Публикации "Комплекс эколого-логопедических игр и заданий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Комплекс эколого-логопедических игр и заданий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Автор: Давтян Мария Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 382 «Кораблик» «Комплекс эколого-логопедических игр и заданий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Составитель: Давтян Мария Николаевнаучитель-логопед МАДОУ»Детский сад № 382 «Кораблик»2024 г.ОглавлениеПояснительная запискаНа этапе дошкольного детства говорить о формировании ответственного отношения детей к природе, пожалуй, рано, в силу несформированной интеллектуальной сферы, моторных навыков и сенсорных представлений. С другой стороны, дети очень активны, любознательны, эмоционально и чувственно близки к природе.Кроме того, у детей с недоразвитием речи отмечается недостаточность словарного запаса, редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. У них недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).Познание природы начинается с ощущений с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем полнее будут полученные ребѐнком сведения об окружающем мире. Успех в умственном, физическом, экологическом воспитании в значительной степени зависит от уровня сенсорного и речевого развития ребенка, то есть от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, чувствует окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребѐнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.В современном мире проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, современные дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). А зачастую мы, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор и компьютер.Психологические особенности детей дошкольного возраста заключается в преобладании кинестетической системы восприятия над визуальной и аудиальной, ребенку дошкольнику гораздо важнее потрогать предмет, чем слушать рассказ о нем или наблюдать его на расстоянии.Поэтому, для полноценного формирования экологической культуры дошкольников с нарушениями речи необходимо объединить в единое целое коррекционную логопедическую работу с сенсорным и экологическим развитием. Ребенок познает мир природы через сенсорные каналы восприятия, и тем самым обеспечивается более глубокое понимание жизни природы, следование идеалам нравственно-ценностного отношения к природе.Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста, всегда связаны с изучением различных лексических тем по экологии.Цель: формирование основ первичной экологической культуры на логопедических занятиях через обогащение чувственного опыта детей, средствами речевых игр с природным материалом.Задачи:
  • Формирование правильной речи;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными, глаголами, числительными в роде числе падеже;
  • Формирование способов словообразования;
  • Составление разных видов предложений.
  • Экологическое воспитание
  • Совершенствовать целостное восприятие окружающего мира;
  • Расширять представления детей о природе, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
  • Формировать бережное отношение к природе.
  • Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы. Все речевые игры и задания сопровождаются выполнением заданий руками в сенсорных коробках наполненных природным материалом (шишки, орехи, крупа). В процессе данной работы у ребенка развивается мыслительная деятельность. Воздействие различных текстур круп, семян, орехов на ладони детей активизируют развитие мелкой моторики, а это в свою очередь тесно связано с развитием речи детей.«Попробовав» природу на ощупь, на вкус, ощутив ее запах, рассмотрев ее со всех сторон, ребенку станет легче понять происходящее вокруг. И только тогда, когда ребенку станут понятны ее невидимые нити, можно будет говорить об ответственном отношении ребенка к природе.Все предложенные речевые игры сопровождаются работой с природным материалом (приложение 1), это сенсорные коробки, игры с водой, снегом и льдом, игры с песком, глиной, землей. Предусмотрены так же занятия в природе – прогулки, экскурсии в поле, лес, огород, сад. Все игры распределены по сезонам – осень, зима, весна, лето. Одни и те же речевые задачи повторяются в каждом сезоне, решаются на разном сенсорном материале в зависимости от времени года. Тем самым обеспечивается качественное усвоение грамматических норм детьми, на основе сенсорных игр с природным материалом.Содержание речевых сенсорных игр по экологическим темам.ОСЕНЬ«Овощи, огород»
  • «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ребенок определяет на ощупь предмет, его размер и качества с закрытыми глазами и называет, например: орех – орешек, чеснок – чесночок.
  • «ЧЕГО МНОГО? ЧЕГО НЕТ?»
  • Образование существительных родительного падежа единственного именительного числа. Муляжи овощей спрятаны в сенсорной коробке, ребенок ищет овощи и проговаривает, например: нет морковки, много лука…
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Образование относительных прилагательных от существительных. Рассматривание сюжетных картинок «Осенние хлопоты».Проговаривание: салат из свеклы свекольный, пирожки из морковки морковные, салат из огурцов – огуречный.
