Публикации
Использование арт-технологий на уроках английского языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование арт-технологий на уроках английского языка
Автор: Писарева Юлия Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование арт-технологий на уроках английского языка
Автор: Писарева Юлия Сергеевна
Использование арт-технологий на уроках английского языка
Преподавание английского языка позволяет мне реализовать включение в учебный процесс различных арт-технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более насыщенным и интересным, дают удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал обучающегося.
В целом к арт-технологиям на уроке иностранного языка можно отнести следующее: использование средств иллюстративной наглядности, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей на различные темы, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, участие в ролевых играх.
Каждый преподаватель, применяющий на своих уроках какую-либо арт-технологию, осознает, что у каждого обучающегося есть способности к творческому преображению действительности, поиску решений, возникающих проблем и стремление к генерированию новых нестандартных идей. Он также помнит, что спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составляющими арт-технологии на уроках иностранного языка.
Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность их использовать на разных этапах урока: как организационный момент для включения в деятельность, при актуализации знаний и постановке учебной задачи, при первичном восприятии для усвоения нового теоретического материала, при закреплении материала и рефлексии, в качестве физкультминутки и как домашнее задание.
Поскольку арт-технология представляет собой обучение посредством творческих методик, имеющих особенности согласно их жанровой принадлежности к определенному виду искусства, то систематизация арт-технологий зависит от основного вида искусства, которому подчинено отдельное упражнение, целое занятие или даже цикл уроков определенной тематики. Таким образом, можно выделить: 1) визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, зарисовка, фотография, карикатура), 2) музыкальные арт-технологии, 3) драматехнологии, 4) нарративные арт-технологии (сказкотерапия).
На сегодняшний день одним из наиболее широко распространенных видов арт-технологий являются визуальные арт-технологии. Это объясняется их богатым лингво-дидактическим потенциалом и легкостью в адаптации и использовании. Так, к визуальной арт-технологии относится: применение, прежде всего, иллюстративного материала, средств наглядности (картинок, таблиц, слайдов, карикатур, коллажей, диаграмм, кукол, масок). Визуальные арт-технологии как нельзя лучше воплощают собой один из первостепенных дидактических принципов (по Я. А. Коменскому) - принцип наглядности. А наглядность в свою очередь повышает мотивацию обучаемых, развивает творческое воображение и мышление, способствует и даже облегчает усвоение учебного материала. Работа с наглядным материалом стимулирует учащихся на говорение и аудирование.
В своей практике я использую следующие арт-педагогические технологии:
Сказкотерапию– различные сказки, когда мы учимся читать, фонетические сказки, грамматические. Конечно, данная технология рассчитана прежде всего на младших школьников.Сказки хорошо запоминаются.
Ритмичные физкультминутки(action songs) – очень хорошо подходят для активных детей, тем кому необходимо подвигаться. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей. В основном, такие физкульминутки признаются детьми начальной школы. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.
Работа с песнями и музыкой– является также важным элементом арт-педагогической технологии, поскольку песню можно не только послушать, но и пропеть, а также выполнить различные задания до, во время и после прослушивания песни. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно развивают фонетматический слух и способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. Есть даже особые образовательные комплекты, направленные на отработку грамматического материала на основе песен.
Пантомимы– хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. На начальном этапе при изучении алфавита дети с удовольствием будут изображать разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные или глаголы-действия.
Ролевые игры, театр. Тут практика показывает, что многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры подразумевают парную, групповую и коллективную работу. Позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.
Crafts(прикладное искусство) – очень хороши, т.к. это возможность связать предметное содержание с творчеством детей, это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе можно попросить детей слепить буквы из пластилина и украсить их. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала.
Рисование и раскраски.Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые арт-диктанты или арт-раскраски. Цель этих наработок не только познакомить учащихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса, который может возникнуть во время урока. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.
Итак, применяя арт-технологии:
- практически каждый обучающийся может стать полноправным участником урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.
- в процессе участия обучающийся раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.
- арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала, и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы обучающихся.
