Публикации
Материалы диагностического исследования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Материалы диагностического исследования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Автор: Лежнева Ольга Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Материалы диагностического исследования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Автор: Лежнева Ольга Викторовна
Материалы диагностического исследования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся (диагностические методики, работы обучающихся, интерпретация результатов и выводы)Диагностика на выявление интересов младших школьниковЦель: выявление интересов младших школьников.В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."решать логические задачи и задачи на сообразительность; читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; петь, музицировать; заниматься физкультурой; играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); играть с техническим конструктором; изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами; самостоятельно рисовать; играть в спортивные, подвижные игры; руководить играми детей; ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; ходить в магазин за продуктами; читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и д.р.); убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; знакомиться с историей (посещать исторические музеи); самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); ухаживать за домашними растениями; помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; участвовать в постановке спектаклей; заниматься спортом в секциях и кружках; помогать другим людям; работать в саду, на огороде, выращивать растения; помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. Обработка результатовВопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:математика и техника; гуманитарная сфера; художественная деятельность; физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и естествознание; домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Бланки учащихся:Интерпретация результатов:С. ДарьяПри проверке ответов Даши, удалось выявить, что она многогранная и разносторонняя личность. Результаты показали, что Даша гуманитарная личность, у неё нет проблем в коммуникации, она общительна и всегда готова заводить новые знакомства. Она интересуется окружающим миром и любит животных, так же она всегда готова помочь родственникам и друзьям, любит выполнять домашние обязанности.Ч. ЮлияРезультаты диагностики показали, что, Юля проявляет интерес к художественной деятельности и немного к окружающей среде. В остальных категориях преобладали отрицательные ответы. Получив такой результат, можно сказать, что у Юли гуманитарный склад ума и ей необходимо развивать свои творческие способности.И. ИринаИра разносторонняя личность. Её интересуют любые виды искусств. Она любит петь и рисовать и с удовольствием посещает музеи, также любит рисовать. У неё гуманитарный склад ума, что подтверждают её хобби и интересы. Кроме того, она очень добрый и отзывчивый человек, она без проблем вступает в контакт и знакомится с новыми людьми. Также она ведёт здоровый образ жизни и любит заниматься спортом, участвовать в активных играх и с пользой для здоровья проводить время.Г. ВалерияРезультаты диагностики показали, что Лера очень разносторонний и активный человек. Гуманитарные способности преобладают, из-за чего ей больше нравится рисовать, участвовать в спектаклях, читать литературу. Кроме этого она любит наблюдать и изучать природу, животных. Ей нравится заниматься спортом и придерживаться здорового образа жизни. Она очень общительная и Лере не составит труда поддержать беседу с кем-либо.Б. ДарьяПроанализировав результаты Даши удалось сделать вывод о том, что она обладает гуманитарным складом ума, любит творчество. Она любит и петь, и рисовать и читать литературу. Любит животных и природу.Вывод:Группа девочек – гуманитарного склада, но, тем не менее у них разные интересы и предпочтения. Кто-то любит творчество, а кто-то спорт, помогать по дому и так далее. Разные увлечения не отталкивают девочек друг от друга, а наоборот объединяют их. Они могут делиться опытом друг с другом. Учить чему-то новому.Анкета на выявление пoзнавaтeльных интepeсов школьника. (K.H. Boлкoв)Цель: oпpeделение степени выpaженности пoзнaвaтельных интеpесoв. Материал: блaнк с пятью вoпpoсaми, имеющими возможные вapиaнты oтветов. Ход проведения: учащимся, дается бланк стaндapтизиpoвaнной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой - либо один, который больше всего характеризует учащегося. l. Cвязaны ли твои интересы с выбopoм бyдyщей пpoфeccии? А) очень тесно; (5 баллов)Б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствующей организацией деятельности; (3 балла)В) никак не связаны. (1 балл)2. Обращаешься ли ты к серьезным источникам: пользуешься ли научной литературой, работаешь ли со словарем и т. д.?А) постоянно; Б) иногда; В) очень редко. 3. Ставишь перед собой задачи, которые не возможно выполнить в один присест, и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев? А) большинство заданий подчинено этому принципу; Б) ставит, но редко выполняет; В) не ставит долговременных задач. 4. В какой мере, занимаясь любимым делом, ты может делать не интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)? А) делает всегда столько, сколько нужно; Б) делает периодически; В) не любит выполнять неинтересную работу. 5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом? А) всегда, когда нужно; Б) только изредка; В) не способен.Обработка результатов: подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5. Полученное в результате число – это показатель интенсивности познавательных потребностей. -сильно выраженной, если показатель больше 3,5;-умеренной, если результат от 2,5 до 3,5;-слабой, если результат меньше 2,5.