Публикации «Игры и упражнения с массажным мячом для развития мелкой моторики в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игры и упражнения с массажным мячом для развития мелкой моторики в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями»
Автор: Нахашева Людмила Викторовна

Игры и упражнения с массажным мячом для развития мелкой моторики в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Источник знаний находится на кончиках пальцев – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. И. П. Павлов говорил: Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
Для развития речи, внимания и мелкой моторики рекомендуется регулярно делать массаж ладошек ребёнка и играть с ним в пальчиковые игры. Очень полезны в таких играх массажные мячики.
Массажный мячик - эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. Пальчиковые игры развивают творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как выше, ниже, лево, право, разучивают счет, да и просто улучшается настроение.
Детям очень нравится играть с массажными мячиками, так как они напоминают ежей. Использование таких мячей в работе, позволяет интересно стоить игровые сеансы: игровой массаж, пальчиковая гимнастика, двигательные игры (догнать мячик, отпустить ежика), игры по изучению цвета и размера. Дети всегда радуются, когда в гости приходят ежики и с удовольствием выполняют все игровые движения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья , как правило, неловки, движения плохо координированы, недостаточно развита мелкая моторика. Одной из причин является нарушение тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики, необходимо научить детей умению регулировать своей мышечный тонус, расслаблять и напрягать определенные группы мышц.
Способность детей управлять тонусом мышц вырабатывается в игровой форме, сопровождается показом или речевой командой педагога, родителя, а также может сопровождаться музыкой соответствующего характера (громкой – в момент напряжения, тихой – в момент расслабления).
Массаж, самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики, оказывающей общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышенный тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массаже, пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальцев (как всех вместе, так и поочередно). Для дошкольника старшего возраста используются упражнения по выполнению самомассажа от 3 до 5 по 5-10 мину., между которыми необходимо расслаблять мышцы рук. Упражнения выполняются 8 раз: по 4 раза для каждой руки.
Основные принципы построения коррекционной работы с детьми с ОВЗ:
- Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
- Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
- Ежедневность (регулярность).
- Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
- Комфортный для ребёнка темп выполнения.
- Взаимодействие со всеми специалистами.
Необходимо помнить три важных правила.
Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях проводимых учителем или специалистами, а также родители в домашних условиях. Упражнения и игры могут быть как активными, так и пассивными.
Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы по развитию мелкой моторики.
Обязательно необходимо учитывать индивидуальные возможности и способности детей, от которых зависит частота и время выполнения самомассажа.
Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики происходит с учетом возможностей детей с ОВЗ.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
- Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;
- Катать мячик в ладонях по кругу;
- Перебирать мячик пальчиками;
- Сжимать мячик пальчиками;
- Крутить мячик пальчикам;
- Подбрасывать и ловить мячик;
- Сжимать мячик в руках;
- Перекидывать мячик из одной руки в другую;
- Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж проводится на обеих руках попеременно.
Примерные комплексы упражнений самомассажа:
1. Самомассаж тыльной стороны.
2.Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
Помоем руки под горячей струей воды - имитировать мытье рук.
Дрель - фалангами сжатых в кулак пальцев производиться движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка – непоседа
В стенке дырочку грызет!
Надеваем перчатки - большим и указательным пальцем правой руки растирать каждый палец левой, начиная с мизинца, сверху вниз. Затем растирать ладонь.
Засолка капусты - движением ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движение обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим- солим,
Мы капусту жмем – жмем.
Пила - имитация пиления по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, ребенок сидит.
Пили, пили, пили пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
Согреем руки - движения как при растирании замерших рук.
Морозко
Заморозил нас Морозко,
Влез за теплый воротник,
Как воришка осторожно
В наши валенки проник.
Молоточек - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки имитировать
забивание гвоздей.
Гуси щиплют траву - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Послушный мячик
Вот какой послушный мячик!
Не шалит он и не скачет.
Будем в мячик мы играть.
Станем мы его катать. (Дети катают мячик между ладонями.)
Если ребенок не может самостоятельно выполнять это упражнение, взрослый помогает ребенку, держа его руки в своих руках.
Ежик
Ежика возьмем в ладошки (дети берут массажный мячик)
И потрем его слегка, (погладить мяч одной рукой )
Разглядим его иголки, (погладить мяч другой рукой)
Помассируем бока. (катать между ладоней )
Ежика в руках кручу, (пальцами покутить мяч)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (сжать мяч между ладоней)
Не достанет его кошка. (прижать мяч к себе)
Упражнения: Один – много, Назови ласково
Взрослый легко подбрасывает мяч или передает его ребенку, называя предмет, ребенок должен передать мяч обратно, называя этот предмет ласково или во множественном числе.
Испечем мы каравай
Месим, месим тесто (сжать мяч)
Есть в печи место. (перекладывать с одной руки в другую)
Испечем мы каравай! (Сжимать обеими руками)
Перекладывай валяй (катать между ладошками)
“Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”, “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”: - возьми ёжика в правую (левую) руку и спрячь за спину, над головой, перед собой и т.д.
Ролик-ёжик мы возьмём
Покатаем и потрём.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ёжика на пол,
Ручкой ёжика прижмём
И немножко покатаем,
Потом ручку поменяем.
Ёжик в ручки надо взять,
Чтоб иголки посчитать.
Раз, два, три, четыре. Пять.
Начинаем счёт опять.
Мы возьмём в ладошки ёжик
И потрём его слегка,
Разглядим его иголки.
Су-Джок терапия.
В коррекционно–педагогической работе широко применяются приемы Су-Джок терапии. Одним из практических инструментов су-джок является массажный чудо-шарик. Его активно используют в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.
В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок - стопа. Таким образом, Су-Джок терапия - это игры с использованием кистей рук и стоп.
Разнообразные игры с шариками су-джок позволяют:- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус (особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, ДЦП, минимальной мозговой дисфункцией);
- активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;- повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;- развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка;
Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, состоит в следующем:
- массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;
- оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;
- позволяет совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
- Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;
Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда. Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий. Массируя мышцы руки, дети повторяют художественное слово и выполняют движения.
Эту работу можно проводить утром в кругу общения, перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, лепкой, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Таким образом, игры с массажными шариками Су-джок - это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития мелкой моторики рук и речи дошкольников.
Необходимо систематически проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений мелкой моторики.
-