Существуют различные виды уроков с использованием арт-технологии. На пример-
Включение песни на английском языке в план занятия должно способствовать достижению общей цели урока, формированию навыков аудирования, лексико-грамматических и речевых навыков.
Этапы работы с песней
Различают предтекстовый, текстовый, послетекстовый этапы работы с песней.
Предтекстовый этап
Происходит снятие трудностей, прорабатывается лексика, необходимая для понимания, развивается языковая интуиция, умение предвосхищать тему песни.
онетическая отработка наиболее сложных лексем и грамматических конструкций (хором за учителем, индивидуально), лучше с визуальной опорой (текст песни или вынесенные на доску слова, фразы, вызывающие затруднения).
Ученики получают текст с пропусками слов или строк. Необходимо заполнить пропуски, стараясь предугадать смысл песни.
Учитель раздает ученикам карточки, где написаны несколько ключевых слов, фраз из песни, которую предстоит прослушать. Задача учащихся обсудить, угадать, о чем это музыкальное произведение. Усложненный вариант: учитель называет ряд слов или фраз, не давая ученикам зрительную опору.
Закончить строку песни, подобрав рифму (задание на карточке).
Соотнести слова и их эквиваленты. В одном столбике слова на английском языке, в другом — на русском. Нужно к слову из первого столбика подобрать его перевод из второго. Слова в этом задании должны быть взяты из текста песни. Цель этого задания: облегчить понимание, избежать прямого пословного перевода песни.
Определить к каким частям речи относится ряд слов (на карточке/ на доске), обосновать свой выбор.
Найти и записать синонимы или антонимы к указанным словам.
Найти и подчеркнуть нужные грамматические конструкции или слова в тексте.
Видоизменить текст. Переписать предложения, изменив местоимения, спряжение глаголов, их видовременную форму, степень сравнения прилагательных и др.
Раздать учащимся текст песни с пропусками, попросить заполнить их глаголами в подходящей видовременной форме. Более легкий вариант: глаголы даны в неопределенной форме в скобках рядом с пропуском, либо после текста песни списком.
Текстовый этап
Включает в себя прослушивание, расшифровку текста, перевод.
Виды заданий
Работа в парах: строки песни напечатаны на карточке в ложном порядке. В результате прослушивания необходимо восстановить правильную последовательность, используя нумерацию.
Совместный пословный перевод песни под руководством учителя.
Работа в группах: к распечатке с текстом песни на английском языке прилагается перевод на русском языке, разрезанный на строчки. Нужно восстановить порядок следования строк.
Перед прослушиванием песни, дети получают расшифрованный текст с допущенными ошибками (в словах, фразах, рифмах). Задача: после прослушивания найти и исправить ошибки.
Совместить слова с переводом. Отличается от подобного задания на предтекстовом этапе тем, что перевод к слову подбирается исходя из контекста прослушанной песни.
Подобрать однокоренные слова.
Заменить прямую речь на косвенную.
Выписать из текста глагольные формы указанных глаголов.
Составить словосочетания с выписанными глагольными формами.
Составить 3 предложения, с использованием слов, фраз из текста песни.
Прослушивание, проговаривание текста песни с отбиванием ритма, пение хором вместе с исполнителем, под фонограмму, индивидуально.
Послетекстовый этап
Мотивирует учащихся к речевым высказываниям по заданной песней теме. Выход в речь осуществляется как устно, так и письменно.
Виды заданий
Ученики получают список вопросов, отвечая на которые, они смогут выстроить логичное, последовательное монологическое высказывание о сюжете песни, главной идее, героях, своем отношении. Подобный список вопросов играет роль плана изложения мыслей. Облегчает задачу ученика.
Написать историю о чувствах и мыслях главного героя песни.
Составить диалог-обмен мнениями по теме песни.
Написать эссе по проблеме, упомянутой в тексте песни.
Разыграть интервью между ведущим на радио и исполнителем песни, затронув вопрос истории создания хита, секрет его популярности.
Беседа, дискуссия между учащимися по теме.
