Публикации
Как правильно провести мастер-класс
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как правильно провести мастер-класс
Автор: Ермилова Марина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как правильно провести мастер-класс
Автор: Ермилова Марина Владимировна
Как правильно провести мастер-класс
Увас есть опыт работы покакой-либо педагогической проблеме ивырешили передать его коллегам? Проведите мастер-класс. Нообращаться кпрофессиональной аудитории стоит только после того, как выуверенно овладеете материалом. Прежде чем представить свои наработки, ознакомьтесь справилами проведения мастер-класса. Помните окультуре педагога, стиле общения саудиторией, иувас все получится.
Современный коллектив детского сада– это коллектив единомышленников, который стремится кповышению профессионального мастерства икомпетентности всех участников образовательного процесса. Вкаждом коллективе есть педагоги-новаторы, которые готовы транслировать свой опыт, знания иумения. Одна изформ эффективного взаимодействия педагогов– мастер-класс.
Мастер-класс– это открытая педагогическая система, спомощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения ираспространения инновационного педагогического опыта. Ееособенность заключается втом, что она основана напрактических действиях педагога ивключает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
Вметодической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта иполучить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.
Ключевые правила проведения мастер-класса
Мастер-класс– это методическая инновационная форма. Воснове любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление исобственный взгляд натему или проблему.
Кто может провести мастер-класс? Тот, у кого уже есть опыт икто готов передать его другим. Это педагог, который давно работает над какой-либо педагогической проблемой, изучил теорию ипрактику вопроса.
Мастер-класс для специалистов– педагогов дошкольного образования– проводит педагог-мастер. Его основная задача непросто сообщить информацию, апередать способы деятельности.
Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. Вначале мастер-класса онсоздает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает ихинтерес.
Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников нарешение поставленной цели. Новнутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства испособы для достижения цели, темп работы, ищут ответы напроблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет имметодические материалы иразработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.
В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.
Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения входе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться спредлагаемыми технологией иприемами.
Таким образом, впроцессе мастер-класса ненужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами спомощью всех участников мероприятия.
У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию ипредложить самостоятельное решение проблемы, заявленной вмастер-классе. Такой подход иявляется интерактивным.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
теоретическую часть;
показ или демонстрацию технологии процесса;
практическую часть– создание продукта;
презентацию продукта (афиширование);
выводы (рефлексию).
Наоснове структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер:
определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
представляет участникам мастер-класса технологию;
формирует рабочие творческие группы;
организует самостоятельную практическую работу педагогов сматериалами;
предлагает педагогам представить иобсудить результаты ихработы.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется внесколько этапов.
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
Определите тему мастер-класса.Она должна быть интересной иувлекательной, отражать проблему, над которой выработаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что импокажут. Тема мастер-класса может быть любой– творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы пообразованию дошкольников ибыть рассчитана намолодых педагогов. Вэтом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
Соберите информацию по теме. Даже если вывсовершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить налюбой вопрос участника мастер-класса позаявленной проблеме.
Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата выхотите добиться, чему научатся ичто узнают участники мастер-класса.
Определите задачи. Они помогут вреализации поставленной цели.
Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории ивведут участников втему мастер-класса.
Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом высможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими инеожиданными они будут, тем скорее выдобьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия иматериалы должны иллюстрировать основные направления иважные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс наразных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте ирешите, какие расходные материалы участники должны принести ссобой.
Составьте план проведения мастер-класса. Без него выможете что-то пропустить или перепутать. Наоснове информации, которую высобрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его попунктам иобозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств иотступлений оттемы, ответов навопросы участников.
Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его ненужно, авот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее иуслышать возможные ошибки всодержании выступления. Главные тезисы запишите налисток ивозьмите ссобой.
Подготовьте заключительную часть мастер-класса. Вконце выступления незабудьте похвалить всех участников иобсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.
Увас есть опыт работы покакой-либо педагогической проблеме ивырешили передать его коллегам? Проведите мастер-класс. Нообращаться кпрофессиональной аудитории стоит только после того, как выуверенно овладеете материалом. Прежде чем представить свои наработки, ознакомьтесь справилами проведения мастер-класса. Помните окультуре педагога, стиле общения саудиторией, иувас все получится.
Современный коллектив детского сада– это коллектив единомышленников, который стремится кповышению профессионального мастерства икомпетентности всех участников образовательного процесса. Вкаждом коллективе есть педагоги-новаторы, которые готовы транслировать свой опыт, знания иумения. Одна изформ эффективного взаимодействия педагогов– мастер-класс.
Мастер-класс– это открытая педагогическая система, спомощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения ираспространения инновационного педагогического опыта. Ееособенность заключается втом, что она основана напрактических действиях педагога ивключает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
Вметодической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта иполучить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.
Ключевые правила проведения мастер-класса
Мастер-класс– это методическая инновационная форма. Воснове любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление исобственный взгляд натему или проблему.
Кто может провести мастер-класс? Тот, у кого уже есть опыт икто готов передать его другим. Это педагог, который давно работает над какой-либо педагогической проблемой, изучил теорию ипрактику вопроса.
Мастер-класс для специалистов– педагогов дошкольного образования– проводит педагог-мастер. Его основная задача непросто сообщить информацию, апередать способы деятельности.
Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. Вначале мастер-класса онсоздает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает ихинтерес.
Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников нарешение поставленной цели. Новнутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства испособы для достижения цели, темп работы, ищут ответы напроблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет имметодические материалы иразработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.
В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.
Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения входе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться спредлагаемыми технологией иприемами.
Таким образом, впроцессе мастер-класса ненужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами спомощью всех участников мероприятия.
У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию ипредложить самостоятельное решение проблемы, заявленной вмастер-классе. Такой подход иявляется интерактивным.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
теоретическую часть;
показ или демонстрацию технологии процесса;
практическую часть– создание продукта;
презентацию продукта (афиширование);
выводы (рефлексию).
Наоснове структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер:
определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
представляет участникам мастер-класса технологию;
формирует рабочие творческие группы;
организует самостоятельную практическую работу педагогов сматериалами;
предлагает педагогам представить иобсудить результаты ихработы.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется внесколько этапов.
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
Определите тему мастер-класса.Она должна быть интересной иувлекательной, отражать проблему, над которой выработаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что импокажут. Тема мастер-класса может быть любой– творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы пообразованию дошкольников ибыть рассчитана намолодых педагогов. Вэтом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
Соберите информацию по теме. Даже если вывсовершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить налюбой вопрос участника мастер-класса позаявленной проблеме.
Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата выхотите добиться, чему научатся ичто узнают участники мастер-класса.
Определите задачи. Они помогут вреализации поставленной цели.
Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории ивведут участников втему мастер-класса.
Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом высможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими инеожиданными они будут, тем скорее выдобьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия иматериалы должны иллюстрировать основные направления иважные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс наразных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте ирешите, какие расходные материалы участники должны принести ссобой.
Составьте план проведения мастер-класса. Без него выможете что-то пропустить или перепутать. Наоснове информации, которую высобрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его попунктам иобозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств иотступлений оттемы, ответов навопросы участников.
Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его ненужно, авот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее иуслышать возможные ошибки всодержании выступления. Главные тезисы запишите налисток ивозьмите ссобой.
Подготовьте заключительную часть мастер-класса. Вконце выступления незабудьте похвалить всех участников иобсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.
