Публикации
История советских беспилотников.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: История советских беспилотников.
Автор: Беркович Кирилл Юрьевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: История советских беспилотников.
Автор: Беркович Кирилл Юрьевич
История советских беспилотников. Часть 1: Довоенные разработки 1930-х годов.Двадцать первый век смело можно назвать веком дронов. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различного назначения, безэкипажные катера и небольшие корабли, способные выполнить самые разные задачи – от патрулирования до уничтожения мин и боевых пловцов, роботизированные танки и другая наземная техника давно стали реальностью.Потребность в БПЛА стала очевидной всем. Однако как зарождался этот вид вооружений? Мало кто знает, но весь спектр боевых БПЛА был создан и стоял на вооружении в СССР в 70-х – 80-х годах прошлого века. Более того, ранние экспериментальные разработки советских дронов проводились ещё в 1930-е. Именно о них пойдет речь в первой части цикла Игоря Терехова про историю советских беспилотников.Идея беспилотного летательного аппарата родилась почти одновременно с самой военной авиацией. Хрупкость и низкая надежность ранних аэропланов, их уязвимость для неприятельского огня, примитивность парашютов – все это делало идею оставить пилота в безопасном тылу, а на его место в кабине посадить «расходный» и бесстрашный автомат, чрезвычайно привлекательной.В 1932 году Особое Техническое Бюро (Остехбюро) при Наркомате Вооружений РККА получило заказ на разработку системы дистанционного управления для существующих моделей самолетов. Инициатива принадлежала маршалу Тухачевскому.Рассматривались три основные идеи применения беспилотных машин:- Как обычный бомбардировщик, выполняющий на дистанционном управлении взлет, полет к цели, сброс бомбового груза и возвращение на базу – для ударов по объектам с мощной ПВО, создающей значительный риск для пилотируемых самолетов.- Как летающая бомба, начиненная большим зарядом взрывчатки, и сбрасываемая на цель – для поражения особо важных объектов.- Как маневрирующая мишень для обучения стрелков зенитной артиллерии.Первоначально, в качестве основного кандидата на перестройку в беспилотники рассматривался двухмоторный бомбардировщик ТБ-1. Когда-то революционный – первый в мире серийный цельнометаллический бомбардировщик-моноплан! – этот самолет, тем не менее, быстро устарел, вытесненный огромным четырехмоторным ТБ-3. Тем не менее, это все еще была вполне «убедительная» машина, с хорошей бомбовой нагрузкой и высокой (по меркам начала 30-ых) живучестью.Специально для него была разработана система телемеханического управления «Дедал». Она основывалась на тональной модуляции, командные сигналы задавались акустическими тонами, передаваемыми на выделенной несущей частоте. Нажимая кнопки на пульте управления, оператор на борту самолета подключал модулятор соответствующего акустического сигнала – к передатчику. На борту самолета-снаряда, принимаемый сигнал поступал в шифратор, состоявший из системы параллельных фильтров: каждый фильтр пропускал только какой-то определенный акустический тон. На выходе фильтра прошедший тональный сигнал создавал напряжение, замыкающее соответствующее фильтру исполнительное реле, тем самым приводя в действие нужные исполнительные механизмы.Всего система «Дедал» могла передавать и распознавать 16 отдельных акустических тонов, что соответствовало 16 командам. В список команд входили повороты по курсу и тангажу, управление креном, установка высоты и скорости полета.Уникальной и очень прогрессивной деталью была система автоматической посадки, разработанная Р.Г. Чачикяном в 1934 году. Для посадки телемеханический самолет рядом с аэродромом выводился оператором на нужный курс и снижался до высоты 180-220 метров. После этого оператор командой передавал управление автомату. Автомат плавно опускал самолет на скорости около 130 км/ч, удерживая его на курсе при постоянном угле атаки и постоянной мощности двигателей.Вооружению телемеханических самолетов поначалу не уделялось особого внимания, поскольку предполагалось, что они будут использовать обычные авиабомбы. Тогда их применение еще рассматривалось в первую очередь как многоразовых беспилотных бомбардировщиков.