Публикации Методическая разработка урока физики 9 класс: Кейс-метод “Анализ аварии на Чернобыльской АЭС”

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка урока физики 9 класс: Кейс-метод “Анализ аварии на Чернобыльской АЭС”
Автор: Новойдарская Ирина Тихоновна

Методическая разработка урока физики 9 класс: Кейс-метод “Анализ аварии на Чернобыльской АЭС”Тема: Ядерная энергетика. Последствия аварий на АЭС.Цель: Формирование у обучающихся понимания рисков и последствий использования ядерной энергетики на основе анализа реальной аварии.Метод: Кейс-метод.Тип урока: Урок применения знаний и умений.Оборудование: Компьютер, проектор, доступ к Интернет-ресурсам, раздаточный материал с кейсом.Структура урока:
  • Организационный момент (2 мин).
  • Актуализация знаний (5 мин): Фронтальный опрос по вопросам строения атома, радиоактивности, ядерных реакций.
  • Введение в кейс (3 мин): Краткое описание аварии на Чернобыльской АЭС, постановка проблемы: выявить причины аварии и оценить её последствия.
  • Работа в группах (20 мин): Анализ кейса. Кейс содержит:
  • Описание хронологии событий аварии.
  • Схемы реактора.
  • Данные о выбросе радиоактивных веществ.
  • Информация о мерах по ликвидации последствий.
  • Вопросы для анализа (например: Какие физические процессы привели к аварии? Какие нарушения техники безопасности были допущены? Как авария повлияла на окружающую среду и здоровье людей?).
  • Представление результатов работы групп (10 мин): Каждая группа представляет свои выводы и предложения.
  • Обсуждение и подведение итогов (5 мин): Обобщение информации, формулирование выводов о роли физики в понимании и предотвращении техногенных катастроф.
  • Рефлексия (2 мин).
  • Домашнее задание (3 мин): Написание эссе “Уроки Чернобыля для современной ядерной энергетики”.
  • Пример кейса (фрагмент):“26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария. Во время проведения эксперимента по остановке турбогенератора произошёл резкий скачок мощности реактора. … (Далее следует подробное описание событий, схемы, графики, данные о радиоактивном загрязнении и т.д.)”Пример вопросов для анализа кейса:
  • Какие физические процессы привели к скачку мощности реактора?
  • Какие ошибки были допущены при проектировании и эксплуатации реактора?
  • Как распространялись радиоактивные вещества после аварии?
  • Какие меры были приняты для ликвидации последствий аварии?
  • Какие уроки можно извлечь из этой трагедии?
  • Ожидаемые результаты:
  • Обучающиеся должны понимать физические принципы, лежащие в основе ядерной энергетики.
  • Обучающиеся должны осознавать риски, связанные с использованием ядерных технологий.
  • Обучающиеся должны уметь анализировать информацию, делать выводы и предлагать решения.
  • Преимущества метода:
  • Развитие критического мышления.
  • Формирование умения работать в команде.
  • Повышение интереса к предмету.
  • Установление связи теории с реальными жизненными ситуациями.
  • -