Бланки:Интерпретация результатов: Данная диагностика была проведена среди девочек из подгруппы. Рассматривая 1 вопрос, удалось выявить, что 3 девочки связывают свои интересы и предпочтения с будущей профессией, а 2 связывают, но мало и сопровождаются соответствующей организацией деятельности. Исходя из 2 вопроса, 3 девочки иногда пользуются литературой, а 2 девочки очень редко пользуются дополнительной литературой, в крайних случаях. Из 3 вопроса выявлено, что 2 девочки выполняют задания в несколько присестов, с каждым разом улучшая свою работу, 2 девочки ставят перед собой такие задачи, но редко их выполняют, и 1 девочка из подгруппы не ставит перед собой долговременных задач. Рассматривая 4 вопрос, мы видим, что 2 девочки из группы делают не интересную работу столько, сколько нужно, другие 2 девочки делают такие задания периодически, если это нужно для особо случая, и 1 девочка из группы не любит выполнять неинтересную работу. Из 5 вопроса было выявлено, что 4 девочки из группы жертвуют своим личным временем, ради интеллектуальной деятельности, и 1 девочка из группы только изредка жертвует развлечениями и своим личным временемВывод: Посмотрев результаты диагностической методики удалось выявить, что в основном у девочек из подгруппы наблюдается сильно выраженные и умеренные познавательные интересы и потребности. Девочки относятся к своим работам с ответственностью, часто обращаются за информацией к дополнительной литературе. А также готовы жертвовать своим личным временем, ради качественно выполненной работы, что может говорить об их ответственности.Диагностический тест на выявление интересов младших школьниковЦель: выявление интересов младших школьников.Опрашиваемым школьникам выдаются контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми нужно вписать знак «+», если ответ положительный, и знак «-» при отрицательном ответе. Содержание вопросов зачитывается педагогом.Содержание вопросов:Верно ли, что в детстве вы очень любили:1.Подолгу играть в подвижные игры?2.Придумывать игры и верховодить в них?3.Играть в шашки, шахматы?4.Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?5.Читать стихи или петь песни?6.Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?7.Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?8.Рисовать самому или наблюдать, как рисуют другие?9.Изучать язык, пользоваться новыми незнакомыми словами?Нравится ли вам сейчас:10.Заниматься на уроках физкультуры или секции?11.Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?12.Помогать ребятам решать математические задачи?13.Читать об известных открытиях и изобретениях?14.Участвовать в художественной самодеятельности?15.Помогать другим людям разбираться в их проблемах?16.Читать или узнавать что-то новое об искусстве?17.Заниматься в изостудии, в изобразительном кружке?18.Писать сочинения на свободную тему?Получаете ли вы особое удовольствие:19.От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?20.От своего умения расставить людей, распределить работу?21.От решения трудных математических задач?22.От исправления бытовых электроприборов или радиоприборов?23.От игры на сцене?24.От общения с людьми?25.От знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?26.От посещения художественной выставки?27.От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного?Часто ли вас тянет:28.К длительным физическим упражнениям?29.К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?30.К разгадыванию математических шарад?31.К изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?32.Участвовать в постановке спектакля?33.Помочь людям, посочувствовать им?34.Поиграть на музыкальном инструменте?35.Порисовать красками или карандашами?36.Писать стихи, прозу или просто вести дневник?Любите ли вы долгое время:37.Заниматься спортом или физическим трудом?38.Энергично работать вместе с другими?39.Заниматься черчением или шахматной комбинацией?40.Копаться в механизмах, приборах?41.Заботиться о младших, слабых или больных людях?42.Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?43.Исполнять музыкальные пьесы?44.Исполнять музыкальные пьесы?45.Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?Обработка результатов:Каждый столбец по вертикали характеризуют одно из направлений в развитии способностей личности:I - физические (спортивные)II - организаторскиеIII - математическиеIV - конструкторско-техническоеV - эмоционально-изобразительные (артистические)VI - коммуникативныеVII - музыкальныеVIII - художественно-изобразительныеIX - филологическиеПри обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.Бланки учащихся:ДарьяДарьяЮлияИринаВалерияИнтерпретация результатов:ДарьяРезультаты диагностического теста показали ,что Даша очень творческая личность. У неё присутствуют коммуникативные, музыкальные, а также художественно- изобразительные направления в развитии. Так же Даша обладает гуманитарным складом ума. ДарьяПо результатом теста удалось выявить, что Даша разносторонняя личность. В ней присутствуют артистические и коммуникативные направленности. Даша обладает гуманитарным складом ума. Она всегда готова придти на помощь .ЮлияРезультаты диагностического теста показали, что, Юля имеет художественно- изобразительное направление в развитии. Так же у Юли присутствуют музыкальные и коммуникативные навыки. Юля дружелюбна по отношению к окружающим, всегда готова придти на помощь.ИринаРезультаты теста показали, что Ира имеет музыкальное, коммуникативное и художественно- изобразительное направление. Ира может помочь и посочувствовать людям. Так же она всегда придёт на помощь к своим друзьям и близким.Валерия Результаты теска показали, что Лера физически развитая личность. У нее присутствуют эмоционально-технические, художественно-изобразительные, а также филологические на направления в развитии.Вывод: Посмотрев результаты диагностического теста удалось выявить, что в основном у девочек наблюдается художественно- изобразительное направление. А так же все девочки готовы придти на помощь к своим друзьям и близким.Познавательная активность младшего школьника (А.