Публикации Методы и приёмы работы со слабоуспевающими обучающимися на уроке английского языка в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приёмы работы со слабоуспевающими обучающимися на уроке английского языка в начальной школе
Автор: Царегородцева Наталия Олеговна

Методы и приёмы работы со слабоуспевающими обучающимися на уроке английского языка в начальной школе.Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. Неуспевающий ученик — это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. И.П. Подвласов Известные психологи Ю. Бабанский и В. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Рассмотрим внешние причины неуспеваемости учеников. В первую очередь к ним относятся социальные причины. К социальным причинам неуспеваемости можно отнести школьную образовательную среду.Школьная образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребёнка, его поведение, успешность обучения. Быстрое развитие общества и его социальный прогресс, приводят к тому, что государство предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию. Вследствие, этого возникает необходимость усложнения уровня и увеличение объёма учебных программ, включение в учебный план новых предметов. Для многих учащихся это становится перегрузкой и не соответствует их уровню развития. К внешним причинам также можно отнести недостатки дидактических и воспитательных воздействий, бедную материальную базу школы, недостаток учебных планов, программ, методических пособий. Социальной причиной неуспеваемости может быть семья. По данным исследователей, семья оказывает значительное влияние на школьную успеваемость ребёнка. Какие бы проблемы не отмечались в развитии ребенка, они всегда связаны с семьей. Семья является ключевым фактором того или иного неблагополучия ребенка. Причиной неуспеваемости могут быть неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима.А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся. Отсутствие мотивации учения - еще одна внутренняя причина. В этом случае у ребёнка неправильно сформировано отношение к учению, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. Еще одна причина - слабое развитие волевой сферы у учащихся. На эту причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще русский педагог К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».Неуспевающие или слабоуспевающие дети имеют ряд особенностей:
  • слабая самоорганизация в процессе учения;
  • низкий уровень знаний, как следствие низкий уровень интеллектуального развития;
  • отсутствие элементарных организационных навыков;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • отсутствие желания выполнять сложные задания;
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения;
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта;
  • нет опоры на родителей, как союзников учителя-дети в основном из асоциальных семей.
  • Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители начинают обращать внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно, т.к. у ребенка уже сформировалось негативное отношение к процессу обучения, и у него скопились пробелы в знаниях по большинству дисциплин. Современное образование требует формирование личности успешного и конкурентоспособного выпускника, компетентного, способного применять полученные знания в повседневной жизни. В условиях перехода на ФГОС роль иностранного языка в формировании базовых компетенций возрастает.Формирование коммуникативной компетенции выступает в качестве ведущей цели при обучении иностранному языку. Коммуникативная компетенция- это способность и готовность к общению с другими людьми, используя вербальные и невербальные средства.Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого методы и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Иностранный язык - это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу. На начальной стадии изучения английского языка весь материал строится на устном опережении, т.е. все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут составить простые фразы, воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д. Отставание моих учащихся в усвоении английского языка можно обнаружить по следующим признакам:- незнание базовой лексики, непонимание вопросов;- неумение составить фразу;- обдумывание простейших фраз;- неумение употребить знакомый материал в новой ситуации;- нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий;- выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом;- отказ от усилий в учебной деятельности;- пассивность на уроке;- отвлекаемость и стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.Итак можно сделать следующий вывод:Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.Урок является основой для работы с неуспевающими или слабоуспевающими детьми, подготовка к которому требует иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию к учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению. Мотивация способствует активации познавательной деятельности учащихся, вызывая интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой. Использование нестандартных методов, приемов и средств обучения способствует закреплению в памяти языковых явлений, созданию слуховых и зрительных образов при изучении лексики и грамматики, поддержанию интереса и активности во время образовательного процесса. Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению английского языка используются разнообразные методы и приёмы работы:1. В первую очередь на начальном этапе изучения английского языка используются игры и ситуативные беседы. Это эффективный метод для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету. 2. Проводятся игры - соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д).Игровые технологии при изучении английского языка позволяют раскрыть личностные социально-коммуникативные способности учащихся. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. 3. У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление. Таким детям необходимы движения, эмоции, частая смена занятий с подвижными играми, с ритмическими движениями. К ним надо переходить при малейших признаках усталости и ослабление внимания.4. Для закрепления грамматического и лексического материала используются речевые зарядки, которые проводит учитель или сильный ученик. Темп речи постепенно увеличивается. При хорошей устной отработки учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказе и других видах работ.5. Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.6. В своей работе с учащимися в начальной школе эффективно использую технологию мини-проектов. Использование мини-проектов способствует развитию познавательной деятельности, развитию навыков монологической речи (по заданному образцу). Проекты развивают умение работать самостоятельно или в группе. Использование проектной технологии помогает поддержать стремление к творчеству у учащихся. 7. Для работы с грамматическим материалом широко использую грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения английскому языку дети приучены работать со схемами. С помощью схем также выполняется работа над ошибками. 8. Для работы используется тестовый материал или сборники упражнений, с помощью которых выполняются тренировочные упражнения (тренинг) от простого к сложному. Работа чаще всего происходит самостоятельно, после каждого упражнения контроль или взаимоконтроль. Оценивают и комментируют ошибки сами ученики, учитель только направляет их. Плохие оценки в журнал не ставятся. Это помогает слабоуспевающим ученикам преодолеть страх перед самостоятельной работой. Учитель во время работы оказывает помощь слабоуспевающим ученикам.9. Трудности в работе со слабоуспевающими возникают тогда, когда ученики не владеют лексическим минимумом. Причины тому слаборазвитая кратковременная память. Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй - повторяет это слово и называет свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания можно провести при составлении рассказа.10. Для хорошего усвоения материала хороший результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический ) с последующей коррекцией.Информационно-коммуникационные технологии на уроке создают комфортную интерактивную среду в классе, повышают мотивацию и активность учащихся. В результате применения ИКТ более эффективно усваивается лексико-грамматический материал, повышается качество знаний. Для закрепления учебного материала слабоуспевающему ученику необходимо более длительное время; учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.На различных этапах занятий с неуспевающими и слабоуспевающими учениками могут быть использованы следующие виды помощи:- В процессе контроля за подготовленностью учащихся: (рекомендуется)создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.- При изложении нового материала: (необходимо)более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощников при выполнении задания; - В ходе самостоятельной работы на уроке: (необходимо)выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость вспомнить то или иное правило; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях.Как же повысить работоспособность учащихся?Необходимо разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен помнить, что психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории: визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации). Они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение; аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации). Они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку; кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения). Для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция. Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что: аудиал при введении материала проявит себя в работе с прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу; визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника; кинистетик лучше освоит новый материал в игре. Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками является проявлением индивидуального подхода.В работе со слабыми учащимися психологи предлагают опираться на следующие правила:- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «Good», «Well done», «Excellent» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью одноклассников, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках. Также необходимо обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении английского языка. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд. Таким образом, в работе со слабоуспевающими учащимися при изучении английского языка к успеху в учебной деятельности ведёт собственная активность ребёнка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска, знаний и открытий. Активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития. Пробудить такую активность в школе – не просто. Но без неё ни о каком развитии говорить не приходится. Из опыта работы со слабоуспевающими детьми я могу сделать вывод, что самым эффективным методом является игровой метод работы. Так школьники вливаются в коллектив, не боятся просить и принимать помощь, у них исчезает страх перед ответами и самостоятельными работами, улучшаются навыки чтения, грамматики и словоупотребления.
    -