  • «НАЗОВИ, КАКОЙ»
  • Согласование существительных с прилагательными. Рассматривание овощей. Исследование на ощупь, на вкус. Проговаривание картошка «какая»? – коричневая, овальная… лук «какой»? – желтый, круглый, горький, полезный.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Обогащение речи словами–антонимами. Обследование руками в сенсорной коробке предметов с противоположными качествами орех большой, а семя маленькое, обследование на ощупь двух овощей сравнение помидор круглый, а огурец продолговатый…
  • «УРОЖАЙ»
  • Употребление предлогов НА, В, ИЗ, С. Рассматривание сюжетных картин, экскурсия на огород в детском саду. Беседа «Где растут овощи»? – на грядке, в земле, откуда выкапывают картошку? – из земли, откуда срывают помидоры? – с куста.
  • «СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»
  • Образование приставочных глаголов. Игра с коробкой с песком и землей, беседа. Люди убирают урожай, собирают огурцы, выбирают крупную картошку, забирает собранные огурцы.Выкладывание ритмических рядов с проговариванием: Сажать – высаживать – пересаживать;Копать–закопать–выкопать–перекопать; Солить – недосолить – пересолить.
  • «ДАВАЙ ПОСЧИТАЕМ»
  • Согласование количественных и порядковых числительных 1-7 существительными, один огурец, два огурца, пять огурецов и т.д. Доставать из коробки и выкладывать ритмические ряды с проговариванием одна еловая шишка, две еловые шишки….«Фрукты, сад»
  • «ЧЕГО МНОГО,ЧЕГО НЕТ?»
  • Образование существительных множественного числа в родительном падеже. Муляжи фруктов спрятаны в сенсорной коробке, ребенок ищет фрукты и проговаривает, например: нет яблок, много слив, нет груш, много бананов…
  • «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Ребенок определяет на ощупь фрукт, его размер и качества с закрытыми глазами и называет, например: арбуз – арбузик, слива – сливка…
  • «НАЗОВИ, КАКОЙ»
  • Согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному. Исследование фруктов на ощупь и на вкус: груша (какая?) – круглая, большая, жёлтая, апельсин (какой?) – большой, сладкий, яблоко (какое?) – вкусное, кислое, сладкое, сочное...
  • «СКАЖИ, КАКОЙ?»
  • Образование относительных прилагательных от существительных. Рассматривание сюжетной картины «Осенние хлопоты» сок из груши грушевый, варенье из яблок– яблочное…
  • «СКАЖИ НА ОБОРОТ»
  • Составление сложносочиненных предложений с союзом А по образцу, закреплять умение подбирать антонимы: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
  • «А МЫ В САД ХОДИЛИ»
  • Употребление предлогов НА, В, ИЗ, С. Экскурсия в сад - Где растёт яблоко – на дереве, откуда упало яблоко – с яблони.
  • «ДАВАЙ ПОСЧИТАЕМ»
  • Согласование числительных 1, 2,…7 с существительными. Доставать муляжи из сенсорной коробки и выкладывание ритмических рядочков - одно яблоко, два яблока; один лимон, два лимона; одна слива, две сливы, пятый апельсин.«Грибы, ягоды»
  • «ЧЕГО МНОГО,А ЧЕГО НЕТ?»
  • Образование существительных множественного числа в родительном падеже. Игры с сенсорной коробкой, ребенок достает из коробки и проговаривает «Одна клубника – много клубник, одна вишенка – много вишни»
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Образование относительных прилагательных от существительных. Рассматривание сюжетных и предметных картинок: суп из грибов грибной, сок из клубники –клубничный, варенье из смородины смородиновое.
  • «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
  • Употребление предлогов НА, В, ИЗ, С. Рассматривание сюжетной картины «Грибы в лесу»- Где растёт черника – на кустике, откуда достали грибы – из корзины и т.д.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Составление сложносочиненных предложений с союзом А по образцу, закреплять названия антонимов: боровик съедобный, а поганка несъедобная; смородина кислая, а малина сладкая и т.д.