Однако по мере развития проекта стало ясно, что обычное бомбометание с беспилотника малоэффективно: оператору, наблюдающему за телеуправляемым самолетом со стороны, очень трудно определить его точное положение и динамику относительно цели.Поэтому в дальнейшем основной интерес сместился к использованию телемеханических самолетов как «летающих бомб», снаряженных мощным зарядом взрывчатки и падающих на цель вместе с ней. Такая тактика, хотя и влекла за собой неминуемую потерю самолета-снаряда, была намного более эффективной.Во-первых, прицеливание для оператора упростилось до «удерживать летающую бомбу на линии визирования цели».Во-вторых, точность такого удара была намного выше, чем при обычном сбросе бомб с высотыВ-третьих, отпадала необходимость вести телемеханический самолет обратно – что для многоразового беспилотника было значительной головной болью.Таким образом, мы узнали, что первые беспилотники разрабатывались в СССР ещё в 30-е годы. Они были сконструированы на базе самолётов ТБ-1 и ТБ-3. Управлялись они с помощью дистанционной системы «Дедал». В качестве вооружения несли взрывчатку.Часть 2: Испытания и боевое применение.Благодаря таланту и энтузиазму советским конструкторам удалось разработать уникальную дистанционную систему управления «Дедал» для самолетов ТБ-1 и ТБ-3. Предполагалось, что пилот будет взлетать на воздушном аппарате, а затем катапультироваться. Дальнейшее управление осуществлялось бы с земли. Однако предстояло провести дальнейшие испытания, чтобы убедиться в надежности системы перед применением в боях. О ходе испытаний мы и поговорим в этом тексте.Первые испытания телеуправляемого самолета с прототипом системы «Дедал» состоялись в октябре 1933 года. На борту находился пилот, который должен был в критической ситуации взять управление на себя. Предосторожность оказалась не лишней: 13 октября 1933, вскоре после взлета, автопилот АВП-2 отказал и ввел машину в пике. Только быстрая реакция пилота спасла бомбардировщик.На государственные испытания доработанную систему «Дедал» представили в ноябре 1933 года. Чтобы продемонстрировать возможность телемеханического управления (и избежать дополнительных сложностей), радиосвязь из системы исключили: командное устройство «Дедала» установили на самом управляемом ТБ-1, и соединили с приемным устройством кабелями. Фактически, демонстрировалась возможность управлять самолетом, не используя традиционные рычаги и педали, а нажимая кнопки на пульте управления.Эксперименты продемонстрировали, что система управления работает достаточно надежно, самолет подчиняется приказам, и дистанционное управление, стало быть, в принципе реализуемо. За время опытных полетов, пилоту ни разу не приходилось использовать штатные органы управления в кабине.В 1936 году, опытные телемеханические самолеты ТБ-1, оснащенные автопилотом АВП-2 и аппаратурой «Дедал» , передали на войсковые испытания. Результаты не особенно вдохновляли: самолеты были основательно изношены, а система дистанционного управления очень «сырой».Только в январе 1937 года, наконец, удалось добиться успеха. Взлетев с аэродрома, телемеханический ТБ-1, управляемый с наземной станции, успешно выполнял маневры без вмешательства пилота. Взлет и посадка, правда, оставались еще нерешенной задачей и поэтому машину в воздух поднимал пилот (в случае боевого применения, он должен был после взлета выпрыгнуть с парашютом).Гром грянул в 1937 году, когда был отставлен и арестован основной вдохновитель работ «Остехбюро» – маршал Тухачевский. Предпринятое вскоре после тщательное расследование деятельности организации выявило удручающие факты: непрерывно фонтанируя идеями, «Остехбюро» очень плохо доводило их «до ума». Несмотря на миллионы вложенных рублей, на выходе имелись исключительно наборы разной степени проработанности прототипов, как правило, действовавших ненадежно и в боевой обстановке мало полезных.