Публикации Методика диагностического подхода в наставнической деятельности педагога-наставника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика диагностического подхода в наставнической деятельности педагога-наставника
Автор: Шушунова Светлана Николаевна

Методика диагностического подходав наставнической деятельности педагога-наставникаШушунова С.Н., учитель географии Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого специалиста.Методическое сопровождение наставляемого включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическую и диагностическую деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего специалиста.Цель и содержание диагностических материалов зависит от стажа, опыта и профессиональных затруднений молодого учителя.В работе с молодым специалистом у меня возникла потребность в разработке пакета диагностических и дидактических материалов. Диагностическим инструментарием мне послужили анкеты, которые я разработала и стала использовать в работе с наставляемой.Анкетирование и наблюдение показывало, что молодой педагог сталкивается с некоторыми трудностями в своей деятельности:организация дифференцированной и индивидуальной работы с детьмивыбор методов, приемов, технологийразработка программы по предмету и составление КТПработа с документациейработа с родителямиорганизация урокаорганизация внеурочной деятельности. В нашей школе с целью оказания помощи молодым специалистам разработана структура наставнической деятельности. В роли наставников выступают опытные учителя, которые добровольно соглашаются помогать молодым коллегам. Стажерами (наставляемыми) являются молодые учителя, работающие в школе менее 3-х лет. Приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста, учителя истории и обществознания Мамочкиной Марии Андреевны, которая одновременно является студенткой заочного отделения Саратовского государственного университета. Стаж работы Марии Андреевны в школе чуть больше года. Изначально стажер заполнила анкету молодого специалиста учителя истории и обществознания (Приложение 1). Цель анкеты определить потребности и ожидания молодого специалиста в сфере профессионального развития, а также выявить его интересы и готовность к работе в школе. После обработки данных анкеты Марии Андреевне была оказана психологическая поддержка (создание благоприятного психологического климата для адаптации к работе в школе, преодоление профессиональных трудностей) и была предоставлена методическая помощь. Поскольку современная школа требует от педагогов свободного владения компьютером, также была предложена анкета для выявления уровня компьютерной грамотности учителя (Приложение 2). Результаты анкетирования показали, что молодой специалист идет в ногу со временем, но при этом не собирается останавливаться на достигнутом, осваивает новые программы и онлайн-ресурсы. После изучения данных двух анкет были разработаны цели и задачи наставничестваДля начинающего учителя: - помочь освоить методические приемы и технологии обучения истории и обществознания; - подготовить к самостоятельной работе с учениками и составлению учебных планов; - развить навыки коммуникации с родителями и коллегами; -обеспечить адаптацию к работе в школе. Для опытного учителя: - поделиться собственным опытом, знаниями и навыками; - поддержать профессиональный рост и развитие; - сформировать собственный стиль преподавания и методические приемы; - развивать творческий потенциал и педагогическое мастерство.Во время учебно-воспитательного процесса проводилось плановое взаимодействие наставника и наставляемого по различным формам:-взаимопосещение уроков;- совместное планирование и проведение уроков (интегрированный урок «Эпоха Петра Великого».), внеклассных мероприятий (« В дружбе народов сила России», «Великие битвы – великой страны»);- обсуждение методических материалов, мастер-классов консультации;- анализа участия обучающихся в школьном и муниципальном туре всероссий ской олимпиады школьников, ВПР. Мария Андреевна активно участвует активно участвует в педагогических мероприятиях муниципального и регионального уровня (на базе СОИРО: «Научно-методический час. Молодые педагоги», «Достижение объективности оценочных процедур в рамках критериального оценивания по учебному предмету «Обществознание», педагогических форумах и конференцияхсенняя школа для молодых учителей «Молодой учитель в условиях стандартизации и индивидуализации образования», в региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Саратовской области «Галактика 64»). Посещает образовательные мероприятия, знакомится с новыми трендами в образовании, участвует в обсуждениях, развивает общую культуру и эрудицию, проводит творческие конкурсы, общается с учениками в неформальной обстановке (организация кружков, секций, внеклассных мероприятий). После первого года работы Марии Андреевне было предложено пройти анкету «Изучение затруднений педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры» (Приложение 3). Цель анкеты понять трудности, с которыми столкнулся стажер на начальном этапе профессиональной карьеры, и разработать более эффективные программы поддержки молодых специалистов.После анализа результатов анкетирования был разработан комплекс задач и мероприятий для устранения недочетов. Особое внимание было направлено на:-применение методических приемов, владение материалом, управление классом, взаимодействие с учениками;- разработку собственных методических материалов, использование нестандартных приемов обучения, проведение интересных уроков;-планирование уроков, ведение документации, подготовка к контрольным работам.