  • «ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
  • Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени. Прогулка в огород, наблюдение за уборкой урожая, помощи в работах на огороде. растёт – растут, собирает – собирают и т.д.
  • «ПОСЧИТАЙ»
  • Согласование числительных 1 5 с существительными. Игра с сенсорной коробкой, искать среди различных круп, шишек, орешков и доставать и считать предметы по одному и проговаривать: один гриб, два гриба... пять грибов; одна ягода, две ягоды… пять ягод«Деревья, лес»
  • «ЧЕГО МНОГО, ЧЕГО НЕТ?»
  • Образование существительных множественного числа в родительном падеже. Игра с сенсорной коробкой, сортировка собранных листьев, обследование на ощупь веточек, листьев, проговаривание много листьев, веток, деревьев. Составление гербария.
  • «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Выкладывание ритмичных рядов. Проговаривание береза – березка, дуб – дубочек, лист – листочек, ветка – веточка…
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Образование относительных прилагательных от существительных. Игра с листьями ощупывание и раскладывание листьев, проговаривание лист дуба – дубовый, лист осины – осиновый, лист рябины – рябиновый…
  • «НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ»
  • Образование сложных слов. Рассматривание предметных картинок у берёзы белый ствол – она белоствольная; лес рубит – лесоруб, дрова рубит дроворуб.
  • «ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
  • Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени. Игра на планшете с песком, имитация растёт – растут, опадает – опадают. Составление макета «лес».
  • «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
  • Употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД. Экскурсия в лес, рассматривание и беседа «Где растут листья?» – на ветках; «Откуда упал лист?» – с осины, с клена; «Где лежат листья – под деревом. Составление описательных рассказов.
  • «ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ»
  • Согласование числительных 1 - 7 с существительными. одно дерево, два дерева, пять деревьев, одна сосна, две сосны, пять сосен, один лист, два листа, пять листьев.«Погода осенью»
  • «ОДИН МНОГО»
  • Образование существительных множественного числа в родительном падеже. Работа с сенсорной коробкой ребенок проговаривает: один дождливый день – много дождливых дней.
  • «МЕТЕОСТАНЦИЯ»
  • Образование качественных прилагательных от существительных. Работа на метеостанции: «Погода какая? Если ветер – ветряная, если солнце – солнечная дует ветер – день ветреный, идёт дождь – погода дождливая, куртка для осени осенняя».
  • «НАЗОВИ, КАКАЯ?»
  • Согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному. Работа на метеостанции: «Погода (какая?) – осенняя, пасмурная, дождливая, листья (какие?) – золотые, желтые, сухие, небо (какое?) – облачное, серое, хмурое».
  • «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Работа на метеостанции, определение погоды, заполнение дневника «ветер – ветерок, дождь – дождик, капля – капелька»
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Подбор антонимов, заполнение дневников наблюдений. Рассматривание картин сравнение, установление причинно-следственных связей. Летом солнце яркое, а осенью; летом день длинный, а осенью…ЗИМА«Зимние забавы»
  • «ОДИН–МНОГО»
  • Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Игры со снегом с проговариванием снеговик – снеговики, сугроб – сугробы, горка – горки…
  • «БОЛЬШОЙМАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игра со снегом и льдом: снег – снежок, гора – горка, сани – саночки, сосулька сосулечка.
  • «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
  • Образование сложных слов. Снег падает–снегопад, снег убирает машина –снегоуборочная машина.
  • «НАЗОВИ ПОХОЖИЕ СЛОВА»
  • Образование синонимов. Игры со снегом, льдом «Снег – снеговик, Снегурочка, снежный, подснежник, снежинка; зима – зимний, зимовье, зимушка, зимующий; лѐд - льдинка, ледышка, ледяной»...
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Образование относительных прилагательных от существительных. Беседа, рассматривание картин о зиме. Игры со снегом. Проговаривание одежда для зимы – зимняя, комок из снега – снежный, горка изо льда – ледяная.