Написать сценарий на основе главной идеи песни, разыграть сценку.
При выборе музыкального материала, учитель руководствуется следующими критериями: аутентичность, литературность языка (без жаргона), небыстрый ритм. Есть учебные песенки, в которых содержится необходимая лексика и грамматические структуры, но особой популярностью у детей они не пользуются, надолго не запоминаются.
Песню на английском языке можно использовать в качестве фонетической зарядки, как способ мотивации учеников к изучению иностранного языка, как материал для одного из этапов урока. Работа над одной песней может длиться в течение нескольких занятий. Все зависит от поставленных учителем задач.
Важно помнить о том, что пение на уроке английского языка должно быть средством обучения, а не самоцелью.
Использование арт - технологии в обучении иностранному языку имеет большое значение. Арт - технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Обучающиеся учатся, занимаясь теми или иными видами искусства: театром, живописью, танцем, музыкой - вполне легко воспринимают эти жанры, не преследуя цели стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать жизнь, теорию, особенно сложный учебный материал и потому в обучении не является целью, а только средством познания. На сегодня четко обозначились три варианта использования искусств на уроках: построение всего урока на одном из видов искусства, когда по законам жанра действуют и учитель и ученики; включение элементов искусств как средств деятельности учителя; использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств, как способов организации познавательной деятельности обучающихся.
Список ипсользованных источников
Педсовет : сайт. – URL: Работа с песенным материалом на уроке иностранного языка. Подборка заданий и упражнений для работы с песнями // Педсовет URL: м (дата обращения: 10.02.2025)
Степанова, Д.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / Д.Г. Степанова // Международный научный журнал " Символ науки" . – Белгород : ЦДО "Успех", 2022. – С. 30 -41.
Преподавание английского языка позволяет мне реализовать включение в учебный процесс различных арт-технологий, которые позволяют сделать процесс обучения более насыщенным и интересным, дают удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал обучающегося.
В целом к арт-технологиям на уроке иностранного языка можно отнести следующее: использование средств иллюстративной наглядности, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание коллажей на различные темы, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, участие в ролевых играх.
Каждый преподаватель, применяющий на своих уроках какую-либо арт-технологию, осознает, что у каждого обучающегося есть способности к творческому преображению действительности, поиску решений, возникающих проблем и стремление к генерированию новых нестандартных идей. Он также помнит, что спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составляющими арт-технологии на уроках иностранного языка.
Формы и приемы современных арт-технологий многообразны, что дает возможность их использовать на разных этапах урока: как организационный момент для включения в деятельность, при актуализации знаний и постановке учебной задачи, при первичном восприятии для усвоения нового теоретического материала, при закреплении материала и рефлексии, в качестве физкультминутки и как домашнее задание.
Поскольку арт-технология представляет собой обучение посредством творческих методик, имеющих особенности согласно их жанровой принадлежности к определенному виду искусства, то систематизация арт-технологий зависит от основного вида искусства, которому подчинено отдельное упражнение, целое занятие или даже цикл уроков определенной тематики. Таким образом, можно выделить: 1) визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, зарисовка, фотография, карикатура), 2) музыкальные арт-технологии, 3) драматехнологии, 4) нарративные арт-технологии (сказкотерапия).
На сегодняшний день одним из наиболее широко распространенных видов арт-технологий являются визуальные арт-технологии. Это объясняется их богатым лингво-дидактическим потенциалом и легкостью в адаптации и использовании. Так, к визуальной арт-технологии относится: применение, прежде всего, иллюстративного материала, средств наглядности (картинок, таблиц, слайдов, карикатур, коллажей, диаграмм, кукол, масок). Визуальные арт-технологии как нельзя лучше воплощают собой один из первостепенных дидактических принципов (по Я. А. Коменскому) - принцип наглядности. А наглядность в свою очередь повышает мотивацию обучаемых, развивает творческое воображение и мышление, способствует и даже облегчает усвоение учебного материала. Работа с наглядным материалом стимулирует учащихся на говорение и аудирование.