мение строить доверительные отношения, решать конфликтные ситуации, обмениваться опытом;- проявление инициативы, ответственности, самостоятельности в принятии решений.Администрация школы поддерживает систему наставничества, предоставляет необходимые ресурсы и создаёт условия для её эффективной работы, что позитивно отражается на повышении качества образования в школе, на создании благоприятного психологического климата для молодых учителей, на сохранении и передаче педагогического опыта; на повышении профессиональной компетентности педагогов. Чтобы проанализировать эффективность наставничества, Мария Андреевна ответила на вопросы анкеты №4 (Приложение 4). При изучении ответов было установлено, что основные цели и задачи, поставленные мною как наставником, были достигнуты. А именно:- молодой педагог овладела навыками планирования учебной деятельности, - разработкой поурочных планов под руководством наставника, - участвовала во всех мероприятиях школы и класса,- участвовала в педагогических мероприятиях муниципального и регионального масштаба,- приняла участие и стала дипломантом муниципального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2024»В свою очередь, молодой специалист подготовила отчет о проделанной работе за период стажировки, который представила на педагогическом совете. С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности  профессиональной деятельности начинающего учителя. Диагностика обеспечивает обратную связь, показывает насколько эффективно были выбраны формы и методы ликвидации дефицитов, с какими трудностями столкнулся начинающий педагог более остро. Таким образом, диагностика процесса адаптации начинающего специалиста - это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение затруднений и потребностей, характеризующих состояние и результаты процесса адаптации, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать этот процесс в целях повышения качества подготовки молодых специалистов.Приложение 1Анкета №1 «Молодой специалист учитель истории и обществознания»Цель анкеты: Определить потребности и ожидания молодого специалиста в сфере профессионального развития, а также выявить его интересы и готовность к работе в школе.1. Какую цель вы преследуете, выбирая профессию учителя истории и обществознания? А) Желание передать свою любовь к истории нашей страны. Б) Стремление сформировать у детей чувство патриотизма. В) Возможность творчески работать с учениками. Г) Желание принести пользу обществу. Д) Другое (укажите) _______________________________2. Какие три важнейших навыка, по вашему мнению, должен иметь успешный учитель истории и обществознания? _______________________________ _______________________________ _______________________________3. Какие ожидания вы связываете с работой в школе? А) Получение возможности для профессионального роста. Б) Взаимодействие с опытными учителями. В) Поддержка администрации школы. Г) Создание творческой атмосферы в коллективе. Д) Другое (укажите) _______________________________4. Какими методами преподавания вы хотели бы владеть? А) Традиционные методы преподавания. Б) Современные образовательные технологии. В) Проектный метод. Г) Игровые методы. Д) Методы критического мышления. Е) Другое (укажите) _______________________________5. С какими проблемами вы сталкивались в процессе обучения в учебном заведении где получали образование? А) Нехватка практических навыков преподавания. Б) Сложность в составлении учебных планов и рабочих программ. В) Сложность в понимании современных образовательных технологий. Г) Отсутствие доступа к современным методическим материалам. Д) Другое (укажите) _______________________________6. Какие ожидания вы имеете от своего наставника? А) Получение конкретных практических советов по работе в школе. Б) Помощь в адаптации к новой рабочей среде. В) Поддержка в решении профессиональных проблем. Г) Развитие творческого потенциала. Д) Другое (укажите) _______________________________ _____________________________________________________________________________Приложение 2Анкета №2 «Выявление уровня компьютерной грамотности учителя»1. С какой частотой вы используете компьютер в своей профессиональной деятельности А) Ежедневно Б) Несколько раз в неделю В) 1-2 раза в неделю Г) Реже, чем 1 раз в неделю Д) Практически не использую2. Какие программы вы используете в своей работе? А) Текстовые редакторы (Word, Google Docs) Б) Презентационные программы (PowerPoint, Google Slides) В) Электронные таблицы (Excel, Google Sheets) Г) Графические редакторы (Photoshop, Paint) Д) Программы для создания видео и аудио (Movie Maker, Audacity) Е) Онлайн-сервисы для образования (LearningApps, Khan Academy) Ё) Другое (укажите) _______________________________3. На каком уровне вы владеете навыками работы с компьютером? А) Свободно владею компьютером, могу решать разнообразные задачи. Б) Уверенно владею компьютером, могу решать базовые задачи. В) Знаю основы работы с компьютером, но не владею всеми необходимыми навыками. Г) Имею ограниченные знания и навыки работы с компьютером. Д) Практически не владею компьютером.4. Как часто вы используете Интернет в профессиональной деятельности? А) Ежедневно Б) Несколько раз в неделю В) 1-2 раза в неделю Г) Реже, чем 1 раз в неделю Д) Практически не использую5. Какие онлайн-ресурсы вы используете в своей работе? А) Образовательные порталы (Учительф, Решу ЕГЭ, другие)_____________________ Б) Библиотеки электронных книг (ЛитРес, MyBook) В) Онлайн-сервисы для создания уроков и тестов Г) Социальные сети для учителей Д) Другое (укажите) _________________________6. Как часто вы используете электронную почту в профессиональной деятельности? А) Ежедневно Б) Несколько раз в неделю В) 1-2 раза в неделю Г) Реже, чем 1 раз в неделю Д) Практически не использую7. Как часто вы используете видеоконференции в своей работе? А) Ежедневно Б) Несколько раз в неделю В) 1-2 раза в неделю Г) Реже, чем 1 раз в неделю Д) Практически не использую8. Как часто вы используете мобильные устройства в профессиональной деятельности? А) Ежедневно Б) Несколько раз в неделю В) 1-2 раза в неделю Г) Реже, чем 1 раз в неделю Д) Практически не использую9. С какими программами для мобильных устройств вы знакомы? А) Программы для чтения книг Б) Программы для создания презентаций В) Программы для обучения иностранным языкам Г) Программы для создания тестов и упражнений Д) Другое (укажите) _______________________________10. Какие трудности вы испытываете при использовании компьютера в своей работе? А) Отсутствие необходимых программ и ресурсов. Б) Сложность в использовании программ и сервисов. В) Нехватка времени для обучения компьютерным навыкам. Г) Отсутствие поддержки со стороны коллег или администрации. Д) Другое (укажите) _______________________________ Приложение 3Анкета №3 «Изучение затруднений молодых педагогов на начальном этапе профессиональной карьеры»1. Ваш стаж работы в образовательной сфере: А) До 1 года Б) От 1 года до 3 лет В) От 3 лет до 5 лет Г) Более 5 лет2. Какую цель вы преследовали, выбирая профессию учителя? А) Желание передать свою любовь к предмету ученикам. Б) Стремление воспитать в детях ответственность и самостоятельность. В) Возможность творчески работать с учениками. Г) Желание принести пользу обществу. Д) Другое (укажите) _______________________________3. Какие три самых больших затруднения вы испытывали на начальном этапе профессиональной карьеры? __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________4. Какие из следующих навыков вы считаете наиболее важными для успешного педагога? А) Владение методиками преподавания предмета. Б) Управление классом и взаимодействие с учениками. В) Планирование и оформление уроков. Г) Проведение контрольных работ и оценка знаний учеников. Д) Взаимодействие с родителями учеников. Е) Другое (укажите) _______________________________5. С какими проблемами вы сталкивались в процессе обучения в вузе? А) Нехватка практических навыков преподавания. Б) Сложность в составлении учебных планов и рабочих программ. В) Сложность в понимании современных образовательных технологий. Г) Отсутствие доступа к современным методическим материалам. Д) Другое (укажите) _______________________________6. Как вы считаете, что помогло вам преодолеть трудности на начальном этапе карьеры? А) Поддержка наставника. Б) Помощь коллег. В) Самостоятельное изучение методической литературы. Г) Участие в педагогических форумах и конференциях. Д) Другое (укажите) _______________________________7. Какие виды поддержки от администрации школы были бы вам необходимы на начальном этапе работы? А) Методическая помощь и консультации. Б) Психологическая поддержка. В) Финансовое содействие. Г) Возможность участия в профессиональном развитии. Д) Другое (укажите) _______________________________8. Какие предложения вы могли бы дать для улучшения системы поддержки молодых специалистов в школе? ____________________________________________________________________Приложение 4Анкета №4 «Анализ эффективности наставничества для молодого учителя»1. Как вы оцениваете общий уровень вашей подготовки к работе в качестве учителя? А) Очень высокий Б) Высокий В) Средний Г) Низкий Д) Очень низкий2. Как вы оцениваете уровень поддержки, которую вы получили от своего наставника? А) Очень высокая Б) Высокая В) Средняя Г) Низкая Д) Очень низкая3. Как часто ваш наставник предоставлял вам информацию и ресурсы, которые помогали вам в вашей работе? А) Очень часто Б) Часто В) Иногда Г) Редко Д) Никогда4. Как вы оцениваете качество информации и ресурсов, которые предоставил вам ваш наставник? А) Очень высокая Б) Высокая В) Средняя Г) Низкая Д) Очень низкая5. Как вы оцениваете уровень поддержки, которую ваш наставник оказывал вам в решении проблем, с которыми вы столкнулись в процессе обучения? А) Очень высокая Б) Высокая В) Средняя Г) Низкая Д) Очень низкая6. Как вы оцениваете уровень доверия между вами и вашим наставником? А) Очень высокий Б) Высокий В) Средний Г) Низкий Д) Очень низкий7. Как вы оцениваете влияние программы наставничества на ваш профессиональный рост и развитие? А) Очень высокое Б) Высокое В) Среднее Г) Низкое Д) Очень низкое8. Есть ли у вас какие-либо замечания или предложения по улучшению программы наставничества?Дополнительные вопросы:• Каким образом программа наставничества помогла вам улучшить вашу преподавательскую деятельность?• Какие навыки и знания вы приобрели в процессе наставничества?• Что вы считаете наиболее ценным аспектом программы наставничества?Важно: • В анкете используются шкалы для ответа на большинство вопросов. Это позволяет более объективно оценить уровень удовлетворенности и эффективности программы. • Вопросы 1 и 7 помогут понять, насколько программа наставничества способствовала профессиональному развитию учителя.• Последний открытый вопрос предоставляет возможность учителям высказать свои мысли и предложения, которые могут быть использованы для улучшения программы.
-