  • «КАКОЙ, КАКАЯ»
  • Согласование существительных с прилагательными, подбор прилагательных к заданному существительному. Работа на метеостанции, определение погоды (какая?) – зимняя, холодная, морозная, снег (какой?) – рыхлый, мягкий, пушистый, белый, холодный; вьюга (какая?) – холодная, злая, колючая.
  • «ЧТО ДЕЛАЕТ?»
  • Подбор глаголов к заданному существительному. Подбирать действия к предмету: снег - падает, кружится, летает, опускается, тает, скрипит, опускается.
  • «О ЧЁМ МОЖНО СКАЗАТЬ?»
  • Подбор существительных к заданному глаголу, закрепление многозначности глаголов. Речевая игра замерзает река, вода, идёт снег, человек, кружатся снежинки, хлопья.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Составление сложносочиненных предложений с союзом А по образцу: Усвоение слов-антонимов. Игры со снегом, льдом: снег рыхлый, а лед твердый…
  • «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
  • Употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, НАД. Рассматривание картинок, игры на участке, беседа - Где лежит снег? – на земле, откуда падает снег? – из тучи, где кружатся снежинки? – над головой, где хрустит снег? – под ногами.
  • «ПОСЧИТАЙ»
  • Согласование числительных с существительными. Работа с сенсорной коробкой, достать из коробки снежинки…и посчитать одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.«Дикие животные»
  • «ОДИН МНОГО»
  • Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Игры в сенсорной коробке, подбор игрушек и проговаривание: один заяц, много лис…
  • «БОЛЬШОЙМАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игры в сенсорной коробке, подбор игрушек и проговаривание: «Волк– волчок – волчишка; заяц – зайчик зайчишка».
  • «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами. Выкладывание ритмичных рядов: медведь – медвежонок - медвежище, заяц– зайчик – зайчище
  • «НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
  • Образование существительных с суффиксами. Игра с сенсорной коробкой с мелкими игрушками животных у медвежонка – медведица, у зайца – зайчиха, у лосихи лосенок.
  • «НАЗОВИ СЕМЬЮ»
  • Образование однокоренных слов. «Папа–лис, мама–лиса, дети–лисята .Это лисья семья».
  • «СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
  • Подбор глаголов к заданному существительному. Подбирать действия к предмету. Волк – охотится, бегает, рыщет.
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному. Обследование текстурных образцов, проговаривание длинный хвост, колючие иголки, косолапый мишка, хитрая лиса.
  • «ОТГАДАЙ, КТО ЭТО?»
  • Например: она рыжая, хитрая, пушистая – лиса, Он большой, косолапый, бурый, лохматый – медведь. Он серый, зубастый, страшный – волк.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Составление сложносочиненных предложений с союзом А по образцу. Подбор словантонимов: «У зайца уши длинные, а у лисы короткие, у ежа шубка колючая, а у медведя мягкая. Медведь огромный, а заяц маленький».
  • «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
  • Употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА. Игра на планшете с песком, имитация движений животных мелкими игрушками. Изготовление макета белка спряталась в дупло, выскочила из дупла, заяц сидит под кустиком, белка прыгнула на дерево, спрыгнула с дерева.
  • «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»
  • Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В». Волк живёт в логове, белка живёт в дупле, лиса живёт в норе.
  • «ПОСЧИТАЙ»
  • Согласование числительных с существительными. Например: у медведя два медвежонка, у зайца три зайчонка, у лисы пять лисят…«Зимующие птицы»
  • «ОДИН МНОГО»
  • Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Игра с сенсорной коробкой, ребенок находит нужную игрушку и проговаривает один воробей, много синиц…
  • «КТО БОЛЬШЕ?»
  • Образование родственных слов. Например: зима зимний зимовьезимовать.
  • «НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
  • Образование существительных от существительных у воробья - воробьята, у совы - совята…
  • «ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»
  • Употребление существительных множественного числа предложного падежа. Составление рассказа по картине и из личного опыта люди заботятся о птицах, о воробьях, о синицах.
  • «ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
  • Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени. Игра имитация, составление предложений летит – летят, клюет – клюют…
  • «ЧТО СДЕЛАЛИ?»