Большая часть программ «Остехбюро» пошла под нож немедленно. Не избежала того и программа беспилотных самолетов – в мае 1938, ее распорядились закрыть. Лишь с большим трудом конструктору Рубену Григорьивечу Чачикяну (создателю автомата посадки) удалось убедить руководство страны, что у телемеханических самолетов есть потенциал.Испытательные полеты возобновились в ноябре 1938 года. Доработанный ТБ-1 успешно выполнил 17 полетов (включая взлеты и посадки) в ходе заводских испытаний, как под управлением с кнопочного пульта внутри машины, так и на радиоуправлении.И в 1939 году, наконец, программа увенчалась долгожданным успехом. На государственных испытаниях в мае 1939, проводившихся на аэродроме Гумрак под Сталинградом, пара телемеханических ТБ-1 выполнила десять успешных полетов на дистанционном управлении.По результатам испытаний в Гумраке, программу телемеханических самолетов признали заслуживающей дальнейшего развития. Правда, ТБ-1 сочли слишком устаревшим. В январе 1940 года, Комитет Обороны выпустил постановление об изготовлении опытных образцов телеуправляемых бомбардировщиков ТБ-3 и СБ для дальнейших испытаний. Каждую машину собирались изготовить в двух вариантах: одноразовая летающая бомба и многоразовый, возвращаемый беспилотник с системой автоматической посадки. Предполагалось разработать новую систему управления, дальностью действия до 100 километров, а также создать систему автоматического поддержания полета.К началу войны программа телемеханических самолетов-снарядов была все еще весьма далека от полномасштабного развертывания. Программа испытаний была выполнена полностью, были отработаны взлет-посадка и выведение на цель беспилотных самолетов, однако изготовление материальной части по сути еще даже и не начиналось. В строю имелось всего три беспилотные летающие бомбы (две ТБ-3 и одна СБ) и два самолета управления (один ДБ-3Ф и один СБ).Первый (и, как оказалось, последний) вылет летающая бомба ТБ-3 совершила в марте 1942 года. Целью атаки был железнодорожный узел захваченной немцами Вязьмы: нацисты использовали его для доставки подкреплений на фронт.Для операции подготовили телеуправляемый ТБ-3 «Торпедо» (экипаж А.Н. Тягунин, Р.Г. Чачикян, В.Г. Моисеев) и самолет управления ДБ-3Ф (экипаж В.В. Пономаренко, В.Я. Кривяц – последний исполнял роль оператора). Взлет летающей бомбы с аэродрома Внуково был выполнен вручную, поскольку аэродром использовался также для обычных самолетов, и автоматический взлет признали небезопасным. Затем экипаж (разблокировав взрыватели) покинул летающую бомбу на парашютах, и командный ДБ-3Ф повел ее к цели.Поначалу все шло хорошо, и оба самолета, спокойно преодолев линию фронта, без приключений приблизились к цели. Но уже возле Вязьмы самолет управления ДБ-3Ф попал под зенитный обстрел с земли – и осколок снаряда повредил антенну, вызвав короткое замыкание в передатчике. Контроль над летающей бомбой был утрачен, и она быстро затерялась в облаках.Как выяснилось в дальнейшем, «пропавшая» летающая бомба продолжила полет, пока не упала (вероятно, из-за исчерпания топлива) к северо-востоку от Витебска. Мощность взрыва изрядно ошеломила немцев, которые не могли понять, что же это так внезапно, и так сильно взорвалось у них в тылу? В целом, результаты не радовали.Операцию, тем не менее, решили продолжить. Но во время подготовки к повторному вылету произошла катастрофа. На аэродроме, где готовились телемеханические самолеты, базировались и обычные бомбардировщики, и на одном из них, при снаряжении к вылету, произошел взрыв авиабомбы. В начавшемся пожаре, погибли и телемеханический ТБ-3, и самолет управления СБ. Часть элементов аппаратуры управления все же удалось спасти, но дальнейших работ в области летающих бомб не последовало.И все же программа телеуправляемых ТБ-3 оставила после себя важное наследие. Значительный объем работ, выполненный по созданию сверхтяжелой фугасной боевой части для летающих бомб, навел конструкторов на мысль сделать на ее основе огромную авиабомбу особой мощности. В несколько уменьшенном и упрощенном виде – неразборном – она была принята на вооружение под обозначением ФАБ-5000НГ. С 1943 года, эти огромные боеприпасы применялись как для бомбардировки укрепленных позиций, так и для уничтожения скоплений войск и транспортных узлов неприятеля.