А. Горчинская)Цель: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.Содержание: ответить на вопросы анкеты1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике? а) да; б) иногда; в) нет.2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?а) помучиться, но самому найти ответ; б) когда как; в) получить готовый ответ от других.3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы? а) постоянно много; б) иногда много, иногда ничего не читаю; в) читаю мало.4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы? а) всегда нахожу на них ответ; б) иногда нахожу на них ответ; в) не обращаю на них внимания.5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое? а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями); б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь; в) ты не станешь об этом рассказывать.Обработка данных:а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; б) об умеренной; в) о слабой выраженности.Бланки учащихся:Результаты:Интерпретация:Вывод:Исходя из результатов, удалось выявить, что в основном степень выраженности познавательной активности - высокая. Это значит, что группа может с ответственностью подойти к предложенному заданию, найти самостоятельно ответы на возникшие вопросы с помощью дополнительной литературы, интернет-источников, или попросить помощи товарища. На 5 вопрос большинство выбрали вариант Б, что говорит о том, что группа любознательна, готова делиться новыми знаниями с другими, помочь кому-то в объяснении данной темы.Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, О.Л. Пороцкая)Цель: изучить особенности воображения ребенка на словесном материалеРебёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности: 0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки; 1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов; 2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку; 3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями; 4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка; 5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.Интерпретация результатов диагностики:1 сочиненная сказка: Сказка про котенка Мурчика. Жил-был на свете маленький полосатый котенок Мурчик. Был он непоседой, из-за чего с ним часто происходили неприятности. Когда он отправлялся на прогулку, его мама Марфа говорила ему: "Мурчик, веди себя хорошо и к собакам близко не подходи".В этот день котенок не послушался, ведь ему было интересно, как живут собаки. Он подошел к стае. На него все грозно зарычали. Котенок сжался в комочек и жалобно замяукал. Всем стало жалко малыша.Неожиданно собаки перестали рычать. Оказалось, что они защищали от незваного гостя своего малыша - щенка по имени Дружок. С тех пор Дружок и Мурчик стали неразлучными друзьями. Собаки и коты начали дружить.Выводы и результаты:Прочитав эту сказку, можно сделать вывод, что сказка, сочинена самостоятельна, в ней не имеется элементов уже известной сказки, эта сказка не пересказана. Сказка сочинена самостоятельно учеником, что говорит о том, что у учащегося хорошо развито воображение (это говорится о сюжете сказки о и придуманных персонажах), учащийся может выдвигать какие-то оригинальные идеи, в зависимости от предложенной ситуации (это говорится о самостоятельном сочинении сказки), учащийся может проявлять интерес к разным проблемам, стоящим перед ними. Если оценивать это в баллах от 0 до 5, то учащийся выполнил методику на 5 баллов, что означает, что в нем присутствуют показатели творческих способностей, описываемых выше. 2 сочиненная сказка: Волшебная палочкаЖили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий - трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там много богатства. Первый брат взял мешок с золотом. Второй брат взял золотой меч. Третий взял обыкновенную палочку. Откуда ни возьмись появился Змей Горыныч. Один спрятался за свой сундук, второй мечом махал, но ничего у них не получилось. Только третий брат взмахнул палочкой, и стала вместо змея птичка, которая улетела. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.Вывод и результаты:Прочитав эту сказку, можно сделать вывод, что в сказке присутствуют элементы уже известной сказки, возможно, внесены изменения в уже известную сказку. Это говорит о том, что у учащегося не в полной мере развито воображение, учащийся находчив и изобретателен, так как в сказке предлагает существенные изменения. Если оценивать работу в баллах от 0 до 5, то учащийся справился с методикой на 3 балла, это также означает присутствие показателей творческих способностей.3 сочиненная сказка:Первый снегПервый снег выпал поздно вечером, когда маленькая девочка вышла гулять со своей собакой. Пушистые снежные хлопья падали с неба и девочка воскликнула: Дуся, смотри сколько снега! Девочка прыгала от радости и кружилась на месте, ловила хлопья своими крошечными ладошками. Дуся склонила голову и большими карими глазами смотрела на хозяйку. Она наблюдала за происходящим, но ей так и не удавалось понять, чему так радуется девочка. Но вдруг большая снежинка упала на мокрый чёрный нос собаки. её взгляд упал на нос. Снежная хлопушка мгновенно растаяла. Дуся взглянула на небо. Она увидела бесконечное количество белых точек, которые падали с неба не нее, на хозяйку, на все вокруг, а затем исчезали. Интерес Дуси рос. Высунутым языком она стала ловить снежинки. Они падали на ее язык и тут же таяли. Снежинки были холодными и пушистыми.Вдруг собака остановилась и еще раз посмотрела на хозяйку. Теперь она поняла причину ее радости. Дуся побежала по небольшим сугробам, прыгая в них, а маленькая девочка за ней следом. Это был первый снег Дуси.Вывод и результаты:Прочитав эту сказку, можно сделать выводы, что у учащегося очень богатая фантазия. Он придумал совершенно новую историю. Учащийся ведет повествование от двух лиц и четко описывает действия. Если оценивать это в баллах от 0 да 5, то учащийся справился с методикой на 5 баллов. У учащегося хорошо развито воображение и логическое мышление.