  • Образование приставочных глаголов. Игра имитация: прилетели, перелетели, вылетели, улетели, подлетели, залетели, отлетели.
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному. Длинный клюв, пёстрые крылья, красная грудка.
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Подбор прилагательных к заданному существительному. Снегирь–маленький, яркий, красивый, смелый, шустрый, голодный и т.д. Он маленький, серый, шустрый, бойкий, проворный, юркий – воробей.
  • «ЧЕЙ?»
  • Образование притяжательных прилагательных от существительных. Рассматривание и проговаривание «воронье гнездо, воробьиные перья»...
  • «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»
  • Образование сложных прилагательных путѐм слияния основ двух существительных. Прогулка на участок, на станцию «птичья столовая», наблюдение за птицами, подкормка птиц зимой, рассматривание и сравнение внешнего вида птиц у сороки белые бока – она белобокая, у синицы жёлтая грудка – она желтогрудая, у вороны чёрные крылья – она чернокрылая.
  • «КТО, ГДЕЖИВЁТ?»
  • Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В». Игра с сенсорной коробкой: сова живёт в дупле, ворона живёт в гнезде...
  • «ПОСЧИТАЙ»
  • Согласование числительных с существительными. Игра с сенсорной коробкой, ребенок на ощупь ищет нужную игрушку, выкладывает ряд, проговаривает: один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев…ВЕСНА«Природа весной»
  • «ОДИН МНОГО»
  • Образование существительных множественного числа в именительном падеже. Работа на метеостанции, прогулка на участке, наблюдение за погодой лужа – лужи, проталина – проталины, почка – почки, дерево – деревья, дождь – дожди...
  • «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Сосулька-сосулечка, лист–листочек, проталина–проталинка...
  • «МНОГО ИЛИ НЕТ»
  • Усвоение категории существительных родительного падежа единственного и множественного числа без предлога. Прогулка на участке, наблюдение за погодой: много воды, мало снега, много луж, нет ручейка...
  • «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
  • Образование сложных слов: лёд ходит ледоход, полно водыполоводье.
  • «НАЗОВИ, КАКОЙ»
  • Согласование существительных с прилагательными, учить подбирать прилагательные к заданному существительному. Прогулка на участке, наблюдение: быстрый ручей, грязный снег, глубокая лужа, зелёная травка, яркое солнышко...
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Образование относительных прилагательных от существительных. Беседа, рассматривание сюжетных картинок: одежда для весны - весенняя, сапоги из резины – резиновые.
  • «СКАЖИНА ОБОРОТ»
  • Усвоение словантонимов. Установление связей - глубокая лужа – мелкая лужа, зимой солнце холодное, а весной – тёплое, зимой снег чистый, а весной грязный.
  • «СКАЖИ ПО ДРУГОМУ»
  • Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени. Прогулка, наблюдение и беседа бежит – бегут (ручьи), капает – капают, распускается – распускаются.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Составление сложносочиненных предложений с союзом А по образцу. Усвоение слов-антонимов. Установление связей: зимой холодно, а весной тепло. Зимой солнце не греет, а весной греет. Зимой день короткий, а весной длинный.«Домашние животные»
  • «ОДИН–МНОГО»
  • Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Игры с сенсорной коробкой нет лошади, много коров, нет свиньи, много коз.
  • «БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. Игры с сенсорной коробкой, проговаривание кот–котик–котище, собака – собачка – собачище.
  • «КТО БОЛЬШЕ?»
  • Образование родственных слов. Работа в живом уголке, наблюдение за домашними животнымикот – котик – котёнок – киса – кошка – кошечка – кисонька.
  • «ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»
  • Употребление существительных множественного числа предложного падежа. Рассматривание картин сюжетных «Деревня» составление предложений и рассказов люди заботятся о собаках, о козах, о коровах.
  • «ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
  • Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени. Подвижная игра имитация: клюёт–клюют, летит–летают, машет–машут.
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному. Рассматривание предметных картинок, составление описательных рассказов длинный хвост, острые рога, усатая мордочка.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Составлении сложносочиненных предложений с союзом А по образцу. Подбор слов-антонимов: у коровы хвост длинный, а у свиньи короткий...
