рады, они с большим удовольствием и желанием идут в детский сад. Режим деятельности дошкольных учреждений может немного отличаться, но в общем основные моменты приёма детей одинаковы. Принимать детей можно как на свежем воздухе, так и в помещении. Обязательным компонентом утреннего приёма является:
  • Беседа с детьми и родителями:
  • - эмоциональная и энергетическая передача ребёнка «из рук в руки» имеет стратегическое и тактическое значение.
  • Индивидуальное общение с ребёнком:
  • - уровень доверия ребёнка к взрослому обозначает дальнейший формат взаимодействия.
  • Групповое общение с детьми:
  • - установление межличностного пространства. Воспитатели с большим педагогическим стажем и опытом работы подтвердят, что очень сложным в их работе являются минуты общение с детьми, у которых ещё не высохли слёзы на глазах, а в сердце скука по родителям и страх. Воспитатель за короткое время должен составить символическую коллективную «икебану», которая объединит все позитивные чувства детей и нейтрализует страх или нервное возбуждение, если таковые имеются. Важно, чтобы педагог овладел тремя приёмами аттракции (привлечение, притягивание): улыбка, обращение к ребёнку по имени и комплимент.Первый приём: УЛЫБКА - ничего не стоит, но даёт очень много. Она поднимает настроение тому, кто улыбается и тому, кому улыбаются, делает посыл доверия людей друг другу, помогает возникнуть доверию, духовной совместимости, делает гармоничным характер людей, делает их толерантными, гасит неприязнь и облегчает сближение людей. Второй приём: ИМЯ - самый сладкий и самый важный звук для всех людей. Психологи доказали, что во время общения важно называть собеседника по имени. Это вызывает приятные ассоциации, связанные с материнской любовью, похвалой, душевным комфортом. Собеседник чувствует внимание и уважительное отношение к собственной личности.Третий приём: КОМПЛИМЕНТ - особенная форма похвалы, высказывания одобрения, уважения, или восхищения. Во время общения с ребёнком обычно используют комплименты, которые направлены на: внешность или предметы, которые принадлежат ребёнку; черты характера, навыки, умения; чувства, которые возникают во время общения с ребёнком. Для каждого дошкольника педагог может найти свой рецепт комфортного «вхождения». Это может быть беседа «с глазу на глаз», игра – предметная, сюжетно-ролевая, режиссёрская вместе или с друзьями, а если нужно – возможность побыть в одиночестве и успокоиться. Здесь понадобиться «кармашек профессиональных секретов», которые помогут облегчить переживания одиночества ребёнка. В таком «кармашке» всегда должны быть: домашние предметы, любимые вещи ребёнка или вещи мамы и папы, успокаивающие игры в развивающем пространстве, трудовые поручения, разнообразные игры – пальчиковые, речевые, настольные, ролевые. Умение дать ребёнку почувствовать, что его понимают и принимают таким как он есть. Владение интонацией голоса – переход на «регистры» ласкового друга («Я за тобой скучала!», «Я ждала тебя!»), интриги («Что я тебе сейчас покажу!», «Ты даже не представляешь какой сюрприз тебя ждёт!»), восхищения («Какая у тебя красивая причёска!»). Наблюдение за ребёнком («Ты вчера не успел построить замок. Идём вместе построим!», «Твоя любимая кукла Оля по тебе скучает!»). Стратегии, которые используются («Мы играем вместе!», «Ты играешь, а я рядом!», «Ты немного поиграешь сам!»). Интересные картинки и меняющиеся надписи на входных дверях, стенды («Добрый день!», «Я пришёл!»). Фотографии и слова-комплименты, например («Мы вас любим!»). Стенгазета, поздравление именинников. Особенное место среди утренних форм взаимодействия с воспитанниками занимают групповые. Одна из моделей организации детей – это обмен настроением, информацией в кругу («Утренний круг»). Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защиты. Дети обращаются друг к другу по имени, что помогает создать атмосферу дружбы и причастности к группе. Приветствие обеспечивает спокойное и весёлое настроение для такого элемента встречи, обмен информацией. Целью «Утреннего круга» является создание положительного эмоционального настроения, а также вселять в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. А с учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются: - создание эмоционального настроя на весь день; - установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние); - социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)Рекомендованные упражнения - Назови ласково: «Привет, Ирочка!», «Доброе утро, Мишаня!», «Рада тебя видеть, Светочка!». - Комплименты: «У тебя сегодня красивое платье!», «Твоя причёска мне очень нравится!». - Незаконченное предложение: «Меня радует сегодня… (твоя красивая улыбка)», «Мне нравится… (дом, который ты построил)», «Мне было интересно… (с тобой играть)». - Этюд души: дети, дотрагиваясь друг к другу передают по кругу «радость», «тепло», «доброту» или «настроение» (хорошее, солнечное), «улыбку» (детскую, цветочную, солнечную, игрушечную). - Психогимнастика: «Наш Саша», «Весёлые друзья», «Солнышко». Завершающим этапом утренней встречи является каждодневные новости. Они помогают детям активизировать индивидуальную работу или деятельность в развивающих предметно-игровых центрах, тренировать учебные навыки, которые помогают развитию речевых и познавательных способностей. Основные формы взаимодействия: - обговариваем совместные действия на целый день, фиксируем на экране события в виде рисунков, схем, символов; - рассматриваем «дерево целей» (для тематических проектов), формируем задания или перспективы на день; - определяем дежурных и объём работы для них; - заполняем календарь и график погоды.Рефлексивной круг утреннего общения. Форма рефлексивного круга такая же эффективная в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребёнка, хоть и меньше задействована, потому что в отечественных учреждениях дошкольного образования только набирает распространения. Соединение двух понятий «рефлексия» и «круг» обуславливает основной вектор педагогического внимания, направленный на то, чтобы: - создать условия для безопасного, уютного и комфортного общения со взрослыми и одногодками, снять психологические барьеры и скованность; - обеспечить личностно ориентировочный формат взаимодействия ребёнка и взрослого; - сформировать у детей эмоциональную, чувственную, коммуникативную культуры, а также потребность и умение быть внутренне свободным, стремиться к самопознанию; - научить ребёнка осмысливать собственные действия и эмоциональные состояния, оценивать и анализировать собственный опыт, сопоставлять его с мыслями других детей; - развивать умение рефлексивно слушать, работать вместе с другими, активизировать творческий потенциал ребёнка; Воспитывать у детей внимательность, толерантность, тёплое отношение друг к другу, чувство родства в группе сверстников. Отличие рефлексивного круга от традиционного общения детей в группе, которые сосредоточены только на интеллекте, состоит в том, что рефлексия помогает обращаться к личности ребёнка, её мыслям и чувствам, эмпатичных и эмоциональных проявлений, знаний и интереса к себе. Правильно организованный круг обогащает детей душевным теплом и уважением друг к другу. Желаемым элементом рефлексивного круга является специальные ритуалы: - колокольчик; - музыка на сбор или музыкальный фон; - проговаривание определённых традиционных слов в начале и в конце. Примеры тематических рефлексивных кругов: - Личностные – «я» глазами других. С кем я хотел бы дружить. Моё настроение. Я и мои эмоции. Чего я боюсь. Ласковые минутки. Я и другие. Мой внутренний мир. Доброе сердце. - Творческие – добрые волшебники. Мир моих фантазий. Волшебный сон. Волшебница темноты. Палочка-выручалочка. Красота в душе. Действенные – День рождения моего друга. Радостное событие нашей группы. Как я провёл лето. Как помириться. Праздники нашей семьи. Учимся делиться. Учимся прощать. Встречаем гостей. Понятийные – что такое дружба? Что такое добро? Почему люди сердятся? Что такое вежливость? Кого называют смелым? Что такое радость? Что такое счастье? Какой бы ни была тематика круга, рефлексия касается прежде всего аспектов: процесса, результатов деятельности и эмоций ребёнка. Хочется верить, что мы – взрослые – будем способны, даже небольшой фрагмент деятельности ребёнка под названием «утро» наполнить жизнеутверждающими звуками, красками и радостными эмоциями.
    -