В своей практике я использую следующие арт-педагогические технологии:
Сказкотерапию– различные сказки, когда мы учимся читать, фонетические сказки, грамматические. Конечно, данная технология рассчитана прежде всего на младших школьников.Сказки хорошо запоминаются.
Ритмичные физкультминутки(action songs) – очень хорошо подходят для активных детей, тем кому необходимо подвигаться. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей. В основном, такие физкульминутки признаются детьми начальной школы. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо развивают фонематический слух и расширяют словарный запас.
Работа с песнями и музыкой– является также важным элементом арт-педагогической технологии, поскольку песню можно не только послушать, но и пропеть, а также выполнить различные задания до, во время и после прослушивания песни. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно развивают фонетматический слух и способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. Есть даже особые образовательные комплекты, направленные на отработку грамматического материала на основе песен.
Пантомимы– хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. На начальном этапе при изучении алфавита дети с удовольствием будут изображать разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные или глаголы-действия.
Ролевые игры, театр. Тут практика показывает, что многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры подразумевают парную, групповую и коллективную работу. Позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.
Crafts(прикладное искусство) – очень хороши, т.к. это возможность связать предметное содержание с творчеством детей, это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе можно попросить детей слепить буквы из пластилина и украсить их. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала.
Рисование и раскраски.Кроме того, к crafts можно отнести и рисование. При этом рисование может быть целенаправленным – нарисуй своего питомца и расскажи о нем, так и как средство для проверки качества усвоения пройденного материала – так называемые арт-диктанты или арт-раскраски. Цель этих наработок не только познакомить учащихся с лексикой, но и использовать их как элемент арт-терапии для снятия напряжения и стресса, который может возникнуть во время урока. Дети всегда радуются таким небольшим картинкам и с удовольствием их раскрашивают. Особенно благотворно это влияет после выполнения контрольной работы, когда детям разрешается раскрасить картинки.
Итак, применяя арт-технологии:
- практически каждый обучающийся может стать полноправным участником урока и для этого не требуется от него каких-либо специальных способностей (музыкальных, художественных, пластических), у каждого есть возможность проявить себя.
- в процессе участия обучающийся раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.
- арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала, и позволяет настроить работу по наиболее значимым каналам восприятия для всей группы обучающихся.
Существуют различные виды уроков с использованием арт-технологии. На пример-
Включение песни на английском языке в план занятия должно способствовать достижению общей цели урока, формированию навыков аудирования, лексико-грамматических и речевых навыков.
Этапы работы с песней
Различают предтекстовый, текстовый, послетекстовый этапы работы с песней.
Предтекстовый этап
Происходит снятие трудностей, прорабатывается лексика, необходимая для понимания, развивается языковая интуиция, умение предвосхищать тему песни.
онетическая отработка наиболее сложных лексем и грамматических конструкций (хором за учителем, индивидуально), лучше с визуальной опорой (текст песни или вынесенные на доску слова, фразы, вызывающие затруднения).
Ученики получают текст с пропусками слов или строк. Необходимо заполнить пропуски, стараясь предугадать смысл песни.
Учитель раздает ученикам карточки, где написаны несколько ключевых слов, фраз из песни, которую предстоит прослушать. Задача учащихся обсудить, угадать, о чем это музыкальное произведение. Усложненный вариант: учитель называет ряд слов или фраз, не давая ученикам зрительную опору.
Закончить строку песни, подобрав рифму (задание на карточке).
Соотнести слова и их эквиваленты. В одном столбике слова на английском языке, в другом — на русском. Нужно к слову из первого столбика подобрать его перевод из второго. Слова в этом задании должны быть взяты из текста песни. Цель этого задания: облегчить понимание, избежать прямого пословного перевода песни.
Определить к каким частям речи относится ряд слов (на карточке/ на доске), обосновать свой выбор.
Найти и записать синонимы или антонимы к указанным словам.
Найти и подчеркнуть нужные грамматические конструкции или слова в тексте.