  • «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ, КАКОЙ?»
  • Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных. Игра, рассматривание предметных картинок «Животные» у лошади длинная грива, она длинногривая; у кошки шерсть короткая, она короткошерстная.«ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»Употребление предлогов НА, В, ИЗ, С(СО), ПОД, ЗА. Игра имитация: котёнок спрятался пол кровать, на полку, в ящик, за кресло, вылез из-под кровати, из-под кресла, из ящика, спрыгнул со стола.
  • «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»:
  • Использование в речи предложных конструкций, практическое использование в речи предлога «В». Собака живёт в конуре, корова живёт в конюшне, лошадь живёт в хлеву...
  • «ПОСЧИТАЙ»
  • Согласование числительных с существительными. Изготовление макета «На ферме» у лошади четыре жеребенка, у собаки пять щенят...«Домашние птицы»
  • «ОДИН МНОГО»
  • Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Игра с сенсорной коробкой, ребенок достает на ощупь игрушку и проговаривает нет кур, много уток, нет цыплёнка; утка – утки, индюк индюки.
  • «БОЛЬШОЙМАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игра с сенсорной коробкой, лепка из глины петух – петушок, курица – курочка.
  • «КТО БОЛЬШЕ?»
  • Образование родственных слов. Игры с мелкими игрушками на песочном планшете птицы – птичница – птицеферма – птичий двор.
  • «НАЗОВИ МАМУ И ДЕТЁНЫШЕЙ»
  • Образование существительных от существительных. Игры с сенсорной коробкой: у утки–утята, у гусыни– гусята…
  • «ЗАБОТЯТСЯ О КОМ?»
  • Употребление существительных мн. числа предложного падежа. Рассматривание сюжетных картин «Деревня» составление предложений, коротких рассказов хозяйка заботится о цыплятах, об индюке, о курах.
  • «ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?»
  • Употребление глаголов единственного и множественного числа изъявительного наклонения 3-го лица настоящего времени. Игра имитация поёт–поют, плывёт– плывут.
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному. Рассматриваниекартинок:длинный хвост, острыешпоры, красные перепонки.
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Подбор прилагательных к заданному существительному. Рассматривание картинок проговаривание: петух–красивый, храбрый, разноцветный, большой составление описательных рассказов.
  • «ЧЕЙ?»
  • Образование притяжательных прилагательных от существительных. Игра с песком, ребенок проговаривает: утиные крылья, гусиный пух, птичья голова, куриное яйцо.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Составление сложносочиненных предложений с союзом а по образцу. Усвоение слов -антонимов. Установление причинно-следственных связей у петуха хвост длинный, а у утки хвост..., утка большая, а утёнок…, у гуся шея длинная, а у курицы…
  • «КАКОЙ ХВОСТИК?»
  • Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Пушистенький, коротенький.
  • «СРАВНИ»
  • Образование сравнительной степени прилагательных. Рассматривание, сравнение красивый красивее, мягкий мягче, длинный – длиннее, короткий – короче.
  • «ПЕРЕСЧЕТ»
  • Согласование числительных с существительными. У индюка два индюшонка, у гуся три гусенка…ЛЕТО«Комнатные растения»
  • «ОДИН МНОГО»
  • Образование существительных мн. числа в именительном падеже. Работа в живом уголке: цветок – цветы, горшок – горшки, фиалка – фиалки; много цветов, нет цветка, нет горшка, много воды.
  • «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Работа в живом уголке: цветок – цветочек, горшок – горшочек, росток – росточек.
  • «КТО БОЛЬШЕ?»
  • Образование родственных слов. Речевая игра с мячом: цветок – цветной – разноцветный – цветовод – цветочница - цветник.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Составление сложносочиненных предложений с союзом а по образцу. Усвоение слов-антонимов. Работа в живом уголке, уход за растениями. Определение отличительных особенностей: листья ворсистые – гладкие, стебель короткий - длинный.
  • «КАКОЙ»
  • Согласование прилагательных с существительными. Рассматривание комнатных растений, обследование их, проговаривание мясистый лист, мелкие листья, толстый ствол.
