Публикации «Использование массажных мячей при совершенствовании лексикограмматических категорий на логопедических занятиях»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование массажных мячей при совершенствовании лексикограмматических категорий на логопедических занятиях»
Автор: Летникова Лилия Александровна

«Использование массажных мячей при совершенствовании лексикограмматических категорий на логопедических занятиях»Использование массажных мячей при совершенствовании лексикограмматических категорий.Содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с массажными мячами также задействована ориентировка в схеме тела(голова, руки, ноги, туловище. Такие игры очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость , умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Ёжик»Представьте, что к вам в гости пришел eжик.(Все движения выполняются в соответствии с текстом).Ёжик выбился из сил-Яблоки, грибы носил.Мы потрем ему бока,Надо их размять слегка.А потом погладим ножки,Чтобы отдохнул немножко.А потом почешем брюшко,Пощекочем возле ушка.Ёж по тропке убежал,Нам «Спасибо!» пропищал.Ребенок жалеет eжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.«Месим тесто»Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.«Орех»Движения соответствуют тексту.Я катаю свой орехПо ладоням снизу вверх.А потом обратно,Чтоб стало мне приятно.Я катаю свой орех,Чтобы стал круглее всех.«Иголки»У сосны, у пихты, eлкиОчень колкие иголки.Но еще сильней, чем ельник,Вас уколет можжевельник.Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.«Непростой шарик»Движения соответствуют тексту.Этот шарик непростой,Весь колючий, вот такой!Меж ладошками кладем,Им ладошки разотрем.Вверх, вниз его катаем,Свои ручки развиваем.«Ласковый ёж»Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.Гладь мои ладошки, !Ты колючий, ну и что ж?Я хочу тебя погладить,Я хочу с тобой поладить!«Ёжик»Ежик колет нам ладошки,Поиграем с ним немножко.Ежик нам ладошки колет –Ручки к школе нам готовит.Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)И немножко покатаем… (катаем мячик)Потом ручку поменяем (меняем руки)«Круги»Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:Я мячом круги катаю,Взад - вперед его гоняю.Им поглажу я ладошку.Будто я сметаю крошку,И сожму его немножко,Как сжимает лапу кошка,Каждым пальцем мяч прижму,И другой рукой начну.«Зайцы на лужайке»На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/ Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/ И катались по траве, /катать вперед – назад/ От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/ Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошкуМимо змеи проползали, /вести по ладошке/ «С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец«Футбол»Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить. «Колючки»Ладошку сделать «лодочкой». В нее вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же. Чтобы ребенок понял, с какой силойнеобходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребенок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке. «Прокати по ладошке»Локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперед-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой. Упражнение выполнять не торопясь, с хорошей амплитудой движения. Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. При этом ладошка лежит на столе, тыльной стороной кверху.«Горка»Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклоненной головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху. Можно выполнять упражнения ногами, сидя на стуле.«Будь здоров»Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой. Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно. Как вариант, можно делать круговые движения одной ногой, затем другой. Упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой движения. Упражнение можно выполнять двумя ногами сразу же либо поочередно, либо обеими ногами одновременно.«Солдаты»Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками одновременно.Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
-