Видоизменить текст. Переписать предложения, изменив местоимения, спряжение глаголов, их видовременную форму, степень сравнения прилагательных и др.
Раздать учащимся текст песни с пропусками, попросить заполнить их глаголами в подходящей видовременной форме. Более легкий вариант: глаголы даны в неопределенной форме в скобках рядом с пропуском, либо после текста песни списком.
Текстовый этап
Включает в себя прослушивание, расшифровку текста, перевод.
Виды заданий
Работа в парах: строки песни напечатаны на карточке в ложном порядке. В результате прослушивания необходимо восстановить правильную последовательность, используя нумерацию.
Совместный пословный перевод песни под руководством учителя.
Работа в группах: к распечатке с текстом песни на английском языке прилагается перевод на русском языке, разрезанный на строчки. Нужно восстановить порядок следования строк.
Перед прослушиванием песни, дети получают расшифрованный текст с допущенными ошибками (в словах, фразах, рифмах). Задача: после прослушивания найти и исправить ошибки.
Совместить слова с переводом. Отличается от подобного задания на предтекстовом этапе тем, что перевод к слову подбирается исходя из контекста прослушанной песни.
Подобрать однокоренные слова.
Заменить прямую речь на косвенную.
Выписать из текста глагольные формы указанных глаголов.
Составить словосочетания с выписанными глагольными формами.
Составить 3 предложения, с использованием слов, фраз из текста песни.
Прослушивание, проговаривание текста песни с отбиванием ритма, пение хором вместе с исполнителем, под фонограмму, индивидуально.
Послетекстовый этап
Мотивирует учащихся к речевым высказываниям по заданной песней теме. Выход в речь осуществляется как устно, так и письменно.
Виды заданий
Ученики получают список вопросов, отвечая на которые, они смогут выстроить логичное, последовательное монологическое высказывание о сюжете песни, главной идее, героях, своем отношении. Подобный список вопросов играет роль плана изложения мыслей. Облегчает задачу ученика.
Написать историю о чувствах и мыслях главного героя песни.
Составить диалог-обмен мнениями по теме песни.
Написать эссе по проблеме, упомянутой в тексте песни.
Разыграть интервью между ведущим на радио и исполнителем песни, затронув вопрос истории создания хита, секрет его популярности.
Беседа, дискуссия между учащимися по теме.
Написать сценарий на основе главной идеи песни, разыграть сценку.
При выборе музыкального материала, учитель руководствуется следующими критериями: аутентичность, литературность языка (без жаргона), небыстрый ритм. Есть учебные песенки, в которых содержится необходимая лексика и грамматические структуры, но особой популярностью у детей они не пользуются, надолго не запоминаются.
Песню на английском языке можно использовать в качестве фонетической зарядки, как способ мотивации учеников к изучению иностранного языка, как материал для одного из этапов урока. Работа над одной песней может длиться в течение нескольких занятий. Все зависит от поставленных учителем задач.
Важно помнить о том, что пение на уроке английского языка должно быть средством обучения, а не самоцелью.
Использование арт - технологии в обучении иностранному языку имеет большое значение. Арт - технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Обучающиеся учатся, занимаясь теми или иными видами искусства: театром, живописью, танцем, музыкой - вполне легко воспринимают эти жанры, не преследуя цели стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать жизнь, теорию, особенно сложный учебный материал и потому в обучении не является целью, а только средством познания. На сегодня четко обозначились три варианта использования искусств на уроках: построение всего урока на одном из видов искусства, когда по законам жанра действуют и учитель и ученики; включение элементов искусств как средств деятельности учителя; использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств, как способов организации познавательной деятельности обучающихся.
Список ипсользованных источников
Педсовет : сайт. – URL: Работа с песенным материалом на уроке иностранного языка. Подборка заданий и упражнений для работы с песнями // Педсовет URL: м (дата обращения: 10.02.2025)
Степанова, Д.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / Д.Г. Степанова // Международный научный журнал " Символ науки" . – Белгород : ЦДО "Успех", 2022. – С. 30 -41.