  • «БОЛЬШОЙ, ЕЩЁ БОЛЬШЕ»
  • Образование прилагательных в сравнительной степени. Красивый красивее, высокий выше, длинныйдлиннее.
  • «ОБЪЕДЕНИ СЛОВА»
  • Образование сложных слов путём слияния двух основ. Садовник, цветовод, быстрорастущие (растения), большелистные).
  • «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»
  • Подбор глаголов к заданному существительному. Подбирать действия к предмету. Работа в живом уголке уход за растениями - цветы сажают, поливают, рыхлят, опрыскивают.
  • «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
  • Использование в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Работа в живом уголке, уход за растениями: проговаривание поливал– поливаю – буду поливать.
  • «ГДЕ, КУДА, ОТКУДА?»
  • Употребление предлогов НА, В, ИЗ, С (СО), ПОД, ЗА. Работа в живом уголке цветок в горшке, на подоконнике, поставили в вазу.
  • «ПЕРЕСЧЕТ»
  • Согласование числительных с существительными. Работа в живом уголке, уход за комнатными растениями два фикуса, пять фиалок... «Обитатели морей и рек»
  • «ОДИН МНОГО»
  • Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Игры с сенсорной коробкой: нет щук, много карасей, нет окуня, много карпов…
  • «БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ»
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Игры с водой: сом – сомик, карп – карпик…
  • «КТОБОЛЬШЕ?»
  • Образование родственных слов. Игра с водой: рыба–рыбак–рыболов–рыбныйрыбина.
  • «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»
  • Подбор глаголов к заданному существительному. Подбирать действия к предмету. Игра с водой рассматривание установление связей места обитания со строением тела: рыба плавает, дышит, размножается.
  • «ЧТО ДЕЛАЕТ?»
  • Образование приставочных глаголов. Игра с водой, имитация движений: щука плыла – заплыла – переплыла – выплыла.
  • «СКАЖИ, КАКОЙ»
  • Согласование прилагательных с существительными мужского и женского родов единственного и множественного числа в именительном падеже, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»
  • Составление сложносочиненных предложений с союзом а по образцу. Подбор слов-антонимов. Игры с водой, экспериментирование, проведение опытов с водой, определение ее свойств.
  • «ПОСЧИТАЙ»
  • Согласование числительных с существительными. Игры с водой - пять сомов, две щуки, три карася.3. Список использованной литературы
  • Кшнясева Л.Л. Чувство природы/ экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Екатеринбург 2001
  • Кнушевицкая Н.А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
  • Рыжова Н.А. Наш дом – природа; программа экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998
  • Туева Т.Г. Целевые прогулки в природу. Организация экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПБ.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018
  • Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольников в играх: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
  • 4. АннотацияПознание природы начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем полнее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успех в экологическом воспитании в значительной степени зависит от уровня сенсорного и речевого развития ребенка, то есть от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, чувствует окружающее.Предложенные игры адресованы воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет по формированию основ первичной экологической культуры через обогащение чувственного опыта детей, средствами речевых игр с природным материалом. Данные игры могут быть использованы как в работе с детьми с ОВЗ (ТНР), так и с детьми, не имеющими нарушений в развитии речи. 5. Оснащение
  • Центр природы в группе включает:
  • Сенсорные коробки, планшет для рисования песком, контейнеры с песком, глиной, землей, водой.Для развития тактильных ощущений: Природный материал (шишки сосновые, еловые, желуди, орех грецкий, фундук, фасоль, горох, нут, манка, пшено, греча, семя арбуза, гвоздика, камни мелкие, средние, крупные разной формы).Наборы мелких игрушек домашние дикие животные, птицы, рыбы, овощи, фрукты…Предметные и сюжетные картинки по темам. Контейнеры с песком, глиной, землей, водой.Наборы сухих листьев, коры деревьев, спилы, веточки. Наборы для ухода за растениями (лейки, грабельки…) Карта «Животный мир», картотеки, алгоритмы.
  • Участок детского сада включает:
  • Метеостанция, огород, участок нетронутой природы (уголок леса).
    -